Рубрики
|
Концептуальные основы
Термин "геополитика" ввел в научный лексикон шведский политический географ Р. Челлен. Отцами-основателями этой дисциплины считаются немцы А. Ратцель и К. Хаусхофер, британец Х. Маккиндер и американцы А. Мэхен и Н. Спайкмен. Самостоятельное направление геополитики было создано русскими евразийцами 1920-30-х годов: П.Савицким и К.Чхеидзе.
Полный текст статьи ?
Хаусхофер: судьбы европейского континентализма |
-
Карл Хаусхофер: Континентальный блок Москва-Берлин-Токио [1940]
Важным звеном в этой грандиозной политике была Россия. Там основным защитником мысли о необходимости образования континентального блока был немец по происхождению Витте, создатель транссибирской железной магистрали и один из наиболее важных русских финансистов. Во время войны он разрабатывал заключение сепаратного мира с Германией и в 1915 году умер при странных обстоятельствах
-
-
-
-
|
Ось истории |
Смена внутреннего контроля России каким-то новым его видом не приведет к снижению значимости этой осевой позиции. /Маккиндер/
|
-
Хэлфорд Джон Маккиндер: Географическая ось истории [1904]
Вслед за казаками на сцене появилась Россия, спокойно расставшаяся со своим одиночеством, в котором она пребывала в лесах Севера
-
Владимир Хачатуров: Россия и геополитическая стабильность мира [1997]
Геополитическая ось является порождением глубокой связности мира и, по своему определению, достаточно редким историческим образованием. Первой серьезной исторической попыткой, которая могла привести к образованию геополитической оси мира, были походы Александра Македонского
|
Геополитика евразийцев: Чхеидзе |
В центре концепции Чхеидзе лежит его идея государств-материков. Мыслитель предсказывал возникновение новых государственных образований, включающих в себя несколько близких по своим культурным корням наций. Данный прогноз в 1920-30-е годы должен был казаться весьма основательным. В 1924 г. фламандский писатель и политический деятель граф Р. Куденхове–Калерги предложил свой проект создания Пан–Европы, вслед за этим в 1926 г. под руководством министра иностранных дел Франции А. Бриана образовалось панъевропейское движение. На волне революции в Китае и антиколониальных выступлений в Индии получили довольно широкое распространение различные варианты паназиатского объединения.
|
-
-
-
Константин Чхеидзе: Лига Наций и государства-материки [1931]
Нельзя отрицать огромного влияния, которое оказывал и оказывает ислам в смысле "штамповки" человеческого материала. "Больной человек" — Турция давно бы исчезла с лица земли, не пройди она школы ислама. Но Турция не только не исчезла; она одержала победу над "союзниками", она перешла к агрессивной политике в Малой Азии, на Кавказе, в Северной Африке
-
Константин Чхеидзе: Из области русской геополитики [1927]
Громадная система равнин, именуемая российско-евразийским миром, как бы самой природой созданный колоссальный ассимиляционный котел. На пространствах России с замечательной наглядностью могут быть наблюдаемы два встречные процесса. С одной стороны, от центра к периферии, идет поток руссификации. С другой стороны, от периферии к центру — процесс "окраинизации" — возрождение национальных культур: татарской, узбекской, армянской, грузинской и др.; и восприятие единой общероссийской евразийской культурой отдельных периферийных элементов
|
Рэндалл Коллинз: геополитические предпосылки распада Советского Союза |
-
-
-
Николай Розов: Современная теория геополитической динамики: реконструкция исследовательской программы Р.Коллинза [2004]
Коллинз демонстрирует уверенное и прагматичное поведение нового хозяина в доставшейся ему по наследству усадьбе: сохраняет явно разумное и рациональное, но готов перестроить и переоборудовать любую часть наследия, если потребуется. При этом он нимало не смущается возможным обвинениям в эклектике и соединении несоединимого. Так, мы привыкли считать несовместимыми и чуть ли не противоположными парадигмы Дюркгейма и Вебера, но у Коллинза они прекрасно уживаются и только обогащают друг друга
-
Мэтью Евангелиста: Геополитика и будущее Российской Федерации [2002]
Настаивая на том, что "этничность следует за геополитикой", и исходя из "относительно благоприятных средне- и долгосрочных геополитических перспектив России", Коллинз и Уоллер делали прогноз: "Престиж могущества русского этноса по отношению к его этническим соперникам будет высоким" и потому не следует ожидать значительной или даже какой-либо этнической фрагментации внутри страны
|
Вадим Цымбурский: Россия — Земля за Великим Лимитрофом |
Русские слишком долго спорили, Европа ли они или Евразия. При этом они слабо сознавали, что подлинную Евразию — "мир междумирий" — в большой мере представляла не сама Россия с ее сакральной вертикалью и русским Основным Человечеством, а цепь подвластных, а также и неподвластных ей земель Лимитрофа и, конечно же, внутренние анклавы, напоминающие о дороссийских временах. России пора осмыслить пестроту отслоившегося Лимитрофа-Евразии как Свое Иное — историческое и географическое — и на его фоне по-иному увидеть самое себя...
|
-
-
Вадим Цымбурский: Народы между цивилизациями [1997]
Как бы далеко ни зашло культурно-стилевое сближение России с Евро-Атлантикой, все равно по ключевым показателям (характеру сакральной вертикали, базисной этничности, опорному ареалу и, наконец, типу письма) на землях "от Дублина до Владивостока" выделяются два цивилизационных комплекса. Своим северным православием, своим пережитым, но не изжитым большевизмом, "русскостью" и кириллицей Россия представляет собой скопление примет, противостоящих формальным показателям ядра Запада
-
-
-
-
-
|
Станислав Хатунцев: перспективы цивилизационно-исторического процесса |
-
Станислав Хатунцев: Этапы освоения цивилизационных ниш и перспективы цивилизационно-исторического процесса [2003]
Каждому явлению во Вселенной отпущено свое время жизни. Жизненный век феномена, названного цивилизационной формацией, равен примерно двум тысячам лет. Удлиннять его для обществ нынешней генерации оснований нет: принимая во внимание теперешнее состояние человечества, можно ожидать лишь сокращения этого сакраментального срока
-
-
-
Станислав Хатунцев: Унгерн фон Штернберг: буддист с мечом [2002]
Личность барона Унгерна буквально соткана из противоречий. Чистопородный тевтон, он был наделен чертами типического русского самодержца, восточного сатрапа и ясновидца; "последний рыцарь", выходец из Средневековья, отмечен неизгладимым клеймом "железного" века; реакционер-монархист, непримиримый борец с Революцией, сам являлся пассионарием — носителем революционной идеи, только с обратным знаком, и поднял восстание против современного мира
|
Рецензии на геополитические трактаты |
|
|