Татьяна Горбачева

Кишлак в большом городе
или Как христиане относятся к пришельцам

Христиане-предприниматели нацелены на преобразование городского пространства в соответствии с христианскими ценностями, и при этом заинтересованы в работниках. Для таких предпринимателей вызовом является необходимость удерживать два слоя взаимоотношений - отношений работодателя к работникам, и христианского уважительного отношение к человеку

Важной частью работы четвертого Евангельского Собора, который прошел в Санкт-Петербурге, была ролевая игра. Ее второй такт был посвящен христианскому городу в недалеком 2026 году. Целью игры было понять и прочувствовать, с чем Церкви предстоит иметь дело в столь быстро меняющемся мире и как в этом новом мире выполнять христианскую миссию. В городе будущего было много интересного. Участники сами заявляли, кем они будут в этом городе. Из многих ролей отметим лишь одну — киргизский кишлак в бедном районе, роль которого очень артистично сыграл руководитель радио Теос, Олег Биндасов.

Динамика игры показала, что большинство участников сторонились взаимодействия с отлично вошедшим в роль "пришельцем". "Кишлак" же повел себя очень активно и начал обособлять территорию под свои нужды, постепенно увеличивая ее и оттесняя активно общающихся горожан. Только трое из них вышли на контакт – представитель вооруженных сил, чтобы показать, кто здесь главный, креативный класс, получивший выгоду от соединения интересов работодателей и мигрантов, да семейный лагерь, который, не разобравшись, пришельцев выгнал. Одиночество пришельца в большом городе ярко контрастировало с бурной жизнью местных горожан. Тем не менее, к окончанию игры, четверть города оказалась застроенным "киргизским кишлаком", который свою жизнь обустраивал без смешивания и интеграции с другими участниками. Последнее действие в игре отразило Божью благодать, когда в игру пришло действие Святого Духа, объединившего всех без исключения горожан в общую молитву, которая была на удивление не игровой, а реальной.

Интересно отметить, что хотя ситуацию христианского города проигрывали активные христиане-служители, динамика миграционных процессов не отличалась от наблюдаемой нами сегодня в реальной жизни. Положение мигрантов и миссия Церкви по отношению к ним также обсуждалась в группе "Работа с мигрантами", где увиденное на игре безразличие к приезжим, подтверждалось фактами нашей сегодняшней действительности.

 Отличия в языке, культуре и социальном статусе воздвигают между мигрантами и горожанами стену страха. Этот страх обоюдный. Мигранты боятся большого города как такового, ведь многие из них приезжают из небольших городов или даже из сельской местности. Кроме того, есть страх несправедливого отношения со стороны правоохранительных органов и работодателей. Еще есть реалии неприятия со стороны местного населения. А чего боятся горожане? Они, со своей стороны, боятся исламского влияния, изменения культурной среды, преступности и терроризма о которых так ярко рассказывают в средствах массовой информации. Экономические и социальные страхи, сложности во взаимодействии из-за незнания русского языка и культуры, страх чужого приводят к обособленности и даже враждебности по отношению друг ко другу.

Такая сегрегация не ведет ни к чему хорошему. Существует необходимость в диалоге, хотя бы на бытовом уровне и по экономическим вопросам. Не секрет, что в России есть заинтересованность в привлечении мигрантов в качестве дешевой рабочей силы. Коммунальные услуги, строительство, торговля – неполный перечень сфер, которые уже зависят от наличия мигрантов. Коррумпированная схема требует откатов, легче всего сэкономить на приезжих. Условия, в которых находятся и работают определенные группы мигрантов, можно без преувеличения описать как рабские. А ведь прошло только два десятилетия с распада СССР, в котором все нации и народности были равны. Важные вопросы в данной ситуации обращены к Церкви — а как на эту ситуацию реагируют современные христианские общины? Как эта ситуация используется для христианской миссии, для того, чтобы передать радость Евангелия народам, которые сами к нам приехали? В целом, к большому сожалению, христиане относятся к мигрантам так же, как и остальные горожане – не обращают внимания или опасаются вступать с ними в контакт. Получается, что христиане думают о том, как послужить народам, которые живут от нас далеко, но не готовы выполнять Великое поручение в отношении этих народов, когда они оказались рядом с нами.

Группа "Работа с мигрантами" увидела наиболее перспективным для развития диалога и миссии процесс взаимодействия между христианскими предпринимателями и мигрантами. Христиане-предприниматели нацелены на преобразование городского пространства в соответствии с христианскими ценностями, и при этом заинтересованы в работниках. Для таких предпринимателей вызовом является необходимость удерживать два слоя взаимоотношений — отношений работодателя к работникам, и христианского уважительного отношение к человеку. Мигранты заинтересованы получить работу и безопасность как юридическую, так и физическую. Большинство из них не заинтересовано в принятии местной культуры и веры. Для многих из них христианство ассоциируется с русской культурой со всеми ее плюсами и минусами и  для местных христиан очень важно помочь им убедиться на деле, что радость Евангельской вести надкультурна, более того именно Евангелие Царства возвещает, что пред Богом у местных жителей нет преимуществ перед приезжими народами. Для местных христиан вызов заключается в том, чтобы показывать это и отношением и делами.

Как это сделать? Любовь – это единственный язык, позволяющий преодолевая различия и страхи, налаживать диалог и доносить до другого Божью весть. В городской среде любовь проявляется и в уважительном и человеческом отношении к приезжим. Гостеприимство – та добродетель, которая высоко ценится на страницах Библии. Высочайший пример гостеприимства восходит к Аврааму. Благодаря гостеприимству Авраам принял у себя ангелов, возможно, с его точки зрения, они тоже выглядели и разговаривали необычно. Именно в этих обстоятельствах он получает подтверждение в получении долгожданного потомства. Продолжение истории показывает и негативный пример гостеприимства в городах Содоме и Гоморре, когда вместо приюта и угощения, жители угрожали пришедшим насилием. Способность принимать людей, отличных от нас, взывает к проявлению Божьей любви, любви "не смотря на", "вопреки". Поэтому один из труднейших вызовов мигрантов для города – преодоление страхов этой любовью.

У христианских общин есть Божьи духовные ресурсы, способные помочь приезжим не чувствовать себя чужаками в наших городах. Проявляя любовь к приезжим, мы можем этим послужить не только Царству Божьему, но и городам, в которых мы живем.

 

Об авторе: Горбачева Татьяна Михайловна — руководитель отдела образования РОСХВЕ, магистр богословия, кандидат психологических наук, тренер-психолог.

[Постоянный адрес статьи в интернете — /agenda/gospel_povestka/sobor_2013/text9/]



Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.