Главная ?> Геополитика ?> Лимитроф ?> Армения ?> "Восточный экспресс"
Версия для печати

"Восточный экспресс"

Сценарий "Восточный экспресс" был построен как некоторая антитеза традиционным подходам, предлагающим решить проблемы Армении по рецептам, выписанных в совершенно другие времена совершенно другим странам

Сценарий, созданный на игре в Афинах в группе с участием и со-модерированием С.Переслегина.

Общие сведения

По своей структуре сценарий является геоэкономически открытым, высокопроектным, интегративным. Он включает экономическую, культурную (образовательную), политическую компоненты, рассматриваемые в единой «рамке».

Сценарий можно рассматривать как глубокую переработку версии «Властелин Транспортного Кольца», однако, смена ряда ключевых посылок делает «Восточный экспресс» вполне самостоятельным.

Интересно, что «Восточный экспресс» может возникнуть, как глубокое творческое развитие и реинтерпретирование ситуаций, возникающих в сценариях «Армянский мир» и «Жандарм Кавказа» (по классификации, предложенной в работе «Маленькая Армения в большом мире»).

 Предпосылки осуществления данного сценария
  • Отсутствие у великих держав заинтересованности в эскалации напряжения на Кавказе;
  • Сохранение мира геоэкономически открытым;
  • Успешное осуществление текущих инфраструктурных проектов России «Южный коридор» (совместно с Ираном и Индией) и «Восточное Кольцо» (совместно с Японией, Южной Кореей, в некоторых версиях — Северной Кореей);
  • Успешное осуществление европейских инфраструктурных проетов (ТРАСЕКА);
  • Вменяемость интеллектуальной элиты стран «Закавказской пятерки»: Армении, Ирана, Азербайджана, Грузии и Турции (хотя бы первых трех);
  • Малая численность этих элит — тонкость «управляющего слоя».
  • Исторический опыт сосуществования, накопленных народами «пятерки»;
  • Наличие у армянской диаспоры определенного уровня самосознания.
Структура сценария

Сценарий «Восточный экспресс» был построен как некоторая антитеза традиционным подходам, предлагающим решить проблемы Армении по рецептам, выписанных в совершенно другие времена совершенно другим странам.

В процессе работы группой сценирования из общего числа «пожеланий» в адрес Армении в 2020 году (какой мы хотим ее видеть) была выделена группа привлекательных, но не очевидных возможностей. После процедуры генерализации эта группа приобрела следующий вид:

1. В 2020 году Армения станет страной с эффективной экспортной экономикой и высоким качеством жизни; это достигается за счет создания регионального «единого рынка», в котором Армения занимает позицию «управляющей компании».

2. В 2020 году будет достигнуто организационно-управленческое, культурное и экономическое единство армянской Метрополии и диаспор (Pan-Armenian Government).

3. В 2020 году Армения станет держателем созвучного эпохе образовательного стандарта для стран Пятиморья (Азербайджан, Армения, Грузия, Иран, Турция, Ирак, Сирия, Ливан).

4. В 2020 году Армения преобразует свои внутренние и внешние конфликты в источники развития (своего рода «социального горючего»), реализуя, тем самым, концепцию «безопасность— это развитие».

5. Армения станет привлекательной не только для армян.

Эти «пожелания» оказались не только совместными, но и комплементарными, причем, наиболее сложными для реализации были признаны первые три возможности, которые и сценировались.

Субъекты сценирования

Данный сценарий работает с теми же субъектами, что и группа сценариев «Маленькая Армения в большом мире», а именно:

В Республике Армения:
  • Президент страны,
  • Министр обороны (как Представление позиции армии),
  • Премьер-министр страны (как Представление позиции бизнеса).
Во внешнем мире (субъектные позиции):
  • Президент США,
  • Канцлер Германии,
  • президент России.
Во внешнем мире (объектные позиции):
  • Турция,
  • Иран,
  • ЕС,
  • Азербайджан,
  • Грузия.

Практически, для сценария «Восточный экспресс» имеет значение консолидированная позиция политических элит и «лидеров мнений» в странах «Закавказской пятерки», прежде всего, в Армении, а также наличие субъектности у крупнейших армянских диаспор.

Риски сценария. Критические точки сценирования

Подобно любому оптимистическому сценарию с высокой смысловой нагрузкой (требуется создать ряд сущностей, в настоящее время отсутствующих), сценарий «Восточный экспресс» является высоко рискованным. В данном случае риск усугубляется жесткостью сценарной посылки, предполагающей работать в конфликтном поле, используя его, как источник ресурсов.

Необходимо рассмотреть в качестве риска:

  • Потерю проектности в Армении, что приведет к возвращению страны к одной из традиционных версий развития событий;
  • Перехват проектности со стороны одной из региональных стран, что приведет к созданию регионального рынка, но со слабыми исходными позициями у Армении;
  • Потеря созидательной фазы проектности, что приведет к инсталляции сценария «Жандарм Кавказа» (вероятно, в его наихудшей версии — Закавказской войне).

Критическими точками сценария будут, по видимому, 2004 год, 2008 год и 2012 год. Первая из этих дат определяет наличие или отсутствие региональной проектности, вторая связана с важными выборами в США и отвечает на вопрос о мировых предпосылках к осуществлению региональной «инфраструктурной революции», третья позволяет оценить, как реализованные или нереализованные, перечисленные выше проектные риски.

Блок: региональный рынок или «Восточный базар».

Задачей является инициирование регионального (переднеазиатского) рынка, сравнимого по своему объему с Европейским или Восточно-Азиатским рынком.

Такой рынок подразумевает соответствующие интеграционные процессы, причем схема и темпы создания «Единой Европы» нас не устраивают.

Переднеазиатское объединение должно быть чисто экономическим, без политической «надстройки», без потери государствами своей уникальности\суверенности. Речь идет о «глобализации без глобализации», об «интеграции без унификации».

Это дает возможность развивать интеграционные процессы до разрешения региональных конфликтов, более того, — использовать эти конфликты в качестве движущей силы объединения (а объединение, в свою очередь, как способ разрешения конфликта).

Мы полагаем спусковыми механизмами объединительного процесса:

  • Клуб «Армения — 2020» с его проектностью,
  • Совместный интерес к туризму и безопасности, разделяемый деловыми и правящими кругами всех стран «пятерки» (Грузия, Армения, Азербайджан, Иран, Турция),
  • Вменяемость государственных элит «пятерки», их сравнительно небольшая суммарная численность (тонкий управляющий слой).

Выделяются пять основных проектных этапов создания «Восточного Базара»:

2003 — 2005 гг.

1. Создание представления об региональной элите Пятиморья и ее общих стратегических интересах в «большом внешнем мире». Использование для этой цели коммуникативных площадок, предоставляемых Клубом «Армения 2020».

2. Создание единой системы безопасности туристического бизнеса. Переход от странового к мультистрановому туризму.

3. Привлечение средств международных организаций-доноров для создания такого туризма.

4. Создание образовательного стандарта Армении, включение этого стандарта в понятие «качество жизни».

2004 — 2008 гг.

1. Создание региональной программы взаимопомощи и защиты от стихийных бедствий и техногенных катастроф (своего рода региональное МЧС).

2. Инсталляция бренда: «Экономика отделена от политики».

3. Институциональные инновации: либерализация экономики, защита конкуренции, защита инвестиций.

4. Появление регионального рынка капитала и обслуживающей его информационной системы (в том числе «региональный Доу-Джонс»: проект «Информационное бюро»).

2009 — 2014 гг.

1. Создание регионального экономического законодательства и региональных экономических структур. Возникновение надежных правовых гарантий для транснациональных компаний.

2. Создание системы региональных стандартов, включая единый образовательный стандарт. Заметим, что в данном сценарии предполагается, что стандарты станут одним из «товаров», продвигаемых Арменией на региональный рынок и обеспечивающих контроль над этим рынком.

3. И как дополнительный результат: формирование у молодежи региона «единой истории».

2015 — 2018 гг.

1. Снятие внутрирегиональных таможенных барьеров: единая таможенная зона.

2. Постановка вопроса о создании Регионального Центрального Банка и региональной валюты.

2018 — 2020 гг. (начало работ)

1. Создание переднеазиатского транспортного кольца, его стыковка с российским «Южным Коридором», евразийской системой «ТРАСЕКА», Казахстано-Китайской транспортной системой.

2. Создание единой системы экономической безопасности.

Блок: Pan-Armenian Government

Армянский народ разделен и в ближайшей исторической перспективе останется таковым. Следовательно, необходимы механизмы не только культурного и экономического, но и политического взаимодействия метрополии и диаспор.

Потребность в более тесной связи метрополии и диаспоры и в ресурсах: информационных, финансовых, интеллектуальных, — которые могут быть получены за счет такой связи, усугубиться по мере развития регионального рынка.

Такой механизм может быть построен на понятии двойного гражданства с соблюдением основополагающего демократического принципа: «Нет обязательств без представительства».

Предлагается институциональная форма решения данной проблемы:

Создается специальное министерство, включающее функциональные (репатриации, планирования и координации, информации, работы с диаспорами) и семь региональных департаментов.

В компетенцию министерства входит обмен информацией между всеми диаспорами, а также диаспорами и метрополией, выработка общей позиции по важным вопросам, лоббировании этих позиций, «Пиар» Армении, повышение ее имиджа. Кроме того, министерство организует участие диаспоры в выборном процессе.

Министерство работает в контакте с армянскими посольствами и консульствами.

Диаспоральные армяне выбирают своих представителей в армянский парламент (с правом совещательного голоса) и представителей в Диаспоральный Совет при Президенте РА с правом решающего голоса.

В компетенцию Совета входят вопросы гражданства, репатриации, культурного и экономического сотрудничества, защиты и привлечения инвестиций, лоббирования интересов.

Предполагается создать министерство к 2008 году, Диаспоральный Совет — к 2012 году. К этому же времени нужно иметь общий вещательный телевизионный канал, объединяющий метрополию и диаспоры.

Блок: образовательный стандарт или образ «нового армянина»

Мы видим армян, закончивших школу в 2020 году, и готовящихся управлять «восточным экспрессом»:

  • Людьми с психологией победителей, а не жертв;
  • Людьми, привыкшими жить не по адатам (не путать с традициями), но исповедующими высшие христианские ценности — свободу, развитие, творчество, честь, достоинство.
  • Людьми, говорящими на нескольких языках и не ограничивающих свой круг представлений масштабом Армении.
  • Людьми креативными, конкурентными и, следовательно, «конвертируемыми» в мире.
  • Людьми, одинаково хорошо ориентирующимися как в гуманитарной, так в естественнонаучной картине мира.
  • Здоровыми людьми.
  • Людьми…

Сделать для этого нужно очень много, приведем лишь наименее очевидное:

  • Поднять престижность профессии учителя (к 2010 году),
  • Компьютеризовать школу (имея в виду, в том числе, и доступ к интернету),
  • Омолодить преподавательский состав в школах и ВУЗах,
  • Привлечь силы диаспоры для преподавания, организовать «мастер-классы» (можно начать уже сейчас, выход системы на проектную мощность — к 2012 году),
  • Создание молодежных лагерей (в т.ч. для диаспоры),
  • Создать согласованные программы обучения детей (и учебники) в метрополии и в диаспорах, согласовать армянскую грамматику и сам язык (у 2020 году).
  • Взять под патронаж государства (метрополии или Диаспорального Совета) всех одаренных детей.
  • Избавиться от родимых пятен «ислама», но не от знания исламской культуры (изменить самоназвание Армении на армянском языке).
  • Включить в школьную программу по истории изучение Севрского договора,
  • Создать систему регионального поствузовского образования (проект «Методологический колледж»).

Заключение

Мы полагаем, что данный сценарий, несмотря на всю его рискованность, может быть признан базовым. С осуществлением его повестка дня сегодняшней Армении — поиск своего места в открытом геоэкономическом мире — может считаться выполненной, для прогнозирования следующей группы задач еще нет необходимой информации.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.