Главная ?> Русский мир ?> Религиозные миры России ?> ГКО: pro et contra ?> Вопросы ГКО в российской публицистике ?> "Мы — Академия государственной службы, и работа над проблемами ГКО — это наша задача"
Ольга Васильева
Версия для печати

"Мы — Академия государственной службы, и работа над проблемами ГКО — это наша задача"

Отрывки из интервью доктора исторических наук, профессора Ольги Васильевой, заведующей кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации корреспонденту портала "Религия и СМИ"

Отрывки из интервью доктора исторических наук, профессора Ольги Васильевой, заведующая кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации корреспонденту портала "Религия и СМИ".

— В настоящее время уже существует концепция национальной безопасности России, но пока нет не только концепции религиозной политики, но и национальной. Насколько вообще, на Ваш взгляд, сегодня необходимы программные документы, которые формулируют направления политики государства в этих областях? Может быть, это преждевременно?

— По моему мнению, это не только не преждевременно, но, я бы сказала, мы уже несколько запоздали в этом отношении. Как историк, который занимается Новейшей историей, XX веком, мне очевидно (и не только мне, но и другим моим коллегам-исследователям), что в каждый период российской гражданской истории минувшего века были некие концептуальные основы государственно-конфессиональных отношений, и не только в советский период. Строились эти концептуальные представления в соответствии с внутриполитическими и внешнеполитическими задачами государства. И это всегда так было в истории. Поэтому такая концепция необходима всегда.

— Но если вспомнить начало XX века, то очевидно, что была какая-то концепция в голове Победоносцева, когда он был, так сказать, в силе, а затем ситуация изменилась, и появился указ о веротерпимости; а затем развернулась достаточно бурная дискуссия по вопросам конфессиональной политики — и в Думе, и в печати, с участием публицистов и религиозных деятелей. Может быть, и сейчас нужна такая дискуссия?

— То, о чем Вы говорите, напрямую связано с развитием идей русского либерализма. Об этом много написано. Как раз тот период был очень тяжелым в истории российского государства — до 1917 года. Мы недавно переживали тоже очень сложный период, многие процессы были практически неуправляемыми, но сейчас пришло время, когда мы должны серьезно заняться разработкой вероисповедной политики нового Российского Государства, связанной с решением внутри и внешнеполитические задач.

— Ваша кафедра работает непосредственно с конфессиями?

— РАГС подписала договор о сотрудничестве с Московским Патриархатом и в октябре прошлого года уже провела первые курсы для епископов и наместников монастырей. Подобный договор был подписан с Советом муфтиев России, который возглавляет муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Недавно у нас прошли двухнедельные курсы для мусульманских религиозных деятелей, в процессе которых участники слушали лекции по различным направлениям — правовому, экономическому, социологическому, встречались с ответственными работниками и специалистами в этих областях. Параллельно у нас прошли курсы по социологии религии для российских пятидесятников — в рамках системы повышения квалификации. Это тоже один из видов обучающей деятельности. Мы приглашаем представителей различных конфессий, которые на выбор, на платной основе, могут прослушать различные курсы по религиоведению.

— Расскажите, пожалуйста, о формах научно-исследовательской и методической деятельности кафедры?

— Главным направлением нашей научно-исследовательской деятельности в ближайшее время будет продолжение работы над концептуальными основами государственной вероисповедной политики. Не разработка «с нуля», а именно продолжение, потому что все наработанное на кафедре в этой области в прошедшие годы под руководством Н.А. Трофимчука будет использовано на новом этапе.

Почему я считаю, что это главное направление?

Дело в том, что мы — Академия государственной службы при Президенте РФ, и работа над проблемами государственно-конфессиональных отношений — это наша постоянная задача. Мы постоянно взаимодействуем с Администрацией Президента, стремясь отвечать тем потребностям в научных разработках, которые возникают в процессе практического осуществления государственной политики в области взаимоотношений с конфессиями.

С другой стороны, это направление является особенно важным в нынешних условиях укреплении структуры государственной власти. Не секрет, что межконфессиональные отношения, разные формы деятельности религиозных организаций, динамика и специфика их роста и активизации, — все это так или иначе отражается на внутриполитической ситуации в стране. Кроме того, религия тесно связана с проблемами национальной и этнической идентичности. Необходимость формулирования основных направлений и приоритетов в области взаимоотношений с конфессиями диктуется сегодня задачами государственной политики в целом. К этим вопросам нужно подойти системно, с учетом специфики складывающейся ситуации. Иначе будет поздно.

— Судя по тому, что Вы сейчас сказали, работа над концепцией религиозной политики не будет чисто «теоретической», так сказать, абстрактной?

— Совершенно верно. Было бы недостаточно обращаться только к истории или к абстрактным принципам, даже если они обрели юридическое выражение. Необходимы конкретные исследования, научная дискуссия с привлечением специалистов.

Поэтому одна из наших недавних инициатив, которую поддержал ректорат РАГС, — это создание при кафедре общественного Центра этнорелигиозных и политических исследований. Подчеркну: это не отдельная структура, параллельная кафедре; это общественный Центр при кафедре. Основные задачи Центра — проектно-аналитические, научные, издательские. Он должен стать площадкой для проведения исследований в проблемной области, которую можно обозначить как «Религия и политика». Эта проблематика — возможно, в силу специфики учебного заведения — ранее недостаточно разрабатывалась. Но без этого сейчас нельзя. И если это не будут делать специалисты, тогда будут делать иные люди.

Например, одна из актуальных тем — российский ислам. История ислама в советский период — это особая история, во многом отличная от истории других конфессий. А в новых условиях ислам меняется и развивается. И здесь не только предмет исследования для религиоведения в традиционном смысле или для специалистов в области этноконфессиональных отношений — здесь есть и политическая составляющая, которая то подчеркивается, то, наоборот, затушевывается в зависимости от политической конъюнктуры. На мой взгляд, эту проблематику недостаточно серьезно исследуют ученые-исламоведы. РАГС может стать площадкой для исследований современного состояния и направлений развития российского ислама. Ведь порой предлагается такое видение перспектив этого развития в России и такие программы, которые представляются весьма сомнительными и требуют как квалифицированного анализа, так и оценки со стороны специалистов: исламоведов, политологов, социологов, а также самих приверженцев ислама, которые, на мой взгляд, должны участвовать в диалоге с наукой.

В рамках деятельности кафедры и Центра мы планируем провести серию круглых столов и семинаров по самым актуальным темам и проблемам.

Источник: "Религия и СМИ", 08 апреля 2003 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.