Главная ?> Русский мир ?> Религиозные миры России ?> ГКО: pro et contra ?> Нормативная база ГКО ?> Некоторые новые положения, предлагаемые в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» рабочей группой комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве Российской Федерации
Версия для печати

Некоторые новые положения, предлагаемые в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» рабочей группой комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве Российской Федерации

В порядке обсуждения

Статья 3 п.7.

Вблизи зданий и сооружений религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям, других объектов религиозного почитания и относящихся к ним земельных участков запрещаются проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, а также устройство игровых и увеселительных заведений, торговля алкогольной, табачной и эротической продукцией.

Статья 4 п. 3 абзац второй

Государство и органы местного самоуправления создают условия для использования по назначению принадлежащего им имущества религиозного назначения и принимают меры по безвозмездной передаче его в пользование или в собственность религиозным организациям в соответствии с историко-архивными данными о религиозной принадлежности этого имущества.

Статья 7. Религиозная группа

1. Религиозная группа — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без приобретения правоспособности юридического лица. Численность участников религиозной группы не должна превышать 20 человек. Религиозная группа действует при письменном уведомлении органа местного самоуправления (в городах, включая города федерального значения – городской администрации). Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются ее участниками.

2. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять религиозное воспитание и обучение религии своих участников.

3. Уведомление о создании религиозной группы или об изменении ее наименования, направляемое в органы местного самоуправления (городскую администрацию) должно содержать:

  • наименование религиозной группы, ее численность, сведения о вероучении и соответствующей ему практике деятельности;
  • фамилию, имя, отчество, паспортные данные руководителя группы и адрес для связи.

Уведомление о продолжении деятельности религиозной группы, ежегодно до 1 февраля направляемое в органы местного самоуправления (городскую администрацию) должно содержать:

  • наименование религиозной группы, ее численность на 1 января;
  • фамилию, имя, отчество, паспортные данные руководителя группы и адрес для связи.

Требование уведомлять о своем создании и продолжении деятельности не относится к религиозной группе, состоящей из совместно проживающих членов одной семьи.

Статья 8. Религиозная организация

1. Религиозной организацией признается некоммерческая организация, образованная в целях обеспечения совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированная в качестве юридического лица. Организация, созданная для осуществления координационной или иной совместной деятельности, включающая религиозные организации разных вероисповеданий либо организации, не являющиеся религиозными, религиозной не признается.

2. Религиозные организации подразделяются на следующие виды:

 местная религиозная организация;

 централизованная религиозная организация;

 учебное заведение профессионального религиозного образования (духовное учебное заведение);

религиозная организация иного вида, предусмотренного уставом централизованной религиозной организации в соответствии с ее иерархической и институциональной структурой, имеющая цель деятельности и признаки, соответствующие пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, либо являющаяся руководящим или координирующим органом централизованной религиозной организации.

Каждая религиозная организация может непосредственно входить в состав только одной централизованной религиозной организации, указываемой в ее уставе.

3. Местной религиозной организацией является добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, не менее чем десять совершеннолетних участников которого из числа граждан Российской Федерации постоянно проживают на территории одного местного самоуправления или города, в том числе города федерального значения.

4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, включающая в состав своей структуры не менее десяти местных религиозных организаций одного вероисповедания, либо включающая две и более централизованные религиозные организации одного вероисповедания. Для централизованных религиозных организаций, зарегистрированных в соответствии с законом при меньших требованиях к числу местных религиозных организаций в составе их структуры, сохраняются требования, действовавшие в период их регистрации.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них.

[ Пункт 6 исключить ]

7. Органы государственной власти и органы местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, их законные права и интересы с учетом территориальной сферы деятельности религиозной организации в обязательном порядке приглашают к участию и  предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.            …

Статья 8.1. Отношения централизованных религиозных организаций и местных религиозных организаций

1. Отношения между централизованными и местными религиозными организациями регулируются настоящим Федеральным законом и уставами религиозных организаций.

2. Местные религиозные организации, не входящие в состав централизованной религиозной организации, в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе образовать централизованную религиозную организацию, выступив ее учредителями и внеся соответствующие изменения в свои уставы.

3. Реорганизация местных религиозных организаций допускается с согласия централизованных религиозных организаций, в структуру которых они входят. Местная религиозная организация вправе выйти из состава централизованной религиозной организации, если это предусмотрено уставом указанной централизованной религиозной организации, либо прекратить деятельность с последующей ликвидацией.

4. Централизованная организация существует при наличии в ее составе не менее установленного Федеральным законом на дату ее регистрации числа местных религиозных организаций и обладает исключительными полномочиями, предусмотренными ее уставом в соответствии с настоящим Федеральным законом. При реорганизации централизованной религиозной организации применяются правила, установленные законодательством на дату регистрации реорганизованной организации. 

5. Религиозные организации не вправе выступать учредителями местных религиозных организаций. В случае, если количество входящих в централизованную религиозную организацию местных организаций оказывается ниже числа, установленного Федеральным законом на дату ее создания, и в течение трех лет не поднимается до установленного минимума, централизованная организация и религиозные организации, учредителем которых она выступала, могут быть ликвидированы по решению суда.

6. В случае ликвидации централизованной религиозной организации местные религиозные организации, образованные в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, вправе продолжить деятельность с внесением изменений в свои уставы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 9. Создание религиозных организаций

1. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти совершеннолетних граждан Российской Федерации , постоянно проживающих на территории одного местного самоуправления или города. Учредителями местной религиозной организации не могут быть лица, данные о которых на момент учреждения представлены в орган, принимающий решение о регистрации, в составе участников других местных религиозных организаций.

2. Централизованные религиозные организации образуются при включении в состав структуры централизованной религиозной организации не менее десяти местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Централизованные религиозные организации могут создаваться в структуре существующей централизованной религиозной организации, либо путем реорганизации существующих централизованных организаций, а также местными религиозными организациями, если они не входят в структуру централизованной религиозной организации и существуют не менее 15 лет каждая.

3. Учебные заведения профессионального религиозного образования (духовные учебные заведения) создаются централизованными религиозными организациями, выступающими их учредителями в соответствии со своими уставами.

4. Религиозные организации иных видов, предусмотренных уставом централизованной религиозной организации в ее структуре, создаются религиозными организациями, выступающими их учредителями в соответствии со своими уставами и уставом централизованной религиозной организации.

Статья 11, пункт 10.1

При обнаружении нарушений установленного законом порядка регистрации либо недостоверных сведений в учредительных документах после регистрации религиозной организации прокурор или орган юстиции, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, обращается в суд с иском о признании регистрации недействительной и ликвидации такой организации.

Статья 11.1 . Государственная религиоведческая экспертиза

1. Государственная религиозная экспертиза назначается органом, принимающим решение о государственной регистрации религиозной организации в случае необходимости дополнительных исследований для:

  • подтверждения религиозного характера организации и определения наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований отказа в ее регистрации в качестве религиозной организации с соответствующим наименованием;
  • выявления в особенностях вероучения и практики религиозного объединения наличия или отсутствия связи с действиями, совершенными участниками религиозного объединения, признанными в установленном порядке противоправными, для обращения в суд с иском о запрете деятельности религиозного объединения и ликвидации религиозной организации, а также выявления необходимости приостановления деятельности религиозного объединения.

2. Государственная экспертиза проводится в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации в течение 3 месяцев с даты представления документов. Этот срок может быть увеличен на 1 месяц для получения по дипломатическим каналам дополнительных материалов из иностранных государств.

Государственная религиоведческая экспертиза осуществляется экспертными советами, образуемыми при органах, принимающих решение о государственной регистрации религиозных организаций, из числа специалистов в области религиоведения, юриспруденции,  представителей государственных органов, в том числе в сфере отношений государства и религиозных объединений. Деятельность экспертных советов  обеспечивается и финансируется за счет соответствующего бюджета образовавшими их государственными органами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Экспертные советы вправе получать необходимую им информацию по рассматриваемому вопросу у государственных органов, научных организаций, а также у религиозных организаций, запрашивать мнения специалистов, не являющихся членами экспертного совета, и представителей религиозных организаций.

3. Члены экспертного совета изучают факты и материалы, касающиеся поставленных вопросов, и вырабатывают заключение. Заключение экспертного совета подлежит рассмотрению на заседании совета с приглашением представителя религиозного объединения, относительно которого оно разрабатывается, и принимается большинством голосов от его состава. Члены экспертного совета вправе приложить к принятому заключению свое особое мнение. Если заключение, поддерживаемое большинством экспертного   совета, по каким либо вопросам не достигнуто, представляются соответствующие мнения всех членов экспертного совета. Заключение, протокол заседания экспертного совета и копии рассмотренных им материалов представляются органу, назначившему экспертизу.

4. Заключение экспертного совета учитывается наряду с другими документами при принятии решения относительно регистрации религиозной организации или об обращении в суд. В случае, если орган, принимающий решение о регистрации религиозной организации, не удовлетворен заключением экспертного совета, или решение экспертным советом не принято, может быть по согласованию назначена повторная государственная экспертиза. Она должна быть проведена совместным составом двух действующих экспертных советов, одним из которых является совет, проводивший первую экспертизу. В случае, если при повторной государственной экспертизе по правилам, установленным настоящим Федеральным законом, заключение не выработано, решение принимается с учетом представленных материалов первой и повторной экспертизы.

5. До принятия заключения материалы работы экспертного совета относится к конфиденциальной информации. К принятому экспертным советом заключению органом, назначившим экспертизу, обеспечивается доступ в порядке, установленном для информирования граждан о деятельности органов государственной власти.

Статья 12. Отказ в государственной регистрации религиозной организации

1. Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

устав создаваемой религиозной организации не соответствует уставу централизованной религиозной организации, в структуру которой она входит;

в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же полным наименованием;

наименование создаваемой религиозной организации вводит в заблуждение относительно ее вероисповедной принадлежности;

3. В регистрации изменений устава может быть отказано также в случаях, если изменения или порядок их принятия противоречат законодательству Российской Федерации или уставу централизованной религиозной организации, в структуру которой входит данная организация.

Статья 14 п. 2

Основаниями для запрета деятельности и ликвидации религиозной организации, запрета деятельности религиозной группы в судебном порядке являются:

совершение религиозным объединением действий, за которые федеральным законом установлен этот вид ответственности;

установление судом факта, что противоправные действия участников (участника) соответствующего религиозного объединения явились следствием полученного ими (им) религиозного воспитания и (или) обучения, а равно совершены ими (им) во исполнение требований руководителя религиозного объединения.

Статья 15. Внутренние установления религиозных организаций

1. Религиозные организации с момента их государственной регистрации обладают правоспособностью юридических лиц, предусмотренной в их уставах.

Государство признает право религиозных организаций действовать  в соответствии с их внутренними установлениями, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации.

2. Религиозные организации вправе устанавливать правила посещения принадлежащих им и находящихся в их пользовании зданий, сооружений и других  объектов религиозного назначения.

Статья 18 п.1

Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Религиозные организации, в соответствии со своими уставами ведущие благотворительную деятельность непосредственно, являются благотворительными организациями, ведут отдельный учет поступлений и расходов на благотворительные цели, в том числе расходов на оплату труда соответствующего административно-управленческого персонала, и используемого для благотворительной деятельности имущества.

Статья 21 п. 4

Передача религиозным организациям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и относящихся к находящимся в собственности религиозных организаций зданиям, сооружениям и комплексам религиозного назначения, используемым в функциональных целях, осуществляется безвозмездно.

Статья 24. Трудовые правоотношения в религиозных организациях

1. Религиозные организации в соответствии со своими уставами заключают трудовые договоры с работниками. Особенности правоотношений религиозных организаций со священнослужителями определяются в уставах религиозных организаций.

2. Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором между религиозной организацией (работодателем) и работником.

3. В соответствии с уставами религиозных организаций священнослужители могут осуществлять свою деятельность на основе трудовых договоров или без заключения трудовых договоров, кроме иностранных граждан и лиц без гражданства, для которых при сроке их нахождения в Российской Федерации свыше 3 месяцев заключение трудового договора с религиозной организацией (работодателем) обязательно.

4. На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам, распространяется законодательство Российской Федерации о труде.

5. Работники религиозных организаций, а также священнослужители имеют право на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, реализуемое в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Осуществление надзора и контроля

1. Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.

2. Органы местного самоуправления осуществляют наблюдение за законностью в деятельности религиозных групп, имеющихся на соответствующей территории. В случаях выявления несоответствий закону в деятельности религиозных групп, органы местного самоуправления информируют об этом руководителей религиозных групп и обращаются в органы прокуратуры.

3. Контроль за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей и порядка ее деятельности осуществляет федеральный орган юстиции, а также его территориальный орган, принявший решение о государственной регистрации данной религиозной организации.

4. Надзорные и контрольные мероприятия, осуществляемые представителями органов государственной власти и местного самоуправления во исполнение их полномочий, проводятся с учетом  внутренних установлений религиозных объединений, в согласованное время.

5. Органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, вправе:

знакомиться с документами религиозного объединения, связанными с осуществлением его деятельности;

направлять наблюдателей на богослужения и собрания местных религиозных организаций и религиозных групп;

направлять своих представителей по предварительному согласованию с религиозными организациями на иные проводимые ими мероприятия;

выносить религиозным организациям и религиозным группам предупреждения о ведении недопустимой деятельности (совершении недопустимых действий);

обращаться в суд с иском о запрете деятельности религиозного объединения и о ликвидации религиозной организации по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и вносить в суд заявление о приостановлении деятельности религиозной организации.

6. Наблюдатели и представители, указанные в п. 5 настоящей статьи, при посещении мероприятия религиозного объединения должны иметь именные разовые предписания на проведение контрольных мероприятий, выданные руководителем направившего их органа. При прибытии на мероприятие религиозного объединения наблюдатель (представитель) предъявляет свои полномочия соответствующему руководителю или замещающему его лицу и вручает экземпляр предписания. Завершая

свое посещение, наблюдатели и представители информируют руководителя религиозного объединения или замещающее его лицо о выводах, сделанных по его результатам и знакомят с оформляемыми актами.

7. Руководитель религиозного объединения или замещающее его лицо при проведении мероприятий по контролю имеет право:

непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями представителей (наблюдателей);

обжаловать действия представителей (наблюдателей) направившим их руководителям и в суд.

Статья 25-1 . Вынесение религиозной организации предупреждения

1. В случае совершения религиозной организацией действий, не соответствующих ее уставу или противоречащих настоящему Федеральному закону, федеральный орган юстиции, а также его территориальный орган, принявший решение о государственной регистрации данной религиозной организации, вправе вынести ей письменное предупреждение. В предупреждении указывается основание вынесения предупреждения, сроки и рекомендуемые формы устранения выявленных нарушений. Копии предупреждения, вынесенного религиозной организации, направляются федеральному органу, принимающему решения о регистрации религиозных организаций и органу, принявшему решение о регистрации данной религиозной организации.

В случае, если религиозная организация входит в состав централизованной религиозной организации, копия предупреждения направляется также соответствующей централизованной религиозной организации.

Предупреждение, вынесенное в соответствии с настоящей статьей, может быть обжаловано религиозной организацией в суд по месту своего нахождения.

2. В случае, если в течение 2 лет вынесено два или более предупреждения по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не признанных судом не основанными на законе, и в установленный разумный срок хотя бы одно из выявленных нарушений не устранено, орган, вынесший указанное предупреждение, обращается в суд с иском о ликвидации религиозной организации. В случае грубых нарушений закона предварительное вынесение предупреждений для обращения в суд не требуется.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.