Закончились «горячие линии» и работа штабов, иссяк поток жалоб и предложений, переписчики сдали портфели, а переписываемые вздохнули с чувством исполненного гражданского долга. Все.
Все? Нет.
«Как будто от стены вдруг отслоилась краска
И обнажились швы, и трещины, и грязь…»1
Вдруг оказалось, что Татарстан — самая «толерантная» республика в центре Поволжья, которая всегда гордилась своим умением организовать комплементарное существование на своей территории разных не только народов, но и, что гораздо важнее, — религий, растеряла за 7 дней переписи весь свой цивилизованный лоск, скатившись в канаву банального этноцида. На голову маленького народа кряшен обрушилась вся мощь государственной бюрократической машины.
Из каких запаутининых чердаков достали власти Татарстана сталинскую национальную политику по укрупнению этносов, в соответствии с которой и был кряшенский народ насильно приписан к татарам? Или не так уж много наросло паутины?
Словно забыли, что до 1926 года кряшены имели статус самостоятельного этноса и учитывались в этом качестве во всех переписях. Словно не знают, что кряшены — не просто люди, формально принявшие православную веру и носящие христианские имена, а это — подлинные православные, пришедшие в христианство в VII в. из язычества. Словно не подозревают, что «крещенный татарин» и «кряшен» — «две большие разницы».
В начале 90-х, на волне всеобщего возрождения национального самосознания, кряшены попытались поставить вопрос о возвращении им статуса самостоятельного народа. Однако, забеспокоившееся татарстанское руководство решило, спрятав на время кнут, посулить пряник. Кряшен убедили в том, что они и так получат все необходимое для культурного развития.
Получили. Все кряшены, занимавшие должности глав администраций, были сняты и замещены татарами. На сегодня из 42 глав администрации — 40 татар, 2 русских и — ни одного кряшена. Из кряшенских сел (как это было в селе Большие Аты) целенаправленно забирают сельхозтехнику, лошадей, коров и передают в соседние татарские деревни. Туда же подводится газ, свет, дороги, открываются школы и клубы, в то время как кряшенские поселения остаются в этом отношении социальными изгоями. Кряшенских православных храмов на 200 тысяч человек всего 4. Среди директоров школ в кряшенских селениях только единицы — кряшены. В учебниках по истории Татарстана, изданных на татарском языке, содержатся оскорбительные для кряшен высказывания, что они — "продукт христианизации татар Иваном Грозным". На каждый год суверенитета приходится по несколько исчезнувших кряшенских деревень2.
Но политику «пряника» все-таки попробовали применить еще раз в апреле 2002г., когда сам президент Татарстана решил пообщаться с лидерами и представителями общественных организаций кряшен. Официальная Казань пообещала решить все проблемы, провести представителей кряшен на заметные посты… С одним маленьким условием: кряшены на время переписи забудут свои корни, свою историю и культуру и запишутся все как один — татарами.
7 октябрьских дней показали — пряников нет и даже обещать их больше не будут. Остался только кнут. Хлещущий наотмашь. До крови. До смерти.
11 октября убит 85-летний кряшенский священник игумен Иона (Ефимов), настоятель Тихвинской церкви села Тюрнясево.
Из сообщения Пресс-службы Национально-культурного центра кряшен: «И ранее были угрозы кряшенским священникам, но такого беспредела в республике еще не было. Возможно, убийство почтенного и авторитетного кряшенского священнослужителя — все лишь чудовищное «совпадение». Но оно страшным образом укладывается в русло всех последних событий, происходивших в республике. Снос часовни в Набережных Челнах, административное и информационное давление на кряшенское население республики, массовое нарушение при переписи прав кряшен и лиц смешанных браков, которых — несмотря на протесты — записывают татарами, и вот теперь угрозы от силовых структур и убийство престарелого пастыря… Межнациональный и межконфессиональный мир в республике поставлен под угрозу.»
У 7 октябрьских дней в Татарстане — липкий привкус страха.
Переписчики боялись руководителей своих штабов и шли на нарушение Закона, заполняя вместо переписных листов — тетрадные листочки. Горожане — увольнений с работы и задержек пенсий. Селяне — расформирования колхоза и отключения газа.
А большая республиканская власть во главе с президентом боялась, что маловато по результатам переписи окажется татар и многовато русских, что православных станет больше чем мусульман и готова была идти на крайнее меры, что бы этого не допустить, переписывая целыми селами, насильно, кряшен — татарами.
Маленький тюркский народ — кряшены. Маленькая частичка большого православного мира. Они ничего так и не смогли сделать за 7 октябрьских дней, подаривших, а потом отнявших у них веру в возрождение; посуливших, а потом растоптавших надежду на признание. Сильные мира сего и на этот раз не постеснялись продемонстрировать свою силу.
Перепись закончилась.
Но продолжается работа Национально-культурного центра кряшен. Работает сайт www.kryashen.ru
Продолжается борьба за право быть народом, хранить свою культуру, исповедовать свою веру.
И продолжает бить колокол вековой Церкви Тихвинской иконы Божьей Матери в маленьком селе Тюрнясево.
Октябрь, 2002г.
1. Из стихотворения О.Юзифовича.
2. Журавский Александр, «Кряшены не хотят быть татарами» www.strana.ru, 11 марта 2002г.