Волны эмиграции
Повторяющиеся, пульсирующие массовые эмиграционные потоки традиционно принято называть волнами. Действительно, подобно океаническим волнам, людские валы, рожденные внезапными политическими бурями или длительной социально-экономической непогодой, накатывают на «другие берега» зарубежья. Их удел — разбиться о социокультурный гранит чужих берегов, безвозвратно ассимилировавшись в принимающем социуме или упорно размывать сформировавшуюся там этнокультурную почву, формируя анклавы и вступая в долгую геокультурную конкуренцию. Удержать напор, существенно замедлить бег этих волн невозможно ни суверенными границами, ни дискриминационными законами, ни ненавистью, ни лестью: они подчинены внутренним ритмам истории и одновременно сами определяют ее ход.
Эмиграционные волны обладают колоссальным зарядом энергии множества человеческих воль, сил и умов. Эта сила способна существенно влиять на практически все сферы жизни в принимающих странах: увеличивать национальный экономический и интеллектуальный потенциал, корректировать внутреннюю и внешнюю политику, вносить новые формы и стили в искусство, переиначивать нормы быта, ставить под сомнения незыблемые ценности традиционных укладов. Именно благодаря этой силе происходит уникальный процесс диффузии мировых культур — их взаимопроникновения и взаимообогащения, приводящий, когда к развитию, когда смерти части из них. Иногда, по мере наступления исторического штиля, эмиграционные волны откатывают назад (репатриируют), принося в отечество опыт, навыки и инновации, усвоенные в зарубежье.
Уже стало своеобразным клише отсчитывать волны российской эмиграции с октября 1917 года, присваивая им порядковые номера. Но есть и другая традиция счета, в которой весь XX век русской истории умещается в пять волн, ее мы и приводим в данной рубрике сайта.
Каждая из «волн» русской эмиграции — это цена, которую вынуждена была заплатить Россия за резкие переломы в своей истории.
«Первой» — дореволюционной — волной Россия расплатилась за проведенную Витте форсированную индустриализацию, обострившую социальные и национальные противоречия на окраинах империи.
«Второй» (согласно другого счета — «первой послереволюционной») — за кровавую и успешную большевистскую революцию.
Далее был сталинский «великий перелом» и грандиозные чистки, которые обошлись стране в сотни тысяч беженцев из СССР и так наз. «перемещенных лиц» во время немецкой оккупации, не пожелавших возвращаться в красное царство кремлевского тирана.
«Четвертая» волна была вызвана укреплением советского режима на имперско-национальных основаниях, после неудачи оттепели, что привело в конечном счете к массовой еврейской эмиграции, продолжавшейся — во многом по инерции — и после 1985 года.
Наконец, «пятая» эмиграция — это цена за крах, названный демонтажем советской империи и попытку ускоренными темпами вписаться в мировое цивилизованное сообщество, стать «нормальным» демократическим государством.
На самом деле это были не столько волны, сколько «девятые валы», пики эмиграции — огромные по численности и качественно сложные, — порожденные глобальными бурями Гражданской и Великой Отечественной войн, тотальной духовной стагнацией, индустриальными бросками в будущее, распадом СССР.
И это только ХХ век. Но генератором эмиграционных волн — больших и малых, сильных и слабых — Россия является вот уже на протяжении последних 300 лет. Кто только ее не покидал, начиная с XYIII века: староверы, никониане, евангелисты и сектанты; калмыки, ногайцы, татары, евреи и другие национальные меньшинства; революционеры и интеллектуалы, крестьяне и предприниматели. Эмиграция стала имманентным свойством российской действительности послепетровского времени.
На этой странице мы попытаемся вместе с авторами статей реконструировать феномен российской эмиграции во всей его полноте и целостности, постепенно собрать воедино его многочисленные и разнообразные потоки, одновременно размышляя об их роли в судьбе Российского государства.
Библиография о волнах российской эмиграции |
|
Хронологическая ретроспектива |
"Ни одна страна не пережила в прошлом веке столько волн политической эмиграции. Ни Германия, ни Аргентина, ни Италия, ни Ирландия... Только Россия. Ее эмиграция была самой массовой и самой страшной". Максим Соколов
|
-
-
Александр Ахиезер: Эмиграция как индикатор состояния российского общества [2000]
Эмиграция — одна из форм попыток людей культивировать свой оптимизм, веру в свою способность реализовать новые возможности. Борьбу с эмиграцией, стремление подчинить ее лишь интересам государства можно рассматривать как попытки утвердить пессимизм, подорвать веру человека в свои способности развивать своей потенциал
-
-
-
-
|
Религиозные волны русской эмиграции |
Русская старообрядческая диаспора — самый старый исторически сложившийся пласт русского зарубежья, сохранивший древнерусское наследие. Пласт устойчивый перед лицом иноязычного и инокультурного окружения вот уже на протяжении более чем 300 лет...
|
|
1/2. Первая послереволюционная волна: 1917-30-е |
"Прологом к трагедии русской эмиграции XX века стал приезд из эмиграции Ульянова-Ленина в апреле 1917-го." Максим Соколов
|
|
2/3. Вторая послереволюционная волна: 1940-1950-е |
|
3/4. Брежневская волна: "Я выбрал свободу!" |
Редакция "Русского Архипелага" приглашает читателей сайта принять участие в формировании выпуска "3/4. Брежневская волна: "Я выбрал свободу!"". Если Вы располагаете работами по данной теме, присылайте их по адресу
|
|
4/5. Постсоветская волна: колбасная? |
"Третья эмиграция при Горбачеве стала плавно перетекать в Четвертую, она же колбасная. Колбасная — ибо при позднем Горбачеве, тем более при Ельцине стало возможным и дыхание, и сознание, да и границы стали устойчиво проницаемыми." Максим Соколов
|
|
|