Главная ?> Геополитика ?> Лимитроф ?> Армения ?> "Рамки" сценирования в моделях "Маленькая Армения в большом мире" и "Образовательные стратегии Армении"
Версия для печати

"Рамки" сценирования в моделях "Маленькая Армения в большом мире" и "Образовательные стратегии Армении"

"Рамка развития" — в той форме, в которой она известна западной или даже российской культуре — для Армении не определена. Истэблишмент страны никогда не примет решения, кардинально разрушающего традиции, даже если такое решение будет казаться более чем выгодным

Предварительные проработки в рамках проекта "Армения 2020".

1. Хронологические ограничения

Заказчиком предложена глубина сценирования, составляющая 20 лет. Таким образом, сценарии должны охватывать период с 2003 по 2023 год, то есть практически всю первую четверть XXI века. В действительности, после 2018 — 2020 года событийная ошибка начинает превышать межсценарное разрешение: сценарные версии сходятся к исторической асимптотике (так называемому, «неизбежному будущему»).

2. Пространственные ограничения. Выделение уровня исследований

По условию задачи исследуемой системой является Республика Армения. Данная система, однако, не является замкнутой ни по границе, ни по инфраструктуре, ни по основополагающим потокам: товарному, финансовому, информационному, «человеческому». Последняя незамкнутость, во всяком случае, нехарактерна для большинства государственных образований.

Потребовав, чтобы преобразованная система была замкнута по антропотоку[1], получим двойное полагание: метрополия — диаспора. Подобное положение дел характерно также для Китая, России, Израиля, но ни в одной из этих стран относительная интенсивность миграционных процессов не сравнима с армянской. В действительности, даже аналогии с Норвегией или Ирландией XIX столетия весьма приблизительны ввиду крайне низкой транспортной и экономической связности метрополии и диаспоры.

Выстроим пространственную «лестницу организованностей» вокруг Республики Армения. Минимальной инфраструктурной замкнутостью обладает бывшее советское Закавказье: Азербайджан, Армения (с Нагорным Карабахом), Грузия. Геоэкономической «оболочкой» этой системы является «расширенный Закавказский регион», включающий также Иран и Турцию. Начертание международных транспортных коридоров расширяют систему до «Пятиморья», куда, кроме перечисленных стран входят Израиль, Иордания, Ирак, Кувейт, Сирия, Ливан.

Внешней целостностью рассматриваемой системы является планетарная (глобальная) геоэкономика.

В рамках сценарного анализа необходимо учитывать как отдельных субъектов сценирования Россию, исторически и экономически претендующую на особую роль в Закавказье, Соединенные Штаты Америки, как «мирового игрока» и Представление планетарной геоэкономики, Германию (как ведущего «игрока» ЕС), заинтересованную в функционировании евразийской системы транспортных коридоров (СТЕК). Наконец, следует выделить в самостоятельную единицу сценирования Нагорный Карабах, находящийся в сложных отношениях как с Арменией, так и с Азербайджаном.

3. Ресурсные ограничения

Важнейшим ресурсным ограничением, характерным как для Республики Армения так и для армянского народа (метрополия диаспора) является инфраструктурная недостаточность.

Речь идет, прежде всего, о начертании транспортной сети Республики. Поскольку железные и автомобильные дороги Армении рассматривались советским руководством как часть единой закавказской сети, начертание магистралей никоим образом не коррелирует с современными государственными границами; конфликт в Карабахе скорее усугубил положение, нежели исправил его. Как следствие, транспортная связность «материковой Армении» мала, транспортная связность Нагорного Карабаха с остальной Арменией отрицательна.

Ввиду напряженных отношений с Азербайджаном и (в меньшей степени) Грузией, Республика Армения подвергается транспортной блокаде, что затрудняет ее выход на мировые и региональные рынки.             Армения не имеет дипломатических отношений с Турцией, что заметно снижает оборот грузов через армяно-турецкую границу. Отношения с Ираном недостаточно определены и плохо простроены инфраструктурно.

Армения не имеет общей границы с Россией.

Армения не имеет выхода к морю.

Далее, к инфраструктурной недостаточности следует отнести низкую связность (транспортную, а в известной мере, и социальную) между армянской Метрополией и армянской диаспорой. На сегодняшний день основными механизмами, связывающими армян по ту и по эту сторону границы, являются уникальная армянская церковь, армянский язык, и конфликт с Турцией по вопросу геноцида 1915 года. Но влияние церкви падает, языковые структуры подвергаются сильному давлению английского языка (и в меньшей степени русского), а проблема геноцида может потерять свою актуальность, как только Турция признает этот исторический факт.

Важным мотивом инфраструктурной недостаточности Армении является ее положение христианской страны в мусульманском полуокружении (при напряженных отношениях с христианской Грузией). При этом необходимо учесть, что Армянская Церковь являет собой самостоятельную конфессию, то есть, не относится к католическому, православному или протестантскому миру.

Наконец, к инфраструктурной недостаточности относится низкая вовлеченность Армении в международные экономические отношения. Заметим, что страна, практически, оказалась вне системы европейских и евразийских транспортных коридоров (формально ее территорию включает одно из ответвлений проекта ТРАСЕКА, но в реальности ни о каком реальном включении Армении в этот проект речь не идет).

Армения бедна природными ресурсами[2]. Особое значение имеет практическое отсутствие энергоносителей.

Наконец, низкая численность и плотность населения заставляет говорить о недостатке человеческого капитала (несмотря на высокое его качество).

4. Фазовые ограничения

Хронологические рамки сценирования означают, что при выстраивании сценариев необходимо принять во внимание реалии, связанные с общим кризисом индустриальной фазы развития. Таким образом, развитие Армении будет происходить в условиях прогрессирующего падения отдачи капитала, нарастающего кризиса международных финансов, развала международных политических структур. При этом Армения оказывается как вне зоны взаимодействия/конкуренции постиндустриальных проектов — американского, немецкого, российского, японского — так и вне поля развития китайского неоиндустриального проекта. Тем самым, приходится предположить, что единственной цивилизационной структурой, сколько-нибудь заинтересованной в ресурсах Армении, окажется ислам.

5. Геокультурные особенности страны

Дополнительные проблемы для решения задачи сценирования создает национальная специфика армянского народа. Этот народ уникален по целому ряду факторов: и как одно из первых в истории христианских государств, и как христианская страна в пределах мусульманского мира (то есть, «западная» культура на цивилизационном «Востоке»), и как народ, создавший одну из древнейших на земном шаре культур. Необходимо иметь в виду, что территория Армении многократно подвергалась завоеваниям, причем, правящий класс страны и городская интеллигенция при таких завоеваниях, как правило, уничтожалась.

В истории Армении дважды происходило такое невероятное для земледельческой культуры событие, как перенос территории страны.

Как следствие, армяне не смотрят в Будущее, предпочитая, во-первых, не загадывать вперед, и, во-вторых, решать проблемы по мере их поступления. Практически, «рамка развития» — в той форме, в которой она известна западной или даже российской культуре — для Армении не определена. Истэблишмент страны никогда не примет решения, кардинально разрушающее традиции, даже если такое решение будет казаться более чем выгодным. «Успех на одно или два поколения может в последующие века оказаться гибельным для армянства».

При этом для Армении не характерно и следование логике соответствия (дао). Есть основания считать, что армянский народ руководствуется собственным принципом развития, который не отрефлектирован[3].

6. Сценарные ограничения

Приняты естественные ограничения, характерные для метода сценирования:

  • В течение 20 лет не будет совершено крупных естественнонаучных или же гуманитарных открытий, полностью меняющих представления человечества;
  • В течение 20 лет не будет создано принципиально новых технологий (кроме социально-психологической и финансовой сфер, где появление таких технологий неизбежно);
  • В течение 20 лет не произойдет заметного изменения мировой субъектности (иными словами, останутся государства, международные организации, система международных договоров);
  • Не произойдет существенных природных катастроф в районе Кавказского хребта (с учетом роста вулканической активности Эльбруса и Казбека это — наименее очевидное ограничение).


[1] Понятие «антропоток», введенное С.Н.Градировским (см. тематический выпуск журнала «Сообщение» № 2, 2003), применяется здесь в упрощенном виде – как синоним «миграционного тока».

[2] В действительности рудные ископаемые (молибден, даже уран) на территории Армении есть. Однако, месторождения плохо разработаны, что, учитывая инфраструктурную недостаточность страны, затрудняет их использование.

[3] При развитой поэзии Армения практически не знает фантастики (даже переводной), что свидетельствует об отсутствии «западного» интереса к будущему. Менее известно то, что в Армении практически отсутствует литература реалистическая. Во всяком случае, она отсутствует, как элемент общественной рефлексии.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.