Главная ?> Геополитика ?> Мировая шахматная доска ?> О механике цивилизаций ?> Социосистема как "тепловая машина"

Социосистема как "тепловая машина"

Социальные "машины" имеют ту же схему, что и обычные тепловые двигатели, иными словами, они состоят из рабочего тела, нагревателя и холодильника. В качестве рабочего тела используется социосистема. Нагреватель сообщает социосистеме некоторое количество теплоты, для чего могут использоваться механизмы "разогрева под давлением", "конфликта идентичностей" и "плавления идентичностей". Холодильник включает в себя канал когерентной актуализации социальной активности и "свалку" избыточного "тепла"

Данная работа развивает концепции, предложенные в статье «Социальная термодинамика и проблема идентичностей» [7]. Особое внимание уделяется специально сконструированным социосистемам, способным совершать полезную (с точки зрения проектировщика и пользователя) работу.

1. Введение в термодинамику социосистем[1]

Объектами социальной термодинамики являются социосистемы, которые рассматриваются как специфическая форма организации разумных существ. Социосистемы отвечают обычным системным требованиям [1], [3], [4], [11], [12]: положительности энергии связи и наличию корреляций в динамике элементов, — и обладают всеми атрибутивными признаками человеческого общества, то есть подразумевают существование единого хозяйственного механизма, развитое разделения труда, функционирование механизмов познания, обучения и управления [5]. Для социосистем характерно также расслоение психических процессов на сознательные и бессознательные, причем как на уровне элементов, так и на уровне системы в целом и любых ее подсистем. Это приводит к обязательности неких форм трансцендентной деятельности.

Социосистемы могут быть открытыми и закрытыми (значимые для данной задачи трансграничные потоки пренебрежимо малы по сравнению с внутренними транзакциями), равновесными и диссипативными.

Состояние социосистемы можно представить в виде точки в некотором формальном пространстве параметров {Pi }. Социальным процессом называется изменение со временем хотя бы одного из параметров. Если параметрическая кривая замкнута, процесс является социальным циклом.

Любая социосистема характеризуется числом носителей разума N, площадью локализации в физическом пространстве V, социальным давлением P, которое определяется через отношение обобщенной силы[2], действующей на границу самой социосистемы, ее областей или подсистем к длине этой границы. Интеграл обобщенной силы вдоль параметрической кривой называется обобщенной работой A. Для потенциальных взаимодействий работа за социальный цикл равна нулю, однако большинство социальных взаимодействий носят диссипативный (вихревой) характер, и для них характерно превращение упорядоченного движения социосистемы, как целого, в беспорядочное «тепловое» движение отдельных ее элементов. Будем называть социальной температурой Т меру беспорядочности социального движения.

Формально изменение социальной температуры вычисляется по отклонению возрастно-половой пирамиды данной социосистемы от «правильного» псевдогауссового распределения. На практике социальный нагрев измеряется по росту проявлений неспровоцированного насилия в социосистеме.

Рассмотрим два состояния социосистемы — переохлажденное, характеризующееся максимальной степенью когерентности поведения элементов, и перегретое, в котором когерентность полностью отсутствует. Большинство современных социосистем находятся в «нормальных условиях», что подразумевает упорядоченную деятельность в масштабах социальных доменов, но не общества в целом.

Для анализа социосистем, далеких от равновесия [9], [10], удобно пользоваться таким параметром, как социальная энтропия S, как меры социальной энергии, связанной диссипативными процессами. Социальную энтропию увеличивает всякая затраченная, но не реализованная на достижение какой-либо конечной цели социальная работа. Механизмами повышения социальной энтропии являются заведомо недостижимые групповые или общественные цели, «конфликты интересов», «трансляционные ошибки», негативно окрашенные эмоции.

В замкнутых социосистемах энтропия не убывает. В открытых системах можно регулировать социальную энтропию за счет отвода социального тепла «наружу» (обычно, передавая его внешнему или внутреннему врагу).

2. Социоглюонное взаимодействие и фазовые переходы в простейших социосистемах

Когерентность ряда социальных процессов указывает на существование особого информационного поля, присущего социосистемам. Назовем взаимодействие, связывающее эволюционно эгоистичных крупных приматов в единую общественную структуру, социоглюонным. Физическая основа социоглюонного поля остается неясной; возможно оно имеет феромонную природу. Социоглюонные эффекты, такие как «атмосфера осажденной крепости», могут значительно усиливать способность социосистемы производить полезную работу. Разумно связать вспышки пассионарности (переход социальных движений в когерентное состояние) с резким изменением социоглюонного поля.

Есть основания считать, что социоглюонное взаимодействие в социосистеме можно изменить через преобразование фундаментальных Идентичностей этой системы. Социальная термодинамика рассматривает Идентичности, как своеобразное топливо, источник социального движения.

Первоначально социологическая идентичность была определена как метка, позволяющая личности отождествлять себя с группой и жестко структурирующая систему убеждений. Попыткой решить проблему границы пространства идентичностей (ответить на вопрос, какие убеждения образуют идентичности, а какие остаются «просто убеждениями») привела к «релятивистской» модели, связывающей проявленную идентичность (далее, просто Идентичность) с процессом взаимодействия.

Разные убеждения проявляют разные Идентичности. Вопрос, какие из убеждений могут, а какие не могут формировать Идентичность, лишается смысла: могут те, которые конфликты в данном взаимодействии.

Релятивистская модель включает понятие исходной «идентичности в себе» и связывает ее с первичной аксиологией, полученной ребенком от общества через фигуры родителей и воспитателей. Идентичность есть «идентичность в себе», проявленная через взаимодействие с «инаковостью».

Идентичность проявляется тем сильнее, чем меньше аксиологических различий между взаимодействующими личностями, и чем эти различия существеннее онтологически.

Проявление идентичности есть процесс спонтанного нарушения симметрии. Если в двух— или многостороннем взаимодействии один из участников проявит свою идентичность (переведет свои ценности в деятельную форму), то с неизбежностью Идентичность — не обязательно та же самая — будет проявлена и у остальных участников.

В процессе социальной деятельности, вызванной некоторой проявленной Идентичностью, эта Идентичность затрачивается и, в конечном счете, исчерпывается, то есть — перестает проявляться. Одной из гипотез, объясняющих процесс истончения Идентичности при расходовании, является потеря некоторым аксиологическим принципом «стержневого характера»: дрейф аксиологии.

Существует два основных механизма утилизации социоглюонного взаимодействия, порождаемого проявленными Идентичностями.

Простейший из них эксплуатирует «конфликт Идентичностей» и неизбежный при конфликтном взаимодействии «социальный разогрев». Работа производится при быстром последующем адиабатическом «охлаждении» социосистемы. При этом исходная Идентичность полностью исчерпывается и повторно использована быть не может.

Более перспективна схема «плавления Идентичностей», в которой социальное движение, порожденное некоторой Идентичностью, приводит к полному изменению аксиологии, то есть, к уничтожению исходной и возникновению новой «идентичности в себе».

3. Простейшие социальные «тепловые машины»

Социальные «машины» имеют ту же принципиальную схему, что и обычные тепловые двигатели, иными словами, они состоят из рабочего тела, нагревателя и холодильника. В качестве рабочего тела используется социосистема (обычно, специально сконструированная). Нагреватель сообщает социосистеме некоторое количество теплоты, для чего могут использоваться механизмы «разогрева под давлением», «конфликта идентичностей» и «плавления идентичностей». Холодильник включает в себя канал когерентной актуализации социальной активности и «свалку» избыточного «тепла», в качестве которой может использоваться окружающая среда или же — переохлажденная социосистема.

Рассмотрим некоторые примеры социальных тепловых машин.

а) Турбодетандер

В этом простейшем двигателе разогрев рабочей среды происходит под внешним давлением, источником которого может выступать прямое насилие, страх, корысть, честолюбие, зависть.

Рабочим телом турбодетандера является замкнутая искусственная социосистема, причем к ее элементам — людям — обязательно предъявляется требование наличия профессиональной подготовки в запланированной области актуализации (воины, ученые, инженеры и т.п.).       

Эта социосистема помещается в обедненную информационную среду и доводится до перегретого состояния, не поддерживающего никаких форм общественной организации. Уровень человеческого страдания задается настолько высоким, чтобы сама жизнь потеряла для «элементов рабочей среды» свою ценность. Затем в системе инсталлируется возможность целенаправленной общей деятельности, направленной вовне и имеющей целью некий значимый конечный результат.

«Турбодетандерный эффект» приводит к быстрому охлаждению социосистемы — вплоть до ее перехода в когерентное состояние.

Турбодетандер является распространенным социальным двигателем. В своих простейших формах он использовался уже в Древнем Китае:

У-цзы сказал: «Предположите, что Вы спрятали на обширной равнине всего одного разбойника, но готового умереть. Тысяча человек станут ловить его, и все будут озираться во все стороны, как совы, оглядываться по сторонам, как волки. Ибо каждый из них будет бояться, что тот внезапно выскочит и убьет его. Поэтому достаточно одного человека, решившего расстаться с жизнью, чтобы нагнать страх на тысячу человек. А я сейчас таким решившимся на смерть разбойником сделаю всю массу в пятьдесят тысяч человек. Если я поведу их и ударю с ними на противника, ему будет поистине трудно устоять».

Турбодетандерный эффект был реализован в сталинских лагерях (прежде всего, в «шарашках»). В начале эпохи Хрущева этот эффект удалось — скорее всего, непреднамеренно — вызвать в масштабах всего государства. Заметим, что «турбодетандерный эффект» широко используется для «промывки мозгов» в тоталитарных сектах.

Основными недостатками социального турбодетандера являются:

  • принципиальная незамкнутость цикла (повторное использование «рабочего тела» в подобных схемах исключено, ввиду психической и физической деградации человеческого материала[3]);
  • критичность к профессиональной подготовке элементов социосистемы;
  • сравнительно низкая удельная мощность.

Последнее обусловлено большим временем «нагрева», в течение которого никакой полезной деятельности не совершается.

Рабочий цикл турбодетандера может быть изображен следующим образом:

В точке (1) создается социосистема, для чего в замкнутый объем помещается свежий «человеческий материал». На участке (1) — (2) система подвергается сильному внешнему давлению. На этой стадии над ней совершается работа и ей передается тепло (говоря термодинамическим языком, система находится в контакте с нагревателем).

В точке (2) в системе проявляется «Стэнфордский эффект»[4] и начинаются процессы саморазогрева (участок (2) — (3)), за счет которых социосистема переводится в перегретое состояние. Рост давления на этом этапе носит вспомогательный характер и связан, обычно, с мерами безопасности.

В точке (3) социосистема деградирует, ее элементы находятся в состоянии фрустрации и «готовы на все».

На участке (3) — (4) система, находясь в контакте с холодильником, передает ему тепло и совершает полезную работу. В точке (4) происходит самоорганизация когерентных социальных процессов, и система переходит в переохлажденное состояние, также совершая при этом полезную работу. В точке (5) социосистема разрушается, использованный «человеческий материал» выбрасывается из нее. Цикл искусственно замыкается за счет объемлющей системы, поставляющей новые «кадры».

Турбодетандер совершает полезную работу мощными, но короткими и редкими импульсами.

б) «Закрытые города» как «пароатмосферная машина»[5]

Интересным примером социального турбодетандера являются так называемые «закрытые города», активно создаваемые в СССР в период «второй индустриализации». За счет качественного подбора кадров в таких городах создавалась искусственно обогащенная информационная среда. Замкнутость социосистемы достигалась административными методами (но не прямым принуждением): «подписка о неразглашении» ограничивала все возможные профессиональные контакты специалиста вне искусственной среды города. Иными словами, раз попав в «закрытый город», специалист был обречен оставаться там — либо же менять профессию.

В «закрытых городах» роль «нагревателя» играет внешняя среда, по отношению к городу перегретая. В качестве холодильника используется, как и в турбодетандере, бесконечная когнитивная вселенная. Когерентные коммуникативные эффекты возникают в процессе совместного познания.

Поскольку в «закрытых городах» не создается избыточного «стэнфордского» разогрева, «рабочим давлением» социосистемы является давление объемлющего социума. Такая социальная тепловая машина может быть названа пароатмосферной — по аналогии с первыми двигателями Ползунова и Папена[6]. Понятно, что ее коэффициент полезного действия мал, равно как и развиваемая удельная мощность. С другой стороны «закрытый город» представляет собой макроскопическое социальное образование, превосходящее «шарашку» по размерам на два-три порядка. За счет столь значительного объема «рабочего тела» город способен производить большую полезную работу.

К недостаткам подобного социального двигателя следует отнести потребность в развитой инфраструктуре и склонность системы к самопроизвольному «разогреву». Создавая зоны концентрации интеллекта, государство берет на себя обязанность утилизировать в реальном времени создаваемые учеными смыслы. Если этого не происходит, город перестает производить полезную работу и превращается в очаг массового недовольства. Этот эффект аккумулируется по мере существования города, достигая максимума во втором-третьем поколениях.

в) Организационно-деятельностная игра

Развитием идеи турбодетандера может служить схема организационно-деятельностных игр, предложенная Г.Щедровицким [13] и работающая по замкнутому трехдневному циклу.

«Рабочим телом» ОДИ также является искусственно созданная замкнутая социосистема. Эта система погружается в обогащенную информационную среду с переменным коэффициентом обогащения. Такая среда создается экспертным сообществом, действия которого жестко модерируются Игромастерами.

В ОДИ не используются внешние источники давления. Разогрев «рабочего тела» происходит за счет эффекта «плавления» господствующей Идентичности.

Дрейф аксиологии вызывается сочетанием измененного состояния сознания, вызванного нехваткой времени на сон и отдых, а также прогрессирующим непониманием людьми происходящего с ними, с контролируемостью любых транзакций и постоянным «перемешиванием» социосистемы с разрушением спонтанно устанавливающихся связей.

На вторые сутки Игры начинается «разогрев», причем, в отличие от схемы турбодетандера, стимулируется не столько аутоагрессия внутри социосистемы, сколько агрессия, направленная на экспертов и модераторов. Тем не менее, процессы внутри «рабочего тела» носят отчетливо «Стэнфордский» характер (пусть схема ОДИ и не предусматривает отчетливого перегрева системы с последующей ее деградацией).

Плавление Идентичностей в искусственно обогащенной среде приводит к спонтанной генерации новых смыслов, вдоль которых модераторы создают канал актуализации. На третьи сутки игры «Стэнфордский» разогрев сменяется когерентным охлаждением, температура резко падает, вследствие чего Идентичности игроков кристаллизуются вновь (обычно, с небольшими отклонениями).

На закрытии Игры модераторы предъявляют играющим свою Идентичность в явной форме, что приводит к локальному конфликту, небольшому нагреву и замыканию цикла.

«Цикл Щедровицкого» выглядит примерно так же, как «турбодетандерный цикл», однако, рабочие значения температуры и давления в ОДИ много меньше.

Точка (1) соответствует началу ОДИ. На участке (1) — (2) происходит разрушение убеждений (первые сутки игры). Точка (2) отвечает моменту «личного кризиса» играющих. Участок (2) — (3) представляет собой «Стэнфордский разогрев» (вторые сутки игры), точка (3) является рабочей точкой игры. Участок (3) — (4) отражает совершение социосистемой полезной работы с передачей накопленного тепла холодильнику (утро третьих суток игры). Точка (4) индицирует момент «сшивки» — перехода Игры в когерентное состояние с совершением основного объема полезной работы.

На участке (4) — (5) совершается обычное турбодетандерное охлаждение (день и вечер третьих суток игры).

Точка (5) соответствует энергетическому минимуму социосистемы. Участок (5) — (1) отображает возврат социосистемы к исходному состоянию.

ОДИ критичны к рабочему материалу, хотя и в значительно меньшей степени, нежели турбодетандер. Одна и та же социосистема (при тех же модераторах и аналогичном экспертном сообществе) может использоваться многократно; кроме того, в промежутках между играми креативность игроков остается довольно высокой, что может быть утилизировано пользователем[7].

Следует, однако, иметь в виду, что структурообразующей Идентичностью ОДИ и эквивалентных ей схем является Идентичность модераторов, которая со временем истончается. Может быть также исчерпан информационный потенциал экспертов, что приведет к уменьшению коэффициента обогащения рабочей среды ОДИ и падению КПД «двигателя». Кроме того, к недостаткам ОДИ следует отнести высокую ресурсоемкость, значительный психический, а иногда и физический риск для участников всех категорий, длительность и дороговизну подготовки экспертов и Игромастеров.

Экономическая эффективность организационно-деятельностной игры, как «креативного генератора» и «обучающей системы», вероятно, достаточно высока. К сожалению, на протяжении всей тридцатилетней истории ОДИ эта эффективность не измерялась и не рефлексировалась[8].

г) ролевые игры

Интересный подход к социальным «тепловым машинам» предложен движением ролевых игр (РИ). При всей внешней схожести с ОДИ здесь используется несколько иной цикл.

В ролевых играх замкнутая социосистема погружается в обогащенную эмоциональную среду, создаваемую игромастерами и проектировщиками Миров, в качестве которых, обычно, выступают писатели.

РИ допускают использование практически любого «рабочего материала». У играющих разрушается только одна, но фундаментальная Идентичность — убеждение, согласно которому существует принципиальная разница между Реальностью и Воображаемыми мирами. Плавление этой идентичности, во-первых, резко понижает инновационное сопротивление личности, и, во-вторых, ставит под сомнение всю ее аксиологию. Иногда это приводит к возникновению «тензорных»[9] представлений о действительности (концепции «Текущей Реальности», «Тоннелей Реальности» и пр.). Во всех остальных случаях — позволяет формировать — и затем расплавлять в ходе той или иной игры — временные ролевые Идентичности.

Термодинамическую схему РИ удобно описывать в терминах миров-Отражений. Тогда «нагревателем» является игровая Реальность, в которой изначально задана высокая социальная температура (как правило, РИ проводятся по таким «неблагополучным» Реальностям, как Средиземье, Аквитания в период альбигойских войн, Палестина в эпоху Крестовых Походов, Европа во Второй Мировой войне), в качестве холодильника используется текущая Реальность[10]. Игромастера обеспечивают последовательный контакт рабочей среды с нагревателем — вход в игру — и с холодильником — выход из игры. Заметим, что если выхода не произошло, РИ не производит полезной работы. Заметим также, что в отличие от ОДИ, техника РИ не предполагает императивного модерирования.

Возможны два способа утилизации социоглюонной энергии[11], высвобождающейся в ролевой игре. В простейшем случае работа производится на самой Игре — в ее когерентной фазе. Фактически это означает, что схема РИ редуцируется до турбодетандера — с той существенной разницей, что разрушению подвергаются не базовые личности, а временные игровые роли, вследствие чего термодинамический цикл замыкается, а рабочее тело использовано многократно.

В альтернативной модели вся Игра является «затратной стадией», полезная работа в форме креативной генерации или эффективного обучения производится после игры — в ходе медленного восстановления игроками исходной Идентичности (сопричастности Текущей Реальности).

Цикл РИ может быть представлен следующим образом. (1) — начало игры. (1) — (2) стадия создания Игровой Реальности, (2) точка отождествления личности с ролью. (2) — (3) разогрев рабочего тела за счет контакта с перегретой игровой реальностью, (3) — отождествление собственной субъективной реальности с игровой. (3) — (4) — «сборка игры», разрушение ее пространства. (4) — объективное завершение игры. (4) — (5) — формальный выход из игры, (5) субъективное разотождествление с ролью. (5) — (1) реальный выход из игры. Полезная работа совершается на стадии (3) — (4) или, что предпочтительнее, на стадии (5) — (1).

Основным недостатком социальных тепловых машин, построенных на цикле РИ, является крайняя нестабильность работы. В действительности, начиная игру, нельзя гарантировать заранее, что удастся создать Игровую Реальность, и игроки начнут отождествлять себя с ролью. То есть, цикл может «зависнуть», не дойдя до точки (2): не прошло включение в Игру. Он может остановиться также в точке (5): не прошел выход из Игры. В обоих случаях получить полезную работу не удастся.

Кроме того, РИ, хотя они и дешевле ОДИ, достаточно ресурсоемки. Велика опасность физических и психологических рисков. Уже отмечалось, что в некоторых отношениях Игра схожа с турбодетандером, и различие состоит в том, что РИ приводит к разрушению не базовой личности, а роли (игроличности). Понятно, что в определенных условиях связь роли с базовой личностью достаточно глубока, тогда игроку будет нанесена серьезная психическая травма.

РИ достаточно широко используется как обучающая система и как генератор креативной активности.

д) психические тренинги «с погружением»

Психические тренинги с глубоким погружением («Город Чудес», «Фиолетовый Тренинг», «Лайф Спринг» и т.п.) используют обращенный «цикл Щедровицкого», реже обращенный «цикл РИ». В рамках нашей терминологии, такие тренинги являются не «тепловыми машинами», совершающими некую полезную работу за счет утилизации социальной тепловой энергии или социоглюонной энергии, а «холодильными машинами», которые за счет произведенной работы «охлаждают» тренинговую группу, иногда приводя ее в когерентное состояние.

«Рабочим телом» тренинга являются его инструкторы и лица, ранее прошедшие этот тренинг в качестве участников (мастера). Воздействие на тренинговую группу осуществляется за счет глубоких преобразований Идентичности мастеров либо за счет наличия у мастеров тензорной Идентичности.

Как правило, происходит индуктивное расплавление Идентичностей у тренинговой группы, затем формируется новая, «смещенная Идентичность», соответствующая более когерентному поведению. Тем самым, тренинговая группа «охлаждается».

Для мастеров замыкание цикла происходит через принципиальную незамкнутость цикла на информационном уровне (сброс избыточной теплоты вовне).

е) организационно-деятельностная «двойка»[12]

ОД(2) относятся к несколько иному виду социальных «тепловых машин». В этих системах происходит непосредственное преобразование социоглюонной энергии в полезную деятельность (без предварительной стадии «разогрева»). Нагревателем ОД(2) служит общество, холодильником — внешняя Вселенная[13].

«Двойка» представляет собой организационную систему с нечеткой логикой: функциональные обязанности ее компонентов формально не разграничены. Как правило, полезная работа, совершаемая «двойкой», носит информационный характер: управленческий или креативный. В отдельных случаях, однако, «двойки» используются и в сугубо деятельностной сфере.

Впервые бинарные механизмы управления возникли и были отрефлектированы в дореспубликанском Риме. Такие системы оказались весьма жизненными и были институализированы в римском обществе, которое смогло, таким образом, сочетать контроль над принятием ответственных решений с принципом единоначалия. После крушения царской власти принцип парности высших магистратов распространяется на все сферы управления. Наиболее известны примеры консульской власти (два консула избирались сенатом на календарный год) и командование легионом.

В XIX столетии Г.Мольтке (старшим) и А.Шлиффеном была инсталлирована бинарная система управления войсками. Обладая функцией информировать и подготавливать решения для командира, начальник штаба формировал понятийное понятие для выработки решений. Это обстоятельство, вкупе с отсутствием надлежащим образом зафиксированного (то есть, прописанного в соответствующем Уставе) разделения полномочий, породило «структуру управления с нечеткой логикой»: начальник штаба получил формальное право отдавать приказы "от имени командира" в случае отсутствия или занятости последнего.

Принципиальной особенностью «двоек» является возможность постоянной рефлексии: ОД(2) позволяет в любой момент времени одному из членов пары занимать рефлексивную позицию по отношению к производимой деятельности. В этой связи правомочен подход к «двойке», как к «компактифицированной ОДИ», некоему «кванту мыследействия».

С формальной точки зрения «двойка» работает по «циклу Щедровицкого», причем разрушению подвергаются не базовые и не ролевые, а виртуальные идентичности — методологические позиции. В некотором смысле деятельность «двойки» есть непрерывная упорядоченная смена таких позиций.

Поскольку ОД(2) не подразумевает опасного «перегрева» рабочего тела, этот компактный и безопасный социальный «тепловой двигатель» может работать не только в импульсном, но и в непрерывном режиме, что обеспечивает высокий КПД и дает возможность применять «двойки» в критических узлах контуров управления.

С другой стороны, само существование «двоек» сопряжено с определенными трудностями.

Во-первых, качество взаимодействия в «двойке» зависит от степени взаимного доверия. То есть, уже на стадии проектирования ОД(2) следует учитывать не только индивидуальные деловые качества партнеров и особенности их информационного взаимодействия, но и психологическое соответствие, и с этой точки зрения критичность «двойки» к поставляемому «человеческому материалу» много выше, нежели в РИ, ОДИ или схемах турбодетандера.

Во-вторых, не следует пренебрегать потерями на взаимодействие внутри пары (внутренний паразитный «нагрев», угрожающий разрушением «бинарного эффекта»).

В-третьих, как мы уже говорили, «двойка» обладает инертностью в поведении, притом — гораздо большей, нежели у отдельного человека. Данная особенность часто приводит к потере гибкости или к информационному замыканию «двоек» («цикл Щедровицкого» зависает в одной из рабочих точек).

В заключение, следует сказать об одном принципиальном свойстве «двойки», могущим быть как ее достоинством, так и недостатком. Использование «двоек» вносит элемент случайности в организованную деятельность. Эффективность «двойки» во многом основывается на психологических особенностях составляющих ее людей и не может быть предсказана: «двойка» представляет неаналитическую информационную систему. ОД(2) может успешно решать задачи, вообще не имеющие решения, но может и показать нулевую эффективность, затратив все рабочее время на согласование внутреннего языка. Различные методики позволяют отсечь особо неблагоприятные случаи, но даже уже испытанная и показавшая прекрасные результаты «двойка», может дать системный «сбой в той или иной конкретной ситуации.

Иными словами, «двойки» представляют собой «тепловой двигатель» с неопределенной эффективностью.

ж) информационная фазированная решетка

Достоинства организационно-деятельностных «двоек» (компактность, безопасность в эксплуатации, сравнительная дешевизна в проектировании и изготовлении, формальное соответствие жестким этическим стандартам европейской цивилизации) привели к конструированию мощных социальных «тепловых двигателей», использующих принцип мультипликации «бинарного эффекта».

Простейшим обобщением ОД(2) является рефлексивная «тройка» (АВС), которая может быть представлена как суперпозиция трех двоек (АВ, АС, ВС). Иными словами, каждый элемент «тройки» используется вдвое более интенсивно, нежели в ОД(2): при увеличении системы в полтора раза, выходная мощность возрастает втрое.

В рефлексивной «тройке» — Р(3) — достоинства и недостатки ОД(2) усугубляются.

Производство Р(3) — весьма сложный процесс, относящийся, скорее, к искусству, нежели к науке: известен целый ряд трудновыполнимых необходимых условий, которым должны отвечать элементы «тройки», но эти условия не являются достаточными.

До сих пор не удалось создать более сложные рефлексивные схемы, нежели «тройка». Потери на организацию группового взаимодействия растут как факториал числа членов группы, в результате уже в «четверке» все тепло, выделяющееся при преобразованиях виртуальных Идентичностей, расходуется на паразитный разогрев.

Возможно, проблема «потери когерентности» может быть решена созданием высокоупорядоченной структуры взаимодействия в рефлективной группе — информационной фазированной решетки — ИФР(N).

Подобно ОДИ, информационные фазированные решетки эксплуатируют искусственные управляемые коммуникативные слои. В ОДИ модерирование коммуникации используется, главным образом, для фиксирования позиций и инсталляции рефлексивных механизмов. В ИФР(N) рабочими подсистемами являются «двойки», то есть рефлексия задана в этой схеме «аппаратно» и не требует удержания позиции. Соответственно, модерирование коммуникативных слоев используется для охлаждения «рабочего вещества» до «сверхпроводящего» состояния.

Конструктивно ИФР(N) может быть использована только для креативной деятельности и решения некоторых стратегических задач управления. В этом смысле говорят, что в ОДИ коммуникативный слой служит для управления мыследеятельностью, а в фазированных решетках — для «улавливания» и «распаковки» рассеянной информации.

ИФР(N) используют геометрический характер взаимодействия в «двойках», где места партнеров и их взаимное расположение, обычно, строго фиксировано, при сдвиге (физическом) одного из партнеров «бинарный эффект» ослабляется.

Таким образом, ИФР(N) — это еще одна, более сложная, нежели «двойка», компактификация идеи ОДИ: управляемый коммуникативный слой, в котором и происходят информационные эффекты, создается системой парных взаимодействий, причем источники взаимодействия жестко закреплены в физическом пространстве. Внешние рамки «решетки» с одной стороны задаются проблемой, а с другой — геометрией пространства коммуникации. В идеале, структура «решетки» должна быть задана архитектурой здания, и действительно элементы ИФР(N) можно наблюдать в храмах, мечетях, в некоторых эзотерических построениях (пентаграммы, «магические круги» и т.п.).

Антенную решетку можно построить экспериментальным способом: в ее узлах люди меняются внутренне и внешне (дыхание, пульс, размер зрачков и т.п.), что нетрудно зафиксировать обычным наблюдением.

Термодинамическая схема ИФР(N) включает в себя N(N-1)/2 «двоек», работающих по «циклу Щедровицкого» (без «Стэндфордского перегрева»), и дополнительный «контур охлаждения», «привязанный» к физическому пространству.

«Тепловые двигатели» на базе фазированных решеток представляют собой очень сложные, капризные и уязвимые системы, работающие только в импульсном режиме. Об уровне требовательности к «человеческому материалу» говорит хотя бы то, что все элементы, входящие в решетку, должны иметь опыт функционирования в «двойках».

Стоимость ИФР(N), разумеется, значительно превосходит цену «средней» ОДИ и составляет — с учетом строительства специального архитектурного комплекса, рассчитанного под данную конкретную группу — от 100 до 300 тысяч долларов. По всей видимости, такие эксперименты сегодня не доступны. Можно, однако, создать дешевый «массово-габаритный аналог» фазированной решетки, собрав несколько «двоек» (5 — 7 человек) в соответствующем образом организованном помещении.

з) «двухконтурные» двигатели

Проблема «потери когерентности» разрешается, если «зашить» тесно связанную рефлективную группу в рабочее тело ОДИ или РИ. При этом когерентность рефлексивной группы обеспечивается внешним давлением, процессы самоорганизации в рефлексивной группе способствуют дополнительному «разогреву» остальной рабочей среды.

Соответствующий социальный «тепловой двигатель» (ОДИ/РГ) состоит из двух контуров.

Внешний контур представляет собой обычную ОДИ, внутренний — тесно связанную рефлексивную группу. Оба контура взаимодействуют: рабочее тело передает давление модераторов рефлексивной группе, группа, осуществляя рефлексивное «охлаждение под давлением», передает избыточное тепло рабочему телу.

При правильном подборе параметров циклы обоих контуров синхронизированы. Система способна к совершению огромной полезной работы, причем, как в импульсном режиме (в пространстве Игры), так и в непрерывном режиме (вне пространства Игры).

Следует, однако, иметь в виду, что двигатели, собранные по схеме ОДИ/РГ опасны в эксплуатации. Связано это с практически неизбежной конфронтацией между двумя рефлексивными структурами, находящимися на одном уровне развития: модераторами и «когерентной группой». Это взаимодействие с неизбежностью приведет к разрушению фундаментальных Идентичностей хотя бы одной из конфликтующих структур и выделению огромного количества энергии, утилизация которой не представляется возможной[14].

Возможно, более перспективной, нежели ОДИ/РГ, является иерархическая креативная группа (ИКГ). Такая группа состоит из рефлексивного «ядра» (Р(3) или массово-габаритный аналог ИФР) и слабо структурированной «периферии». «Ядро» работает по обычному термодинамическому циклу. «Периферия», находясь в информационном поле, созданном ядром», утилизирует неиспользованные «ядром» смыслы, «обрывки» мыследеятельности, элементы рефлективных цепочек. Такое использование «отходов» креативного цикла не только повышает КПД «двигателя»; но и приводит к плавлению Идентичностей элементов «периферии».

В термодинамической схеме ИКГ четко выделяются два контура. Для когерентного «ядра» нагревателем является социальная среда, в качестве холодильника используется «периферия». Для «периферии» ядро служит нагревателем, а роль холодильника играет объемлющая Вселенная.

Первоначально почти вся работа ИКГ создается «ядром». Со временем «периферия» включается в процесс все более активно, и на каком-то этапе термодинамические циклы «ядра» и «периферии» синхронизируются — ИКГ выходит на рабочий режим. С увеличением отдаваемой мощности в системе нарастают центробежные процессы. В конце концов, меньшая часть рабочего тела «периферии» падает на ядро, большая — рассеивается в пространстве[15].

 

Литература

  1. Геодалян В.А. «Организация систем — живых и неживых» в сборнике «Системные исследования», № 4, 1972.
  2. Зенькина О.С. «Системно-структурный анализ основных законов и категорий диалектики». Автореферат, Л.; 1972.
  3. «Исследования по общей теории систем». М., 1969.
  4. Лекторский В.А., Садовский В.Я. «О принципах исследования систем. (В связи с общей теорией систем Л. Берталанфи)». «Вопросы философии». 1960, № 8, с. 67-69
  5. Моисеев Н.Н. «Человек, среда, общество». М.; 1982.
  6. Переслегин С. «Взаимодействие систем: опыт качественного анализа».
  7. Переслегин С., Переслегина Е., Боровиков С. «Социальная термодинамика и проблема идентичностей».
  8. Переслегин С., Столяров А., Ютанов Н. «О механике цивилизаций». НТР № 7 (51) 2001 — 1 (52) 2002.
  9. Пригожин И. «От существующего к возникающему». М.; 1971.
  10. Пригожин И. Стенгерс И. «Порядок из хаоса». М.; 1986.
  11. Свидерский В.И. «О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании». М.; 1962.
  12. Уемов А.И. «Системный подход и общая теория систем». М.; 1978.
  13. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. Опубликовано: Системные исследования. Ежегодник. М.:1986.


[1] Подробнее смотри: С.Переслегин, Е.Переслегина, С.Боровиков. «Социальная термодинамика и проблема идентичностей».

[2] Обобщенная сила есть мера взаимодействия внутри социосистемы или между социосистемой и окружающей средой. Определяется потенциалом соответствующего противоречия. Данный подход восходит к В.Свидерскому [11] и О.Зенькиной [2] и развивается в структуродинамике [6] и социомеханике [8].

[3] Этот эффект наблюдается не только в концентрационных лагерях и «шарашках», но и в структурах, где давление создается различными формами конкуренции. Вообще говоря, социальные машины, эксплуатирующие отрицательные эмоции, не только негуманны, но также ресурсоемки и неэффективны.

[4] В ходе этого эксперимента, осуществленного в 1971 г. над студентами-добровольцами Стэнфордского университета,  в группе, случайным образом разбитой на «правых» и «виноватых» и помещенной в условия умеренного давления, произошел интенсивный саморазогрев.

[5] По материалам дискуссии с А.И.Неклессой (июнь 2002 г., Зеленогорск).

[6] В паровых машинах давление пара в цилиндре выше атмосферного, разность давлений, вынуждающая ход поршня, создается за счет перегрева пара, работу совершает пар под поршнем. В пароатмосферных машинах давление в цилиндре ниже атмосферного, что достигается охлаждением пара и его конденсацией. При этом полезная работа совершается атмосферным давлением.

[7] На практике этот ресурс, позволяющий заметно повысить КПД Игры, не используется. С технической точки зрения, утилизация постигровых эффектов эквивалентна схеме, в которой пар, отработавший в  цилиндре высокого давления, направляется в цилиндр низкого давления и совершает там работу (машины «двойного» и «многократного» расширения).

[8] Интересно, что чаще всего ОДИ используются на практике для создания рабочих коллективов. Однако, схема ОДИ циклическая, следовательно, никаких необратимых изменений с рабочей средой за время игры не происходит. Само собой разумеется, что, добавив к схеме ОДИ дополнительный контур, можно выделить из состава играющих «коллектив с заранее заданными характеристиками» и даже переохладить его (за счет нагрева остальной части рабочей среды), но в этом случае весь дорогостоящий механизм Игры используется в качестве «подогревателя» примитивного турбодетандера. Дешевле и эффективнее использовать «нагрев под давлением».

[9] Обычная (или скалярная) Идентичность опирается на первичную аксиологию и формируется в детстве. Иногда по мере «личностного роста» зрелый индивидуум приходит к более сложным формам организации мышления. Векторная Идентичность на вопрос «кто ты?» отвечает «сегодня я тот-то». (Например, «сейчас я католик»). При наличии тензорной идентичности дать ответ в терминах поставленного вопроса не представляется возможным: «В доступной Вам форме я и католик, и протестант, и буддист, и атеист. На самом деле я ни тот, ни другой, ни третий, ни четвертый».

[10] Разумеется, можно анализировать РИ в рамках единой Абсолютной Реальности. Игра обеспечивает контакт «рабочего тела» с теми структурами коллективной психики, которые вытеснены в глубокое социальное бессознательное и не участвуют в социоглюонных процессах.

[11] В концепции Миров-Отражений речь идет об энергии, отбираемой из перегретой альтернативной реальности. В рамках гипотезы Абсолютной Реальности используется «скрытая теплота» коллективного бессознательного.

[12] При участии Ф.Дельгядо и Р.Исмаилова.

[13] Корректность применения статистического параметра — температуры – к такой системе, как «двойка», вызывает сомнения. На практике, однако, никаких существенных проблем не возникает, и мы будем пользоваться понятием температуры, понимая его метафорически.

[14] В единственном известном авторам статьи примере такой «двухконтурной игры» была произведена значительная полезная работа, наблюдался и эффект постигровой креативности. Игра, однако, сопровождалась катастрофическим «разогревом» и только по счастливой случайности не сопровождалась несчастными случаями.

[15] К ИКГ относятся научные школы, возникающие вокруг сильного креативного лидера или группы таких лидеров, и внегосударственные образовательные системы (Московский Методологический Кружок, Юношеская Астрономическая Школа, разнообразные Клубы и т.п.).

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.