Путешествие на Восток Е. И. В. Государя Наследника Цесаревича 1890–91

Автор-издатель кн. Э. Э. Ухтомский. Иллюстрировал Н.Н. Каразин. Части 1–3. Петербург-Лейпциг. 1893–94.
Рецензия

Вл. С.

Это обширное издание еще не кончено, но характер его достаточно определился. Описания природы и людей на Востоке (особенно в Индии, которой посвящены 2-я и 3-я части) читаются с живым интересом. Хотя тон книги вообще слишком восторженный, и язык у автора-поэта местами через-чур цветистый, однако нельзя упрекнуть кн. Ухтомского в отсутствии трезвой наблюдательности. Так, несмотря на свое стремление всячески сближать Россию и Индию, он делает, между прочим, следующее замечание: «По возвращении в Европу большинству из нас, без сомнения, будет предлагаться довольно странный праздный вопрос, — любят ли и ждут ли русских за Гималаями, как будто на это может существовать какой-нибудь подходящий ответ». Народы азиатского Юга и Востока, справедливо поясняет автор, «никого кроме себя, в принципе не признают и отнюдь не жаждут иноплеменного вмешательства в их судьбу; но рядом с тем нет земель на свете, где бы население легче свыкалось с событиями исторического порядка и глубже преклонялось перед совершившимся фактом». О правдивости автора свидетельствует также его описание пресловутых баядерок: «Под широким навесом-шатром, у обеденного шалэ, пестрою группою скучились «баядерки». Они еще не поют, не пляшут, неподвижно посматривают на иностранцев, лениво оправляя одежду и ожерелья; но уже от одного внешнего вида этих плясуний сколько получается недоверия к дутым восторженным отзывам туристов, сколько прозы, сколько разочарования! Невзрачные, коричневые, неуклюже затянутые в тяжелую дорогую ткань, облекающую их с ног до головы, они производят далеко не эстетическое впечатление… Фантазия художников, рисующая их воздушными, полуобнаженными видениями, здесь на месте теряет крылья, прикована к довольно отталкивающей действительности, при дисгармонии сопутствующей музыки (небольшого барабана и грубой скрипки), не видит искры огня в медленных и холодно размеренных телодвижениях каждой пляшущей девушки».

В начале «Путешествия» кн. Ухтомский нередко прерывал свою прозу звучными стихами. Жаль, что их стало меньше в последующих частях. Зато в 3-й части автор не раз возвращается к вопросам высшей политики. Неизбежная в данном случае форма беглых заметок не позволила ему, к сожалению, развить как следует свои мысли. В настоящем виде они представляются недостаточно обоснованными и не совсем согласованными между собою. Чего собственно хочет автор для народов дальнего Востока? То он желает им вполне самостоятельного развития, с устранением влияния не только западно-европейского, но и русского, то указывает на всю Азию как на такую же естественную и неизбежную добычу российской державы, какою некогда были царства казанское и астраханское. Первый взгляд весьма симпатичен и с христианской точки зрения обязателен. Без сомнения, по отношению к низшим расам мы должны держаться высшего правила: трости надломленной не сокрушать, льна курящего не угашать. Но и применяя добросовестно это правило, мы все-таки знаем, что независимо от нас надломленная трость рано или поздно сокрушится сама собою, лен курящийся сам собою угасает и пережившие остатки низших рас утратят свою отдельную индивидуальность и станут простым этнографическим материалом для будущего человечества. Вот, например, бедные лопари: никто их не теснит и не эксплуатирует, а между тем этот интересный народец с каждым годом тает как льдинка на летнем солнце. Конечно, такие громады, как Индия и Китай, нельзя причислить к вымирающим народцам, но требование для них самобытного развития без вмешательства Европы все-таки основано на недоразумении. При всех национальных отличиях у исторического прогресса есть общие условия, одинаково обязательные для каждого народа. Без науки, например, без понятия о правде общественной, о достоинстве и правах личности и т.д. невозможно никакое национальное развитие. Все эти общие условия и формы выработаны историческою активною частью человечества, которая и создала всемирную культуру, ошибочно называемую европейскою или западною (1). Между тем нынешние народы Востока чуждаются этих необходимых условий всякого прогресса, ибо, по словам нашего автора, они не признают ничего кроме себя самих. В особенности это должно сказать о Китае, который слишком самодоволен и самоуверен, чтобы добровольно подчиниться высшим началам культуры. В предстоящей рано или поздно борьбе Россия, как авангард всемирно-христианской цивилизации на Востоке, не имеет ни возможности, ни надобности действовать изолированно или враждебно относительно прочего христианского мира. Даже помимо высших принципов, практическая необходимость заставит нас выступить против Китая в тесном союзе с европейскими державами, особенно с Францией и Англией, коих владения примыкают к Срединной Империи. Что касается до Индии, то нам нет ни малейшего повода вытеснять оттуда уже утвердившихся там англичан, с которыми и туземцы более или менее свыклись к собственной своей пользе. Диатрибы нашего автора против английского владычества в Индии в высшей степени неубедительны. Подобные вопросы решаются не реторикой, а статистикой. То, что англичане делают для Индии — школы, больницы, правильные суды, пробуждение общественного сознания, выражающееся в возникновении новой туземной литературы, как периодической, так и книжной — все это доказывается цифрами, с которыми нужно считаться. Большинство индийского населения находится в бедности, — не в такой ужасной, однако, как народные массы в “самостоятельном” Китае. Чтобы жалобы на угнетение Индии англичанами имели какой-нибудь смысл, нужно доказать, что до англичан, при туземных или при мусульманских владыках, положение народа было лучше, а этого утверждать не решается и наш автор. Конечно, английское правительство, как и всякое другое, эксплуатирует свою колонию в свою пользу, но зато англичане и делают многое для Индии, тогда как прежние тамошние правители грабили народ в десять раз больше и ничего для него не делали. Анекдоты, которыми кн. Ухтомский подкрепляет, между прочим, свой взгляд, довольно забавны, но говорят скорее против него. Таков рассказ о старухе-вдове, которую английские сборщики заподозрили в укрывательстве соли, чтобы не платить налога; в подтверждение они предъявили найденный ими у нее ящик с каким-то беловатым порошком. «Проклятые дьяволы! — вопила старуха: — они не только требуют моих денег, но еще хотят отнять у меня священный прах моего покойного супруга!» Жаль, конечно, что англичане не отменили соляного налога, но зато они уже отменили обычай сожигания вдов; а без вмешательства проклятых дьяволов благочестивой вдове не пришлось бы проявить похвальной привязанности к телу своего мужа: она сама волей-неволей была бы уже давно превращена в пепел.

Напрасно также автор повторяет избитые упреки англичанам за жестокости при усмирении восставших сипаев. Чтобы придать этим упрекам какое-нибудь значение (по отношению собственно к англичанам и к их владычеству в Индии), следовало бы указать хоть один пример в истории, когда подобные восстания укрощали без жестоких мер. Совершенно непонятно, почему автор видит в расстреливанье из пушек что-то более ужасное, чем в расстреливанье из ружья.

Несмотря на указанные недостатки в отдельных местах «Путешествия», оно содержит в целом много интересного и поучительного. Еще более такого содержания будет, вероятно, в дальнейших томах, когда автору придется говорить о Китае и Сибири — странах, в которых он был уже не в первый раз.


Примечания

1. Она не есть специально-европейская, ибо в создании ее участвовали азиаты (финикияне, евреи) и африканцы (древние египтяне); она не есть исключительно западная, ибо к ней примкнула великая восточная страна — Россия.

Опубликовано в журнале «Вестник Европы», 1894, №9, с.395–398.

Фотография книги взята с сайта http://www.anrb.ru/bibl/b_kartinki/P07.htm

Фотография Вл. С. Соловьева – с обложки книги: Соловьевский сборник. М., Издательство «Феноменология-Герменевтика», 2001.

Снимок кн. Э. Э. Ухтомского — “The Independent”, vol. LVI. № 2899. New York, Thursday, June 23, 1904.


  |  К началу сайта  |  Архив новостей  |  Авторы  |  Схема сайта  |  О сайте  |  Гостевая книга  |