ГАЛЕРЕЯ РУССКОГО МИРА

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

З

 

Заборов Борис (р. 1935)
художник, с 1981 года живет в Париже.

«Я дышал воздухом России, моя кровь обогащалась ее кислородом, и во мне происходили какие-то химические реакции, которые не могли не сказаться на своем творчестве. Конечно, я ощущаю себя человеком из той, из русской жизни, который в силу определенных обстоятельств живет в другой географии».
Из беседы с журналистом Ю. Коваленко в 1989 г. - Коваленко Ю.И. Москва-Париж: Очерки о русской эмиграции. Профили и силуэты. М., 1991, с.218.

Замятин Евгений Иванович (1884 - 1937, Париж)
писатель, кораблестроитель (участвовал в создании ледокола «Ленин»), эмигрировал из Советской России в 1931 г., жил во Франции. Прославился романом «Мы» - первым романом в жанре антиутопии. Последователем Замятина был Дж.Оруэлл, ставивший его произведение выше известной повести Хаксли «О прекрасный новый мир». Участвовал в 1935 г. в Антифашистском Конгрессе в защиту культуру. До конца жизни сохранял советское гражданство:

«не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой возможности вернуться домой»
Берберова Н. Курсив мой. Нью-Йорк, 1983, с.342.

Зворыкин Владимир Кузьмич (1899, Москва - 1982, Принстон, США)
ученый-изобретатель в области электроники, инженер, «отец» телевидения. В 1919 г. обосновался в США, в 1931 г. изобрел кинескоп и (вместе с Григорием Оглобинским) иконоскоп, передающую трубку, сделавшую возможным развитие электронных телевизионных систем. Изобретатель электронного микроскопа для наблюдения живых клеток в медицинских исследованиях. Во время войны руководил специальным Фондом военной помощи русским. Зворыкину принадлежат свыше 120 патентов и более 80 научных работ, его называли «подарком американскому континенту». Вместе с математиком Дж. фон Нейманом написал письмо президенту США, в котором обращалось внимание на значение компьютеров для будущего, считается поэтому провозвестником эры компьютеров. С 1954 по 1962 г. директор Центра медицинской электроники, член Американской академии наук. Имя Зворыкина занесено в Американскую Национальную галерею славы изобретателей.

 

Зелинский Владимир Корнелиевич (р. 1942 г.)
окончил филологический факультет МГУ. Автор книг «Приходящие в церковь» (1982 г.), «Дабы уверовал мир» (на франц.яз.1989), «История Почаевской Лавры» (1991 г.), «Открытие Слова» (1994 г.), 10 книг Богословских переводов и многих религиозно-философских статей на разных языках. В 1991 г. был приглашен католическим университетом г.Брешия (Италия) преподавать русский язык и литературу. В Италии постоянно выступает с лекциями о православном богословии. С декабря 1997 г. - дьякон русских православных приходов во Флоренции и Сан-Ремо (Константинопольский патриархат).

«Всякий раз, когда итальянцы просят меня рассказать, как православному живется в их стране, я невольно сталкиваюсь с трудностью соединения собственного опыта с краткостью и какой-то легковесной веселостью языка, на котором его нужно выразить Чужбина - назовем сим слегка романтическим, пушкинским словом это странное ощущение физической оторванности от самого себя в прожитой жизни - как известно, обрекает нас на возвращение к себе. И потому «быть православным на Западе» прежде всего означает попытаться им снова стать, то есть с новым опытом к православию вернуться, совершить внутреннее «паломничество в страну Востока» (Гессе), а точнее - выбрать это паломничество как способ существования, оставаясь на Западе, сохраняя человеческий, а иногда и молитвенный контакт с ним. И это возвращение никоим образом не может быть размежеванием с этим новым западным опытом. Ибо в своем истоке, несмотря на всю разделенность, два мира или два лика христианства, православный и католический, остаются на какой-то глубине обращенными друг к другу. С некоторым риском можно даже сказать - тайно взыскующими друг друга. Тайно, потому что ни та, ни другая сторона чаще всего не ведает об этой нужде»).
«Быть православным на Западе - это постоянно слушать перекличку голосов, не слышащих друг друга, это духом и кожей ощущать разницу душевных и конфессиональных температур двух не сливающихся друг с другом религиозных миров. Это значит - не в изысканиях только, но на сердечной глубине - вновь обнаружить то, что называется «драмой разделения», которая нисколько не снята, но лишь чуть приглушена официальным братанием и экуменизмом. Драматизм ее в том и состоит, что сами ее участники по большей части никакого разделения, по сути, не ведают; истины их при всей взаимной нужде и ностальгии заключены в свои защитные раковины, и каждая из них хранит в них свое богатство, свою память, свое единственно возможное видение мира».
Зелинский В. Быть православным на Западе // Континент», 1998, №97, с.286-287, 292.

Зелинский Фаддей Францевич (1859 - 1944, Верх. Бавария)
филолог, историк, профессор Петербургского университета, специалист по античной культуре. Был близок к кружку петербургских поэтов-символистов. Поляк по национальности. В 1922 г. остался в Польше, не вернувшись из научной командировки. До 1939 г. занимал кафедру профессора классической филологии Варшавского университета.

 

Зензинов Владимир Михайлович (1881 - 1953, Нью-Йорк, США)
политический деятель, один из лидеров эсеров. Во время Гражданской войны - один из членов Всероссийского правительства - Директории в Омске. С 1919 г. эмигрант. В Париже был журналистом газет "Последние известия", "Дни". В Нью-Йорке издавал журнал «За свободу», который имел большой успех особенно у «перемещенных лиц» из России во время второй мировой войны. Благодаря усилиям Зензинова многие из последних вырвались из лагерей «ди-пи» и оказались на свободе.

Зеньковский (Василий Васильевич) о.Василий (1881 - 1962, Париж)
педагог, философ, психолог, священник. С 1915 г. профессор психологии Киевского университета. Министр исповеданий в правительстве гетмана П.Скоропадского. За границей - с 1920 г. С 1927 г. жил в Париже, преподавал в Богословском институте. Бессменный председатель Русского Христианского Студенческого Движения. Автор двухтомной «Истории русской философии» (1948 г.), наиболее полного обзора отечественной философской мысли. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев де-Буа (Париж).

  |  К началу сайта  |  Архив новостей  |  Авторы  |  Схема сайта  |  О сайте  |  Гостевая книга  |