Главная ?> Русский мир ?> Остров Россия ?> Дальний Восток России ?> Россия — Япония: новая эпоха?
Виталий Третьяков
Версия для печати

Россия — Япония: новая эпоха?

Можно ли войти в нее со старыми комплексами

По инициативе газеты "Майнити" 12 мая в Саппоро состоялся международный симпозиум "Новая эпоха в российско-японских отношениях". С российской стороны были приглашены Борис Немцов, тогда вице-спикер Госдумы, депутат Думы Михаил Задорнов и я. В Токио к нам присоединился посол Александр Панов. Япония выставила сильную и многочисленную команду во главе с губернатором Хоккайдо Хори Тацуя и бывшим министром иностранных дел Комура Масахико.

Внимание к нашей делегации было большим. Нас приняли премьер-министр Иосиро Мори и председатель нижней палаты парламента Соитиро Ито. Было множество других встреч.

Дискуссия в Саппоро получилась небезынтересной, хотя все ее участники не раз обсуждали эти же вопросы и в России, и в Японии. Впрочем, она показала не только поиск путей в "новую эпоху", но и достаточное количество старых проблем и комплексов, наваленных на этих еще даже не очень нащупанных путях.

В данной статье я собираюсь не передавать ход дискуссии, а изложить свое видение "новой эпохи". Не вполне профессиональное, но и не вполне непрофессиональное — слишком часто мне приходилось обсуждать в последние годы российско-японские отношения в профессиональных аудиториях и с японцами, и с русскими.

Но начну я с того, что предложил на симпозиуме в Саппоро Борис Немцов, в свое время — активный участник российско-японских контактов на высшем уровне в Красноярске и Нагано.

Немцов предлагает совместное управление.

Считаю, что российская сторона не должна ослаблять своих усилий по дальнейшему налаживанию наших отношений с Японией. При этом не стоит забывать, что сегодня Япония является крупнейшим мировым кредитором, а ее экономический потенциал сравним с потенциалом Соединенных Шатов Америки.

Кроме того, и я хочу особенно это подчеркнуть, Россия обязана соблюдать свои обязательства. А это значит, что нам нужно приложить все силы к заключению мирного договора между Россией и Японией в 2000 году. К сожалению, процесс подготовки договора затягивается, в том числе и из-за очевидных политических обстоятельств, связанных с судьбой Южных Курил.

Думаю, что сейчас мы находимся на бескомпромиссно-противоположных позициях по этому вопросу. Думаю, что и России, и Японии нужно искать обоюдоприемлемые решения.

На мой взгляд, одно из таких возможных решений заключается в приложении максимальных усилий для совместного освоения Южных Курил и Дальнего Востока в целом.

Предлагаю создать совместное управление с целью развития Южных Курил. Соглашения об этом должны быть зафиксированы на уровне международного договора, который, в свою очередь, необходимо рассматривать как часть реализации программы по заключению мирного договора. Думаю и даже уверен, что это сдвинет затянувшиеся переговоры с мертвой точки.

И еще одно немаловажное замечание: с российской стороны к управлению Курилами наряду с федеральными должны быть привлечены и представители Сахалинской области, а с японской стороны — представители префектуры Хоккайдо, ближайшей к этим островам территории Японии.

Из старых продуктов не сваришь нового супа.

Мой взгляд на развитие российско-японских отношений отчасти пересекается с предложениями Бориса Немцова, но кое в чем отходит от них. Будучи самым неофициальным лицом нашей "делегации", я, естественно, был более других свободен в своих фантазиях.

Я назвал их "10 тезисов о "новой эпохе", если она новая".

1. Потенциал российско-японских отношений во всех областях на порядки превышает нынешнюю реальность.

Нужна новая идеология наших отношений, которая должна и в России, и в Японии превратиться в соответствующую политику. Объективная база для этой новой идеологии уже сложилась, но субъективно мы все еще пытаемся сварить новый суп из старых продуктов, вступить в новую эпоху, базируясь на старых претензиях и привычках.

2. Выработке этой новой идеологии мешает зацикленность японской стороны на проблеме мирного договора, точнее даже — на решении территориальной проблемы на японских, естественно, условиях. У России другой психологический комплекс: по японской формуле мы этот вопрос решать не можем, а по российской — не будет радикального улучшения отношений. Потому будем ходить вокруг да около, медленно поспешать, идя неизвестно к чему.

3. Посмотрим на территориальную проблему не как на то, что нас разделяет, а как на то, что нас, Россию и Японию, объединяет. Это поворотный психологический момент. Но это не все. Сделаем так, чтобы нас объединяла не только проблема островов.

4. Очевидно, что территориальная проблема не может быть решена в старой системе координат, ибо в ней при любом исходе одна из сторон останется "проигравшей", что-то потерявшей.

В свое время я не раз говорил японцам: что бы вам ни обещал Ельцин публично и даже, если это было, доверительно, никаких островов он не отдаст, и, следовательно, поставленная цель — подписание мирного договора — до конца 2000 года достигнута не будет. Еще меньше оснований делать это Путину. Причины известны или очевидны.

5. Где же решение? В рамках новой идеологии. В чем эта идеология?

В том, что перед лицом новых геополитических и своих внутренних вызовов Россия и Япония становятся естественными стратегическими партнерами или даже союзниками в Дальневосточно-Тихоокеанском регионе.

Если на дело смотреть так, то решение проблемы островов из стратегического (фундаментального) препятствия на пути развития российско-японских отношений превращается в лишь тактическую помеху. А договор, который в этой связи нужен нашим странам, должен быть куда шире и объемнее мирного.

6. Основные стратегические вызовы для России (в данном контексте):

  • нехватка финансовых средств для развития экономики, и особенно региона Сибири и Дальнего Востока;
  • перспектива колонизации этого региона китайцами;
  • гипердержава США как доминирующий игрок в АТР, который будет строить весь баланс сил в этом регионе в своих интересах;
  • объединение Кореи: у России нет политики в этом неумолимо идущем процессе;
  • неизбежность реформы ООН, к чему Россия не готова.

Основные стратегические вызовы в данном регионе для Японии (как я их понимаю):

  • США;
  • Китай;
  • объединенная Корея;
  • ослабление России с соответствующим усилением всех трех (или в какой-то комбинации) главных соперников Японии в данном регионе;
  • недовольство положением Японии в ООН.

То есть фактически — полное совпадение, чего нет ни у одной другой пары стран в данном регионе.

7. Вот пример новой идеологии (союзнической) в пока не очень важном для России, но важном для Японии вопросе — реформа ООН.

Россия противится реформе, но она неизбежна. Москве надо бы инициировать этот процесс, возглавить его, поддержать, в частности, претензии Японии на постоянное членство в Совете безопасности, оказав Токио политическую услугу.

Японии, со своей стороны, надо бы осознать, что только сохранение юрисдикции России над Сибирью и русским Дальним Востоком, что может гарантироваться только стремительным экономическим освоением этого региона, позволит не разрушить нынешний геополитический баланс сил в АТР с опасными последствиями и для Токио. Именно Япония могла бы получить от Москвы максимальные и эксклюзивные преференции по участию в соответствующих программах России. Более того — Токио должен стремиться к этому.

8. Каково решение в этом контексте проблемы островов?

Если одна из двух семей имеет имущество, оспариваемое другой семьей, то спорить можно бесконечно. Если же две семьи создают союз, например женят своих детей, то спорное имущество может быть передано новой семье (при этом никто ничего не теряет) на то время, пока, разумеется, брак остается прочным.

Отталкиваясь от этой метафоры, я предлагаю следующее решение:

  • фиксируется создание стратегического союза;
  • в его рамках правительствами двух стран создается русско-японская компания, которая заключает с администрацией Сахалинской области договор на освоение островов на все время действия союза;
  • прибыль от деятельности компании, которой специальным решением правительства России гарантируются соответствующие преференции, направляется как на развитие островов, так и на совместную российско-японскую инвестиционную деятельность в АТР.

9. Любое решение территориальной проблемы, в том числе и то, которое предполагает японская сторона, возможно только в двух случаях: если Россия станет очень слабой или если Россия вновь станет очень сильной.

Японии надо самой выбирать, какой вариант ей предпочтительней. Но только нужно помнить, что если Россия станет очень слабой, то все территориальные проблемы в данном регионе будут решаться не в Москве и даже не в Токио, а в другой столице.

10. В свете всего сказанного выше теоретически можно заключить мирный договор между Россией и Японией уже в 2000 году — например, на планируемой на ноябрь-декабрь встрече Путина и Мори.

Но лишь в пакете с другими документами. Перечислю их все (названия условные):

  • Договор о геостратегическом сотрудничестве (союзе) сроком на 50 лет;
  • Договор об экономическом и финансовом сотрудничестве в развитие Сибири и Дальнего Востока сроком на 25 лет и сопутствующие документы;
  • Собственно мирный договор (бессрочный);
  • Меморандум о принципах реформирования ООН;
  • Договор о создании русско-японской политики (Русяко) и сопутствующие документы;
  • Договор Русяко и администрации Сахалинской области о передаче Русяко исключительных прав на развитие четырех южных островов Курильской гряды на срок действия Договора об экономическом сотрудничестве в развитие Сибири.

Реально, конечно, к концу 2000 года все эти документы подготовить невозможно. Но можно зафиксировать согласие о подготовке такого пакета в течение 2001-2002 года.

И тогда уже можно будет с полным основанием говорить о новой эпохе во взаимоотношениях России и Японии. Действительно новой и действительно эпохе.

 

Источник: "Дипкурьер НГ" — приложение к Независимой газете № 10 (10) от 1 июля 2000 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.