Константин Затулин

Русскую диаспору нужно создать

Интервью директора Института стран СНГ Константина Затулина "Российскому Аналитическому Обозрению"

— Константин Федорович, существует ли связь между самосознанием русских, живущих в Российской Федерации, и положением русской диаспоры в странах СНГ?

— Безусловно, такая связь существует. Распад СССР выразился не только в потере территорий и населения, он вверг русский народ в состояние глубочайшей депрессии. В частности, это привело к ежегодному сокращению русского населения на миллион человек. Дело доходит до того, что люди стыдятся называть себя русскими, употребляя извинительный термин "россияне". Иные отождествляют "русское" в основном с богомольем, с крепостным правом, тоталитаризмом; полагают, что у нас неправильная экономика, неправильные промышленность и сельское хозяйство, а также неправильные люди с неправильными привычками и традициями.

В целом вынужден констатировать, что русские теряют положение основного государственного народа России, перестают быть организатором того пространства, которое раньше называлось Российской империей, потом Советским Союзом, а теперь — СНГ и Российской Федерацией. Отмечу, что наиболее дальновидных политиков-демократов (к которым я отношу и Г.А. Явлинского) также беспокоит эта проблема: они утверждают, что при сохранении нынешних тенденций Россия превратится из Евразии в Азиопу.

Все это, конечно, не могло не отразиться на положении русских людей, в одночасье оказавшихся отрезанными от России. Эти люди (а они составляют 17% от общего числа этнических русских) оказались ненужными нынешним этнократическим режимам новых независимых республик, российское же руководство попросту предпочитает не вспоминать об их существовании. Что касается рядовых граждан России, то они настолько оглушены потерями, настолько поглощены заботами повседневного выживания, что оказались не в состоянии даже думать о судьбе русских в странах СНГ. Но можно ли обеспечить моральное, духовное и физическое возрождение русских в Российской Федерации, отрекаясь от соотечественников в ближнем зарубежье?

Определенное сочувствие к проблемам русской диаспоры у жителей России есть, и политики вынуждены это учитывать. Но зачастую эти проблемы эксплуатируются либо маргиналами типа Жириновского, делающими карьеру на положении русского народа, либо откровенными мошенниками. Пример: скандал с фондом "Россияне", созданным во время избирательной кампании Б.Н. Ельцина, в котором исчезло 5 млрд. рублей, предназначенных для помощи русскому зарубежью. Все это, конечно, только усиливает депрессию и апатию у русских как в России, так и за ее пределами.

— Чем вызвана дискриминационная политика руководства бывших республик СССР по отношению к русскому населению?

— Бывшие республики СССР строят этнократические государства — государства титульных наций. Этим определяется политика по отношению и к русским, и к России. Россия становится главным стратегическим врагом (а отнюдь не партнером). Ведь если развивать дружеские связи с Россией, например, в образовательной политике, подчеркивать вклад, который русский народ внес в развитие твоей страны и твоего народа, возникает законный вопрос: зачем же отделяться, если все было так хорошо в прежнем государстве. Поэтому чтобы построить независимое государство, нужно избавиться от влияния России — культурного, языкового, информационного; необходимо "переварить" или вытеснить русское население. Кроме того, отъезд русских облегчает жилищную проблем, снижает безработицу.

Правда, случаются исключения. Одно время бегство русских из Туркмении чуть не привело к остановке нефтегазового комплекса республики. И чтобы прекратить отток специалистов, президент Ниязов подписал с президентом Ельциным соглашение о двойном гражданстве (единственное в СНГ). Аналогичная ситуация сложилась в Казахстане на Мангышлакском ядерном реакторе. Но основной курс в республиках СНГ остается прежним: сокращение контактов с Россией — культурных, языковых и др.

— Какие действия необходимо предпринять для улучшения положения русской диаспоры, и кем они должны быть предприняты?

— Мне кажется, что необходимо от защиты прав африканского населения на юге Африки (не обижая африканцев) перейти к защите прав русского народа. Права человека, зафиксированные Всеобщей хартией прав человека, находятся в кричащем противоречии с тем, что сегодня происходит на территории бывшего Советского Союза. Заметим, что владыки Средней Азии не допускают создания у себя даже декоративных комиссий и структур, связанных с защитой прав человека. Мы сталкиваемся и с двойными стандартами международных организаций в отношении русского населения. Так, ОБСЕ подтвердила и "освятила" все меры Киева в отношении Республики Крым, направленные на фактическую ее ликвидацию. В Крыму проживает 1,5 млн. русских, а права его как автономной республики меньше, чем права заурядной области.

Я утверждаю, что проблемами русских в республиках СНГ должно в первую очередь заняться государство. Почему именно оно? Должен сказать (к большому сожалению), что кроме государства, языка, культуры у русского человека в истории никакой гордости не было. Именно причастность к большому государству, к большим событиям была важным ресурсом, завоеванием русского человека. И русские, неожиданно для себя оказавшиеся за пределами России, после того как их бросило сперва Советское, а потом и Российское государство, по-прежнему возлагают свои надежды только на него. Они клянут это государство, режим, который не обращает на них внимания, Ельцина, который, можно сказать, стал символом безвременья; но мысль о том, что надо самим организоваться в политическом, экономическом плане, что надо отстаивать свои права сообща, что надо держаться друг друга, подобно, например, крымским татарам — эта мысль их почти не посещает.

Посмотрите, как действует Украина в отношении своей диаспоры (естественно, исходя из задачи построения национального государства). Недавно состоялся Второй Конгресс объединения украинцев России, сопровождавшийся целым десантом творческих коллективов, представителей украинского правительства. Одновременно проходила конференция в фонде Сахарова. За два месяца до этого в Киеве собрался Второй Всемирный форум украинцев, где была принята программа "Украинская диаспора-2000". В ней говорится, что западная украинская диаспора должна взять шефство над восточной, что украинская диаспора в России не понимает подлинных целей и задач Украины, что она недостаточно патриотична и ее надо политизировать. Делаются попытки столкнуть украинцев и русских в третьих странах. В Риге "перепрофилировали" русскую школу, создав вместо нее украинскую. Например, в Казахстане в движении "Лад" сотрудничают и русские, и украинцы. Посольство Украины явно взяло курс на его раскол и отделение украинцев. И нынешний Конгресс украинцев России является попыткой культурного и политического обособления миллионов российских украинцев, которые не отделяют себя от русских, переживают раскол между Россией и Украиной. Для их перевоспитания, в частности, будет открыт украинский национальный центр в Москве.

Есть ли у нас пример такого последовательного курса в отношении русской диаспоры в Казахстане или на Украине? Нет. Русская диаспора как явление, как организм фактически отсутствует, и без целенаправленных усилий никаких изменений не будет. Необходимо создать диаспору, которой Россия обязана помочь, чтобы она затем помогала России. Власти, регионы, общественность России должны включиться в эту работу.

— Имеет ли значение обсуждаемая сейчас русская национальная идея для судьбы русских в странах СНГ?

— В том виде, в котором ее разрабатывала группа под руководством Г.А.Сатарова по заданию Ельцина, — нет. Судите сами. Вот какие противопоказания для русской национальной идеи были выдвинуты: она должна быть политически нейтральной (с этим трудно спорить); она не может быть этнической, например, русской (хотя должна обосновывать этнические формы существования и взаимодействия); она не может быть конфессиональной — ни православной, ни даже христианской; она не должна быть доктринальной, централистской и т.д. Но самое главное — она не должна быть чрезмерно героической и пафосной, рассчитанной на повышенную пассионарность (употребляя термин Л.Н. Гумилева), а должна опираться на ценности повседневной жизни. То есть разработчики этой национальной идеи заинтересованы в том, чтобы русский народ был как можно менее пассионарен. А "менее пассионарен" в отношении ближнего зарубежья означает "безразличен".

— В чем, на Ваш взгляд, должно быть содержание русской идеи?

— На мой взгляд, национальная идея в афористичной форме не существовала никогда. Даже известная триада "православие, самодержавие, народность" , как известно, рукотворная. Народность — наиболее слабый, искусственный элемент в этой триаде.

Мне кажется, к национальной идее следует прийти, как Микеланджело к своему "Давиду": отсекая все неважное и второстепенное. Национальная идея должна быть направлена на возрождение России, но не утопическим путем возврата в Советский Союз. Хотя в новой державе роль русских будет более весома, чем в Советском Союзе, основным принципом государства должен быть не тезис "Россия для русских", а тезис "Россия для тех, кто в ней живет". "Трудиться, работать, вернуть и вернуться" — так я определил бы цели наступающего долгого периода русской истории.


Источник: Российское аналитическое обозрение №7, 1998 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.