Семен Чарный
Версия для печати
Еврейская жизнь. Итоги 2003 года
Диалог с исламом станет приоритетным для еврейских общин в 2004 году
Уходящий год знаменовал окончательное превращение еврейской общины России в одну из самых значительных и влиятельных. Не случайно, Главный ашкеназский раввин Израиля Йона Мецгер, совершил свой первый визит именно в Москву. Мецгер посетил еврейские школы "Хедер Менахем" и "Ахей Тмимим", присутствовал на инструктивном совещании с раввинами, приехавшими из-за рубежа работать в Россию. Кроме того, Главный раввин Израиля встретился с мэром Юрием Лужковым. Йона Мецгер был приятно удивлен развитием российской еврейской общины, которая смогла не только поддерживать в хорошем состоянии синагоги и открывать общинные центры, создать полноценную систему образования — от детских садов до институтов и университетов, но и выстроить огромную систему социальной поддержки малообеспеченных. Это удивление и ломку еще сохраняющихся на Западе стереотипов о том, что российская еврейская община — это исключительно толпа бедных евреев, можно было наблюдать у многих зарубежных визитеров.
Общины растут не только "вширь" (в 2003 году еврейская община появилась даже в Магадане), но и "вглубь": реставрируются синагоги, организуются школы, возникают молодежные клубы. При этом ставка делается на привлечение молодежи. Для этого ФЕОР разработала программу строительства многофункциональных общинных центров. Подобные центры, включающие в себя синагогу, спортзалы, рестораны, интернет-кафе должны стать привлекательными для молодых евреев.
Надо отметить, что еврейские организации выходят на новый уровень сотрудничества с российской элитой, а точнее — с ее региональной частью. Если раньше речь шла только о периодических поездках представителей "центра" в регионы и бесспорным лидером по числу подобных поездок был Берл Лазар, то сейчас общины постепенно сами устанавливают контакты с мэрами и губернаторами. Присутствие равнина на инаугурации губернатора, год-два назад казавшееся чем-то невероятным, сейчас в ряде мест (С.-Петербург, Москва, ) становится почти обязательным, так же как и поздравления со стороны власть предержащих с еврейскими религиозными праздниками.
Показателем лояльного отношения властей к иудаизму стало и празднование Хануки. В десятках российских городов на центральных площадях появились ханукии. Среди этих городов — не только Москва, где ханукальные свечи на Манежной площади торжественно зажигали Берл Лазар, мэр города Юрий Лужков и певец Иосиф Кобзон, но и Брянск, Уфа, Пермь, Новосибирск, Владивосток. Традицией стали также многолюдные ханукальные концерты, и поздравления, которые присылает общинам губернатор, полпред Президента, мэр и пр. К примеру, в Великом Новгороде подобный же концерт прошел в Новгородском кремле.
Не в последнюю очередь внимание региональной элиты к иудаизму было вызвано демонстративными шагами Владимира Путина, символизирующими поддержку еврейской общины, например, зажжение ханукальных свечей в Кремле Берлом Лазаром. Впрочем, как и ранее, руководство еврейской общины платит властям за эту поддержку тем, что на всех уровнях продолжает популяризировать положительный имидж России за рубежом. Так, во время вышеупомянутого визита раввина Мецгера, отвечая на его вопрос о причинах уменьшения темпов алии (репатриации) российских евреев в Израиль, Берл Лазар объяснил своему визави, что причиной этого стала стабилизация положения евреев в России. Кроме того, тот же Берл Лазар регулярно повторяет, что быть евреем в России сейчас почетно, а уровень антисемитизма по сравнению с предыдущим периодом, резко упал.
Можно также отметить, что руководство основных еврейских организаций предпочло занять сугубо нейтральную позицию в отношении операции США в Ираке. Она звучала примерно так: “Конечно, надо было максимально использовать возможность разрешить конфликт мирным путем, однако, если уж сейчас началась война, то осталось молиться за то, чтобы она скорее закончилась с наименьшим числом жертв”. Кроме того, они оценили последствия войны как частично негативные для Израиля. И Берл Лазар, и Адольф Шаевич, хотя и весьма сдержанно, вероятно не желая выносить скандал “наружу” или давать повод говорить, что евреи выступают против мусульман, осудили заявление Талгата Таджутдина о призыве к джихаду. При этом они отметили, что как религиозный лидер, муфтий ЦДУМ должен более ответственно относится к своим словам, и понимать, что они могут быть использованы религиозными экстремистами.
Оба Главных раввина России. И Берл Лазар и Адольф Шаевич выпустили специальные заявления, осуждающие терроризм, и осудили взрывы, прогремевшие в Стамбуле в ноябре, так же, как и декабрьские теракты в России.
Одновременно еврейские религиозные организации всячески старались показать свою полезность для России вообще. И ФЕОР и КЕРООР выступили со своими программами поддержки евреев-заключенных. Обе организации также приняли участие в антинаркотической программе "Поезд в будущее".
Представители еврейской общины России достаточно спокойно восприняли итоги выборов. Общий тон их комментариев был следующим — главный результат выборов — громадный кредит доверия власти и лично Владимиру Путину. Главный раввин России Берл Лазар отметил также, что величина этого кредита доверия может послужить для властей соблазном к проведению резких экспериментов, и предостерег от подобных действий. "Народ голосовал за стабильность, а не за какие-то революционные изменения. И очень важно, чтобы этот соблазн революционных изменений не был востребован благодаря полученному кредиту доверия" — заявил Главный раввин России.
В области образования прошедший год был годом дальнейшего роста, причем не только количественного, но и качественного. В Москве под патронатом ФЕОР открылся Международный институт XXI века (Еврейский университет), призванный дать хорошее образование и одновременно знакомить с еврейскими традициями.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что, несмотря на бурное развитие, еврейская община России находится на пороге больших потрясений. Прежде всего, речь идет о "двух башнях" российского еврейства — ФЕОР и РЕК. Возможный источник потрясений — "дело ЮКОСа". Главный раввин России Берл Лазар, как и три года назад во время "дела Гусинского", выступил с заявлением, опровергавшим наличие какого-либо антисемитского контекста в деле Ходорковского. Кроме того, Лазар подчеркнул, что неоднократно разговаривал с Ходорковским на тему еврейства, и он ясно говорил, что не чувствует личной связи с еврейской общиной, а также не думает, что в России сегодня есть антисемитизм. Таким образом, разворачивавшаяся на Западе кампания по причислению Ходорковского к списку жертв антисемитизма оказалась пресечена в самом начале. Однако, то, что было естественным в устах Берла Лазара, то бизнесмены финансирующие РЕК, посчитали неприличным и невозможным в устах президента РЕК Е. Сатановского. В газете "Еврейские новости" появилась статья "Еврейская ли проблема арест Михаила Ходорковского?", в которой подробно расписывалось, почему "дело ЮКОСа" не имеет к еврейской общине никакого отношения. В результате, по еврейской Москве поползли слухи об отставке Сатановского, и даже о том, что крупный еврейский бизнес собирается полностью прекратить финансирование РЕК, что приведет к мгновенному крушению этой организации. Впрочем, и для ФЕОР "дело" не прошло бесследно. По некоторым данным, позиции Федерации существенно ослабли после отставки А.Волошина, протежировавшего Берлу Лазару. Об этом ослаблении свидетельствует и первый за несколько лет прокол, допущенный ФЕОР, когда еврейская община Эстонии в начале ноября 2003 объявила, что не нуждается в поддержке ФЕОР в области борьбы с антисемитизмом, и никак с ней не связана. Кроме того, похоже, что в самой Федерации происходит уменьшение влияния известного бизнесмена Л. Леваева, ранее считавшегося основным спонсором ФЕОР. С учетом того, что свое сотрудничество с ФЕОР свернул и крупный бизнесмен А. Гаст, возможно мы являемся свидетелями переориентации Федерации еврейских общин на российский еврейский бизнес.
Можно также говорить о появлении нового игрока в еврейской общине. Речь идет о предпринимателе Аркадии Гайдамаке. Его первое публичное выступление состоялось на проведенной ФЕОР в июне 2003 церемонии присвоения звания "Человек года", где он поразил присутствующих заявлением о том, что богатым в России негоже забывать, что основа их состояния создавалась трудами многих поколений простых людей, фактически предвосхитив антиолигархическую риторику следующих месяцев. Кроме того, заявкой на серьезное положение в российской еврейской общине можно считать деятельность финансируемого (до июня 2003 — анонимно) А.Гайдамаком благотворительного фонда "Эзра".
На этом фоне неожиданно активно выглядит Конгресс еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР). В 2003 КЕРООР постепенно вышел из состояния апатии, в котором он находился в 2001-2002. Сейчас КЕРООР пытается "догнать" ФЕОР, копируя ее действия. Так, в ответ на поток новых раввинов, приезжающих в те или иные города от имени ФЕОР, главный раввин России (КЕРООР) А. Шаевич совершил в декабре 2003 поездку в Тулу, где прошла торжественная церемония инаугурации Главного раввина Тулы Ариэля Масалитина. В начале декабря Адольф Шаевич объявил, что в Спасоглинищевском переулке, вокруг здания Хоральной синагоги будет создан еврейский квартал, т.е. произойдет то же самое, что и в районе контролируемого ФЕОР общинного центра в Марьиной Роще. Для привлечения в КЕРООР ортодоксальных общин, по тем или иным причинам не желающих оставаться в ФЕОР, но и не стремящихся сотрудничать с представителями современного иудаизма (реформистами), присутствующими в КЕРООР, в мае 2003 была учреждена специальная организация — Федерация ортодоксальных евреев России (ФОЕР). В будущем она может стать активным игроком. Уже сейчас из примерно 200 существующих ортодоксальных общин примерно десятая часть находится в свободном плавании, а в будущем эта цифра может возрасти.
Власти же в очередной раз продемонстрировали, что, предпочитают сохранять и ФЕОР и КЕРООР. Главный раввин России (КЕРООР) А.Шаевич был приглашен на инаугурацию Ю.Лужкова, представляя на нем иудейские общины. В то же время Б.Лазар имел 19 декабря личную аудиенцию у Путина в Кремле.
Новинкой года в еврейских организациях России в 2003 можно назвать концепцию "неэкуменического" межрелигиозного диалога. Этот вид деятельности, ранее бывший детищем весьма немногих религиоведов, к концу года приобрел доминирующий характер, становясь своеобразным еврейским мейнстримом.
Тон в этом направлении первоначально задавали Евро-Азиатский еврейский конгресс (ЕАЕК) и его президент А. Машкевич. Именно усилиями ЕАЕК осенью 2002 была организована первая массовая встреча раввинов и мулл в Алма-Ате. В 2003 было организовано еще несколько подобных встреч. Наиболее масштабной из которых стал прошедший в Астане 23-24 сентября Съезд мировых религий. Съезд привлек необычно большое количество влиятельных мусульманских лидеров из Саудовской Аравии, Египта, Пакистана, Ирана, которых впервые удалось усадить за один стол переговоров с представителями иудаизма. При этом удалось избежать повторения ситуации, сложившейся на конференции по расизму в Дурбане, прошедшей в сентябре 2002, и превратившейся в площадку для экстремистов всех мастей. На Съезде по предложению президента ЕАЕК Александра Машкевича и Главного ашкеназского раввина Израиля Йоны Мецгера было принято решение о создании постоянного форума, действующего наподобие ООН. Съезды, подобные астанинскому, будут собираться раз в три года, а в промежутке между ними будут работать постоянные комиссии, чей состав сейчас согласовывается представителями традиционных конфессий. Значительное мусульманское представительство на этих встречах стало, пожалуй, лучшим подтверждением идеи А. Машкевича, которая заключается в том, что в случае изоляции незначительного числа экстремистов, действующих под вывеской Ислама, возможно установление деловых и гуманитарных контактов с исламским миром, большинство населения которого относится к евреям толерантно.
Постепенно, к межрелигиозному диалогу подключились РЕК, КЕРООР и ФЕОР. Можно отметить, что эта теория уже "пошла в массы". В Костроме раввину Нисону Руппо удалось установить дружественные отношения как с епископом РПЦ, так и с имам-хатыбом местной мечети.
Возможно, поворот в сторону диалога с умеренными представителями ислама станет приоритетом и для международных еврейских организаций. По крайней мере, первые признаки этого уже наблюдаются. На прошедшем 15-16 декабря 2003 в Нью-Йорке заседании Исполкома Всемирного Еврейского Конгресса (ВЕК) представители ЕАЕК, Генеральный Секретарь ЕАЕК Михаил Членов и Председатель Генерального Совета ЕАЕК Иосиф Зисельс, подвергли критике приоритеты руководства ВЕК по межконфессиональному диалогу, подчеркнув, что, сосредоточившись на диалоге с протестантами, международная еврейская общественность упускает мусульман и православных, среди которых проживает значительная часть мировой еврейской диаспоры. "Более того, — подчеркнул М. Членов, — тем самым руководство ВЕК не учитывает опыт ЕАЕК, который успешно действует в этом направлении".
Источник: "Религия и СМИ ", 08 января 2004 г.
|