Главная ?> Геополитика ?> Концептуальные основы ?> Геополитика евразийцев: Чхеидзе ?> Константин Александрович Чхеидзе (1897 — 1974)
Николай Степанов

Константин Александрович Чхеидзе (1897 — 1974)

К.А. Чхеидзе родился 19 сентября (н. ст.) в г. Моздок тогдашней Терской области на северном Кавказе. Со стороны матери происходил из русской семьи, со стороны отца — грузин. Мать была православной, отец был католиком, сам К.А. Чхеидзе считал себя православным; по роду военной службы, да и в дальнейшем, он долго находился в мусульманской среде, не испытывая проблем во взаимоотношениях с кавказскими горцами. В 1908 г. он поступил в Полтавский кадетский корпус, который окончил в 1916 г. в чине вице- унтер-офицера. В том же году Чхеидзе поступил в Тверское кавалерийское училище, которое окончил 1 октября 1917 г., был выпущен в чине корнета и направлен в Кабардинский конный полк (Дикая дивизия). Находясь в училище, в период "двоевластия" Временного правительства и Советов, являлся представителем войска в Тверском губернском Совете депутатов. После октябрьской революции во время гражданской войны воевал на стороне "белых", являясь личным адъютантом начальника Кабардинских частей генерала Заур-Бека Даутокова-Серебрякова (1918 — 1919), после его смерти был адъютантом начальника Кабардинской конной дивизии и Правителя Кабарды князя В.А. Бековича-Черкасского (1919 — 1920).

После поражения войск генерала П.Н. Врангеля в Крыму К.А. Чхеидзе был эвакуирован в составе воинских частей первоначально в Константинополь, затем на о. Лемнос (в 1921 г. — лемносское "сидение"), в 1921 — 1923 гг. жил в эмиграции в Болгарии, работал чернорабочим, в частности, на строительстве дорог. Осенью 1923 г. перебрался в Прагу, поступив на Русский юридический факультет, который окончил в 1928 г. и был оставлен на факультете (это был своего рода небольшой университет) на кафедре государственного права. Дипломная работа К.А.Чхеидзе называлась "Опыт анализа социальных норм. К обоснованию субъект-субъектного отношения" . Немного позднее он защитил магистерскую диссертацию и преподавал в Русском народном университете в Праге (позже он стал называться Русский свободный университет) современную русскую литературу (лекции). Являлся членом литературного кружка "Далиборка", Русского исторического общества в Праге, в 1925 г. был избран членом Союза русских писателей и журналистов в Чехословакии, некоторое время входил в редколлегию журнала "Казачий сполох" , входил в редколлегию "Евразийского сборника" (кн. IV. Прага. 1929), принимал участие в издании сборника евразийской направленности "Новая эпоха и демократы" (Нарва: Изд. Евразийцы, 1933).

 С 1924 г., после знакомства с лидером евразийского движения П.Н. Савицким (хотя существует легенда, что они познакомились еще раньше, в Болгарии), Чхеидзе становится активистом евразийства — сначала на вторых ролях, а в 1930-е годы и в качестве одного из лидеров. Причем вначале с осени 1928 г. он сотрудничал в редколлегии издательства "Евразия", прислушиваясь к мнениям "титана" евразийской "мысли" Л.П. Карсавина, а также яркого пропагандиста евразийства в 1929–1931 гг. с явным просоветским "душком", впоследствии весьма известного во Франции музыкального критика, идейного (да и личного, тоже) противника Савицкого П.П.Сувчинского. Однако К.А.Чхеидзе переменил свое отношение к "парижанам" после разъяснений П.Н. Савицкого о так называемом Кламарском уклоне (во французской — Парижской, или Кламарской группе евразийцев). В особенности повлияло на его известие о чекистской подоплёке деятельности красавца и талантливого поэта и пропагандиста С.Я. Эфрона (мужа М.И. Цветаевой), который и заправлял делами в Кламарской группе, тогда как маститые Сувчинский и Карсавин были фактически у него в руках, поскольку деньги шли довольно щедрым потоком через подставных лиц именно из Москвы. Чхеидзе (об этом курьезном эпизоде говорится в его мемуарах) темпераментно стал говорить товарищам, что за все чекистские дела уважаемого профессора Сувчинского надо буквально, в прямом смысле, высечь. Савицкий, конечно, урезонивал своего друга и ближайшего соратника — мы, де, интеллигентные люди, и так все же нельзя, мы должны разоблачить кламарцев в печати, переписке, на диспутах и лекциях. В результате раскола Чхеидзе до конца евразийского движения оставался вместе с Савицким, князем Н.С.Трубецким, Н.Н.Алексеевым, В.Н.Ильиным и другими их соратниками на позициях "истинного евразийства". Много делал Чхеидзе и в плане постановки практической евразийской работы, когда евразийцы действовали как некая тайная политическая организация (так называемый "нефтяной период"), а чекистами раскручивалась известная операция "Трест" (примерно 1924 — 1927 годы). Затем К.А.Чхеидзе деятельно готовил первый съезд евразийских организаций, состоявшийся в Брюсселе в 1931 г. После раскола (период 1929 — 1931 гг.) евразийское движение постепенно стало затухать, но возрастала творческая деятельность Чхеидзе как талантливого писателя, публициста, пропагандиста евразийства.

В годы второй мировой войны он занял активную "оборонческую" позицию (необходимость обороны СССР, невзирая на большевистский режим) и вместе с П.Н. Савицким, Д.И. Мейснером, А.П. Антиповым, П.Т. Филипьевым, М.А. Голиком и А.Я. Друяком входил в руководство подпольного (при фашистском режиме) русского эмигрантского оборонческого движения. В 1945 г. Чхеидзе был арестован органами военной разведки и контрразведки "Смерш" и был осужден на 10 лет лагерей НКВД.

После отбытия полного срока заключения в 1955 (или в 1956 г) возвратился назад в Прагу. В этот период евразийство было строго запрещено и К.А. Чхеидзе увлекся идеями "голубоглазого старика", знаменитого библиотекаря библиотеки Румянцевского музея, Н.Ф.Фёдорова (1828 –1903), влияние которого вообще на русскую мысль направления "космизма" было огромным (вспомним К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, отчасти и Л.Н.Толстого, В.И.Вернадского). "Фёдоровство" в русском Зарубежье было очень распространено на Дальнем Востоке в Харбинской эмиграции в 1920–1930-е годы, а после второй мировой войны сторонники этого направления появились и в русской среде (хотя были и чехи) в Чехословакии. При деятельном участии Чхеидзе в Литературном архиве в Праге был создан обширный фонд "фёдоровства" русского Зарубежья, куда попали материалы и из Харбинской эмиграции, и Пражские и из некоторых других стран русского рассеяния. В 1974 году К.А.Чхеидзе выбросился из окна и через некоторое время скончался в больнице. Обстоятельства его самоубийства мне не известны.

Что касается творческого наследия Чхеидзе, то следует отметить, что, еще будучи молодым кавалеристом в годы гражданской войны, он сотрудничал в газетах, связанных с войсками генерала А.И.Деникина и Вооруженными силами юга России (ВСЮР) во врангелевский период — "Кабардинец" (1919), "Южный Курьер" (1920). Как он писал в своей краткой автобиографии, и с Лемноса в 1921 г. ему случалось посылать корреспонденции в различные газеты русского Зарубежья. Можно сказать, что он начал писать и публиковаться более планомерно с середины 1920-х годов, примерно с 1924 г., когда в изданиях и издательствах русского Зарубежья выходят его научные и публицистические работы, среди них можно отметить: "Теория двух состояний А.П. Щапова" ("Евразиец", № 4), "Из области русской геополитики" ("Тридцатые годы", книга VII, 1931), "Национальности СССР" (опубликованы в США), "На литературные темы" (Прага, 1933), "Героическое в современности" ("На путях к России-Евразии", б/м, б/д), "О национальном вопросе" (дискуссия с Н.А. Макшеевым, "Евразийские тетради", VI, Прага-Париж, 1936, и др.) Регулярно публиковался Чхеидзе (научные и публицистические статьи, рецензии и пр.) в довольно многочисленных евразийских изданиях: "Евразийская хроника", "Евразийский сборник", "Евразиец", "Евразия", "На путях к России-Евразии", а также изданиях других направлений: " Казачий сполох", "Неделя", "Свой путь", "Путь казачества", "Русский Военный Вестник" (Белград), "Второе поколение", "Россия и Славяне".

Интересно, что в Чехословакии (теперь — в Чехии и Словакии) Чхеидзе был известен прежде всего как русский эмигрантский писатель и литератор, автор книги о кавказских горских легендах, преданиях, сказках "Страна Прометея " (Шанхай, 1932, Прага, 1933), повестей и романов, среди них укажем: "Повесть о Дине" (публиковалась в журнале "Свой путь", № 5, 9, 12), романы "Навстречу буре" (вышел в чешском переводе в Праге в 1940 г.), "Путник с Востока" , "Крылья над бездной" , "Невеста гор" , "Без гнёзд" . Литературоведческие сочинения: сборник статей "На литературные темы" (Прага, 1933), "Глядящий на солнце" (в чешском переводе опубликовано в Праге в 1935 г.), "Борьба между образами и за образ (О смысле старой и новой русской литературы)" в сборнике "Поток Евразии". Отдельные небольшие произведения Чхеидзе — отрывки, рассказы, очерки, заметки, публиковались в литературных журналах "Годы", "Свой путь" ("Своими путями"), "Юный друг", "Москва", "Чешско-русская будущность", "Юный друг". Переводы на чешский язык появились благодаря самоотверженному труду замечательной чешской переводчицы с русского языка и друга Чхеидзе Софии Похорецкой. Недавно, кстати, в Праге была опубликована по-чешски последняя часть обширных мемуаров К.А. Чхеидзе о годах второй мировой войны и его жизни в сталинских лагерях (1939 — 1955 гг.) "Война и ГУЛАГ" трудами и заботами проф. Быстрова с его вступительной статьей и комментарием. В России творчество Чхеидзе с литературоведческой стороны плодотворно изучает сотрудник Института мировой литературы РАН Анастасия Гачева.

Говоря об архивах К.А. Чхеидзе, нужно отметить, что часть из них находится в Москве, в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) — Фонд Р-5911, 1 оп.. 126, ед.хр., 1925–1938 гг. (см. Фонды Русского Заграничного исторического архива в Праге // Межархивный путеводитель. М., "Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999, с. 395 –397), а другая часть — в Чехии, в Праге, в Литературном архиве Чешской Республики (см. чешский путеводитель: Zahradnikova Marta. Konstantin Alexandrovic Ccheidze, Sergej Jakovlevic Savinov, Michail Alexandrovic Sukernikov, Alexandr Alexejevic Umancev, Valerij Sergejevic Vilinskij, Konstantin Konstantinovic Viskovatyj. Pisemne pozustalosti (fragmenty). Literarni archiv Pamatniku narodnoho pisemnictvi v Praze. Slovansky ustav. Praha, 1993, s. 3-6).


Фото — из Литературного архива в Праге (Literarni archiv. Pamatniku Narodino Pisemnictvi v Prage).

Первая из фотографий относится ко времени Гражданской войны, когда Чхеидзе был бойцом "Дикой дивизии", вторая — к 1930-м, эпохе пражской эмиграции, третья — к периоду после возвращения из лагеря в 1955 — 1956 гг.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.