Главная ?> Русский мир ?> Остров Россия ?> Разработка концепции многостоличья ?> Будет ли переезжать столица Японии?
Мария Головина
Версия для печати

Будет ли переезжать столица Японии?

Суть проекта сводится к тому, чтобы рассредоточить основные функции столицы по стране и разнести в географическом отношении парламент, правительственные и юридические учреждения. Это должно способствовать децентрализации, более гармоничному развитию различных регионов страны и призвано спасти ее от административного паралича в случае, допустим, крупного землетрясения в зоне Токио

Бывшая звезда японской оперетты, а ныне лидер входящей в правящую коалицию Консервативной партии Тикагэ Оги в последнее время все больше вживается в особую политическую роль: в стиле женской эксцентрической безответственности она стала озвучивать идеи, которые "более солидные" политики-мужчины до поры до времени не смеют выговорить вслух.

Последний пример такого рода — скандальное заявление Оги на пресс-конференции в клубе иностранных корреспондентов в Токио, где она категорически высказалась против планов переноса части функций японской столицы за пределы Токио. Слова этой дамы имеют особый вес, поскольку она занимает пост министра строительства по совместительству должность начальника Управления по вопросам государственных земель. Иными словами, она несет в нынешнем правительстве прямую ответственность за выполнение официально утвержденного решения о "разгрузке" Токио в качестве столицы.

Эта концепция имела особую популярность в период "экономики мыльного пузыря", когда крупные строительные корпорации мечтали получить еще больше государственных денег на, скажем, переносе парламента Японии и всех сопутствующих ему служб куда-нибудь в провинцию. Однако времена меняются, поскольку ныне страна с трудом выходит из затяжной экономической депрессии, и говорить фантастических планах строительства "Нью-Токио" или создания в Японии нескольких "новых столиц" сейчас явно несвоевременно.

Короче говоря, эксцентричная и острая на язык Тикагэ Оги сказала то, что от нее ждали коллеги по правительству. Газеты на какое-то время подхватили сенсацию местного значения, закричав нарушении прежних государственных решений, о нарушении служебной дисциплины, однако быстро замолчали. Стало ясно, что влиятельные силы в правящей Либерально-демократической партии также готовы использовать заявление бывшей опереточной дивы, чтобы дать старт процессу замораживания плана "создания новой столицы".

В частности, ЛДП и КП уже договорились провести внутри правящей коалиции на этот счет консультации для выработки единой позиции. Руководство либерал-демократов официально попросило также Управление по вопросам государственных земель рассмотреть вопрос о замораживании плана децентрализации столицы.

ЛДП и КП уже в предварительном порядке договорились, что эта идея требует слишком больших бюджетных ассигнований и должна быть помещена в "черный список" государственных проектов, которые будут подлежать резкому финансовому урезанию.

Однако все не так просто: третья партия правящей коалиции, буддийская Комэйто, выступает против замораживания плана "рассредоточения" Токио. Она отстаивает интересы ряда местных лоббистов и объединений мелких и средних компаний из провинции, которые все еще надеются поживиться на переносе столицы. Нет также сомнений, что план замораживания натолкнется на ожесточенное сопротивление со стороны ряда влиятельных депутатов парламента от ЛДП, которые представляют регионы и города, куда потенциально могут быть перенесены некоторые функции Токио со всеми сопутствующими экономическими благами.

В частности, на роль предводителя сторонников переноса уже вызвался бывший премьер-министр Ясухиро Накасонэ, который считается одним из наиболее влиятельных "стариков" в правящей ЛДП. Выступая перед журналистами, он напомнил, что перенос функций столицы утвержден соответствующим решением парламента и, следовательно, не может быть отменен резолюцией правительства.

Против замораживания этого проекта высказалась также начальница Управления по проблемам борьбы с загрязнением окружающей среды Иорико Кавагути, которая на правах члена правительства заявила, что направляемые на решение плана средства можно использовать на большое количество важных экологических начинаний в провинции, включая улучшение канализации, очистки сточных вод и т.д.

Однако такое замечание вызвало ответную реакцию со стороны Тикагэ Оги, которая призвала потратить значительно меньшие суммы на не менее важное улучшение экологической ситуации в гигантском Токио, чем "мотать деньги" на фантастические начинания. Консервативная партия подчеркнула, что будет выступать за то, чтобы вернуть план переноса столицы к "чистому листу".

Нет сомнений, что за этими "женскими битвами" стоят крупные интересы, связанные с величиной сумм, которые планировалось затратить на проект децентрализации Токио. Его суть сводится к тому, чтобы рассредоточить основные функции столицы по стране и разнести в географическом отношении парламент, правительственные и юридические учреждения. Это должно способствовать децентрализации, более гармоничному развитию различных регионов страны и призвано спасти ее от административного паралича в случае, допустим, крупного землетрясения в зоне Токио. По предварительным правительственным прикидкам, осуществление плана будет стоить 12 триллионов иен. Независимые эксперты утверждают, что потратить придется не менее 20 триллионов.

Парламент Японии в общих чертах одобрил идею децентрализации еще в 1990 году. В декабре прошлого года консультативный совет при правительстве назвал три района, куда могут быть переведены государственные учреждения из Токио. Первый составляют префектуры Тотиги и Фукусима на неразвитом севере острова Хонсю. Второй — префектуры Гифу и Аити в промышленном центре Хонсю.

Третий — зона префектур Миэ, Сига, Киото и Нара на западе того же острова, которые можно назвать "исконной Японией" — именно там располагалась ее первая средневековая столица и находился очаг распространения традиционной культуры.

Однако консультативный совет подчеркнул, что планы децентрализации можно реализовать только при развитии сетей новых скоростных видов транспорта.

Правительство Японии официально одобрило эти рекомендации, нижняя палата парламента в мае этого года призвала правительство в течение трех лет избрать один из трех районов-кандидатов на роль "второго Токио". Предполагалось, что строительство новой столицы начнется "позже 2004 года".

 

Источник: ИТАР-ТАСС, 18 сентября 2000 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.