Александр Попов

Транссиб против моря

Основные преимущества Транссиба как магистрали для транзитных перевозок сегодня не используются. Между тем значительно более короткое расстояние в евроазиатском сообщении,чем по морю и меньшие сроки доставки грузов — безусловные плюсы Транссиба

Компания "Российские железные дороги" (РЖД) планирует инвестировать в 2006−2008 годах в развитие Транссибирской железнодорожной магистрали 114,2 млрд рублей. Об этом сообщил сегодня гендиректор Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Александр Донькин на пленарном заседании, прошедшем в рамках VIII Международной  многоотраслевой транспортной выставки "Транстек-2006".

По словам Александра Донькина, инвестиции будут направлены на обновление инфраструктуры, обеспечение безопасности движения, а также на развитие информационных программ по отслеживанию движения поездов. По федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России на период до 2010 года" в Транссиб будет всего вложено 241,5 млрд рублей.

Протяженность Транссиба превышает 9 тыс. км, это одна из мощнейших в мире двухпутных линий, полностью электрифицированная и оборудованная современными системами связи и информатики. Президент ОАО РЖД Владимир Якунин, выступая на прошлой неделе в Иркутске на Байкальском экономическом форуме, отметил высокий потенциал Транссиба для организации транзитных грузовых перевозок в транспортном коридоре Европа–страны АТР. Между тем железные дороги в пух и прах проигрывают в конкуренции морскому транспорту, на долю которого приходится 98% общего объема перевозок между странами Европы и АТР. По оценкам экспертов, торговый оборот между Европой и Азией составляет 600 млрд долларов в год, из которого лишь 1% обеспечивается транспортной инфраструктурой России.

Основные преимущества Транссиба как магистрали для транзитных перевозок сегодня не используются. Между тем значительно более короткое расстояние в евроазиатском сообщении (11–12 тыс. км против 20−22 тыс. км по морю), меньшие сроки доставки грузов (12−16 суток против 20−35 суток), а также высокая техническая оснащенность и наличие резерва пропускных и провозных мощностей — безусловные плюсы Транссиба. При этом железные дороги обеспечивают приемлемый уровень затрат, соблюдение стандартов качества перевозок, более высокий уровень сохранности и безопасности грузов по сравнению с морским вариантом. Технические возможности Транссиба позволяют перевозить грузов до 100 млн тонн в год, в том числе 200 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) международного транзита из стран АТР в Европу и Центральную Азию.

Развитие Транссиба, БАМа и контейнерных перевозок объявлено стратегическим вектором инвестиционной политики РЖД. Владимир Якунин подчеркивал, что РЖД планирует увеличить международные перевозки с участием Транссиба и БАМа, довести объем перевозок по этим двум магистралям до 1 млн контейнеров в ДФЭ в год.

Тем не менее планам РЖД могут помешать как минимум три проблемы. Во-первых , тарифная политика государства. На железнодорожном транспорте стоимость перевозок регулируется государством, мореходные же компании работают в рыночных условиях и тарифы устанавливают самостоятельно. "Мы, конечно, делаем все, что необходимо, вкладываем средства в развитие различных транспортных услуг, ведем переговоры по организации логистических компаний и многое другое, — говорит начальник пресс-службы РЖД Наталья Агафьева. – Но основная проблема – морской транспорт выигрывает у нас в связи с тарифами. Для конкуренции необходимо решение правительства".

Во-вторых , Транссиб как транзитная магистраль нуждается в существенной достройке. В частности, сюда входит оборудование транзитных ответвлений дороги, например на Китай. Некоторые участки, примыкающие к дороге, еще не электрифицированы и имеют по одному пути. "Главные направления инвестиций – инфраструктура и подвижной состав, необходимый для качественной организации транзитных перевозок. Необходимо также оборудовать участки, важные для поставок грузов конкретным потребителям", — пояснил советник генерального секретаря координационного совета по транссибирским перевозкам при РЖД Борис Луков.

Наконец, еще одна проблема лежит в сфере психологии. "Транспорт – крайне консервативная сфера. Изменить психологию перевозок очень сложно. Но наша задача – ориентироваться на тех, кому нужны скорость, надежность и комфорт. Если даже мы возьмем у моряков 10 процентов объемов перевозок, мы достигнем полной загрузки Транссиба", — заявил Владимир Якунин в Иркутске.

 

Источник: "Эксперт Online", 27 сентября 2006 г .

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.