Манифест русского буддизма. Всё. Всегда. Здесь

Русский буддизм созвучен православию: нравственность превыше метафизики. Созерцательность, открытость, смиренность, вселенское сострадание — это и православное, и наше, буддийское. Мы гордимся православными иконами на наших алтарях

Ветер неведения,
Разжигая пламя духовности
В хрустале русского академизма,
Варит буддийскую образованность,
Сплавляя яд глобалистики,
В нектар благословенной Бодхичитты

СК

Буддизм — единственная мировая религия индо-европейского и индо-арийского происхождения. Буддизм, географически возникнув в Индии, между Китаем и Передней Азией, и метафизически тоже "между", срединен: с одной стороны, на Востоке — природное Дао Лаоцзы; с другой, на Западе — персонифицированный личный Бог христиан и иудеев. Буддизм воистину срединен и по сути: не признает ни Творца, ни Бога, ни души.

Буддизм растет, как древо, не анафемствуя, но ограничивая "вольности" Четырьмя Печатями: дукха (страдание), анитья (непостоянство), анатма (не-Я), ниродха (пресечение страдания). Больше — можно, меньше — это уже не буддизм.

Буддизм всегда был шире монастырских стен. Нирвана — это не угасание, не исчезновение. Нирвана — это деятельность! Бесчисленные Будды держат бесчисленные миры. Идея Мирового Благого Правителя — Чакравартина — рождена с Дхармой. Буддизм — это борьба: архата — с клешами, бодхисаттвы — с безразличием эгоизма, сиддха — с собственной необузданной и опасной природой. Буддизм — это религия воинов, кшатриев, это война со злом внутри нас!

Земля всегда была полем битвы Учения Будды с воинством Мары. Но сейчас, в Кали-юге, особый час. Впервые человечество становится Существом. Развитие нашей всеобщей кармы неумолимо ведет к тому, что это Существо становится единственным и самодовлеющим. Нарушается принцип всех традиций, где одно равно всему, единичное равно Целому. В Существе же вызревает грозная и мучительная иерархия: невидимая элита, продажная технократия и рабство миллиардов. Принцип кальпы неотвратимо приближает победу этого вселенского монстра. Понимание реальности появления этого Существа рождает методы борьбы и Победы.

* * *

Буддизм в России существует с начала XVIII века в Бурятии в форме школы гелуг.

В академической научной среде он существует с первой трети XIX века как всемирно известная русская буддологическая школа.

Как религиозное движение среди европейцев России буддизм восходит к проповеди Б.Д.Дандарона (1914-74). С 1965 года в Ленинграде, Улан-Удэ, Литве, Эстонии и Москве сложилась сангха Дандарона, впервые в основном состоящая из европейцев.

Усилиями Дандарона и его учеников буддизм распространился на европейской части СССР, и многие ищущие удостоились найти Учителей в среде уходящих лам Бурятии. В 1989 году буддистам школы гелуг был возвращен Санкт-Петербургский храм-монастырь. С этого же времени в Россию в поисках учеников и пожертвований стали приезжать буддийские Учителя эпохи Кали-юги из стран Востока и Запада.

Буддизм не был привнесен в Россию извне, как это случилось со странами Нового и Старого Света.

Благодаря усилиям лам Бурятии и Калмыкии буддизм был сохранен на территории России в его канонической тибетской форме как уникальный памятник философской и мистической мысли Востока. И нужен был подвиг жизни Дандарона, предваряемый новаторством Лубсана Сандана, и деяния новой волны буддийских проповедников, чтобы на старом древе Дхармы расцвел роскошный цветок Вишвападмы — Русский Буддизм.

Мы участвуем в удивительном процессе сплавления многообразия буддийского видения мира с уникальными особенностями русской культуры и миросозерцания. Процесс не завершен, но плод виден — это русский буддизм. Русский буддизм базируется на трехсотлетней традиции бурятских дацанов, философии канонического буддизма, проповедях Дандарона и лам Тибета и ныне впитывает в себя национальные черты и психологические особенности нашего народа.

Русский буддизм никем не придуман. Это просто — Так. Его врожденная таковость, самобытие подобны таким формам Дхармы, как буддизм Индии, китайский буддизм, буддизм Индокитая и Шри Ланки и, наконец, буддизм Тибета. Будет, а пока устанавливается на наших глазах буддизм Европы.

Русский буддизм созвучен православию: нравственность превыше метафизики. Созерцательность, открытость, смиренность, вселенское сострадание — это и православное, и наше, буддийское. Мы гордимся православными иконами на наших алтарях. Молчание и Величие "Троицы" Рублева и буддийская Трикая — это живет, это понято. Буддизм и христианство, здесь нет войны, как между боном и Дхармой в Тибете, здесь нет ассимиляции, здесь творческое и непростое взаимопроникновение. В буддизм не надо бежать, отвернувшись от родной культуры. Работа проделана, буддизм уже здесь; он в нас был всегда, а ныне лишь проявляется.

Без изучения Канона, без знания Абхидхармы буддизм вырождается, превращаясь в сектанство замкнутых дхарма-центров, ублажая своих членов приятственной мистикой начальных ритуалов. Только сочетание практики с классической буддийской образованностью сможет превратить эти центры в известные буддийские школы.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.