Версия для печати
Из России с любовью
Краткое изложение сценариев развития Республики Армения в 2003 — 2020 гг.
Для России политическая игра определяется соотношением сил между реальностью сырьевого развития страны и мечтой об ее инновационном развитии, иными словами, между существующими элитами, имеющими "советские корни", и элитами возникающими. "Сырьевые элиты" не интересуются Арменией, в то время как для "инновационных элит" — Армения это естественный путь на юг, к новым, еще не поделенным рынкам
Задача проектирования «истории Будущего» Республики Армения достаточно сложна. Сценарий должен, во-первых, соотноситься с глобальными мировыми процессами, которые недостаточно нам известны.
Во-вторых, требуется, чтобы результаты сценирования удовлетворяли Заказчика, то есть определенные элитарные группы в Армении и диаспоре. Подразумевается, что эти группы должны стать субъектами действия. В действительности, они ими не являются — ни внутри страны (поскольку в стране не проявлена деятельностная позиция), ни в глобальном мире (из-за несоответствия масштабу текущих процессов). Следовательно, сценарий должен предусматривать такое переформатирование этих элитарных групп, которое сделает их субъектами действия.
Наконец, в третьих, сценарий должен быть интересным, то есть, остросюжетным, причем от сюжета требуется достаточная «политкорректность» (во всяком случае, соответствие официально признанным международным сообществом ценностям).
Сценирование версии «Из России с любовью» содержит дополнительные трудности, вызванные проблематикой коэволюции России и Армении. Практически, речь идет о двух взаимообусловленных сценариях развития, подразумевающих то или иное управление взаимодействием, в том числе — управление со стороны армянских элит.
Армения: движущие силы сценирования
В Армении внутриполитическая жизнь ныне складывается из борьбы двух стратегических течений. Первое сообразуется с военным вектором развития страны, предметом его устремлений является реализация сценария «Жандарм Закавказья». В этом сценарии Армения, пользуясь военной и финансовой помощью со стороны России, добивается безусловного военного преобладания в регионе, контролирует транспортные сети Закавказья (что позволяет преодолеть инфраструктурную блокаду Республики), манипулирует народностями Северного Кавказа, поддерживая мир и порядок на территориях. Армения играет роль «уполномоченного» России на южном стратегическом направлении, это предполагает постепенное наращивание присутствия РФ в закавказском регионе.
По мнению демократически настроенных представителей армянской диаспоры страна заплатит за такой сценарий существенным сокращением роли демократических институтов, весьма вероятной международной изоляцией и растущей зависимостью от российской финансовой, военной, а затем и гуманитарной помощи.
В экстремальной версии такого сценария в Армении даже происходит более или менее скрытый переворот и замена (или подмена) существующего режима военной хунтой, борьба с которой может стать одной из движущих «пружин» сценирования.
В действительности, «военный вектор» развития ни при каких условиях не будет представлен в Армении более сильно, чем он уже представлен. Это связано с полным отсутствием у страны позитивных военных целей. Поэтому сценарий «Жандарм Закавказья» может быть реализован лишь как оптимизация существующих форм воздействия военных на внешнюю и внутреннюю политику, но, отнюдь, не как создание новых (тем более, нелегитимных) политических конструктов.
Военные — это единственные люди в стране, несущие какую-то, пусть и примитивную, но проектность. Их антагонисты, которые существуют и даже занимают определенные позиции в экономике и властных структурах страны, озабочены продлением текущего положения дел: «Лишь бы хуже не стало». У них нет собственного сценария развития событий, но реализация их политики прямо ведет к версии «Горы и море» — в традиционное развитие страны с сегрегацией территории и переходом к криминализованному бизнесу.
Значительно более актуальным, нежели противопоставление «военных» и «государственников», является противоборство военной элиты армянской метрополии и либеральных бизнес-элит диаспоральной Армении. Взаимодействие между полюсами сил в этом случае происходит через посредника, в роли которого в нашем сценарии выступает Россия. Возникает конструктивный конфликт: и «военная элита метрополии», и «диаспоральные круги» пытаются добиться своих целей, воздействуя на российские управляющие круги, которые, однако, сами являются субъектами стратегирования. Этот конфликт может обеспечить яркий остросюжетный сценарий, но основные его события будут происходить вне Армении.
Россия: движущие силы сценирования
Сегодня Россия не определила своих целей на южном стратегическом направлении. Историческая инерция толкает ее в сторону союза с Арменией и реализации сценария «Жандарм Закавказья», но прагматические интересы рекомендуют не противопоставлять «особые отношения» с Арменией реальностям СНГ и формирующегося экономического пространства «четверки» (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан).
Для России политическая игра определяется соотношением сил между реальностью сырьевого развития страны и мечтой об ее инновационном развитии, иными словами, между существующими элитами, имеющими «советские корни», и элитами возникающими. «Сырьевые элиты» не интересуются Арменией, в то время как для «инновационных элит» — Армения это естественный путь на юг, к новым, еще не поделенным рынкам.
Заметим, что в России военная каста носит сейчас преимущественно «инновационный» характер, что обуславливает ее тяготение к Армении в версии «Жандарма Закавказья». Впрочем, в России, как и в Армении, «военная партия» не может предложить ничего экономически позитивного и потому не будет иметь политического успеха.
Очень интересным и активным «игроком» в сценарии «Из России с любовью» станет РАО ЕС РФ и ее дочерние группировки. Эта ТНК уже осознала перспективы создания единой евроазиатской энергетической сети, имеет ресурсы и желание такую сеть создавать.
Сценарные «растяжки»
Кроме «базовых» для сценария «Из России с любовью»[1], следует отметить:
1. Россия — сырьевая или инновационная;
2. Турция — светская и признает геноцид или исламская;
3. Армения соглашается или не соглашается отдавать имущество за долги;
4. Армения соглашается или не соглашается становиться банковской оффшорной зоной;
5. Диаспора включается или же не включается в дела Армении и, в частности, в конструирование армянской проектной элиты.
Этапы развития
В первом приближении будем рассматривать грубую трехзвенную сегментацию сценарного времени:
Этап 2004–2009 гг. Мир медленно «закрывается», то есть переходит от ориентации на единую мировую валюту и глобальный рынок к «классическим» индустриальным структурам национальных государств и национальных рынков. Этот процесс происходит медленно и маскируется интеграционными процессами в ЕС, на Дальнем Востоке, на американском континенте.
Россия осуществляет реформу ЖКХ, реформу естественных монополий, реформу бюджета и муниципальных образований. Ее помощь Армении, первоначально заметная, к концу этапа падает. Россия переживает серьезный экономический кризис, усугубляющийся падением мировых цен на нефть.
Армения реорганизует армию и систему гражданского управления страной.
Все это происходит на фоне конфликта между США и Ираном, серьезного политического кризиса в Турции и ряда других масштабных событий, которые, собственно, и меняют лицо мира.
Этап 2010–2020 гг. Человечество выстраивает новую хозяйственную систему, заменяющую глобализованный мир. Для этой системы характерна опора на макрорегионы — на региональные рынки, региональные валюты и региональные политические системы.
Россия переходит (будем надеяться) к инновационному развитию, ее заинтересованность Арменией и Закавказьем резко увеличивается.
Территория Армении быстро заполняется проектностью, начинается формирование ряда инфраструктурных институций.
США замыкаются на своем региональном рынке — рынке Западного полушария.
Этап 2020–... гг. Время мировых постиндустриальных проектов и новой глобализации.
Сценарные линии
Рассмотрим наиболее интересные из возникающих сценарных линий.
1 . «Энергетическая линия»
Она весьма конфликтна, поскольку это «сегодня» речь идет о передаче объектов собственности в трастовое управление. Завтра — а нас интересует именно завтрашний день — РАО ЕС будет интересовать только передача объектов в собственность. Это соответствует интересам Армении (так как накрепко экономически привязывает Россию к Закавказью), но шума будет очень много: «традиционалисты» категорически выступят против «продажи Родины». Конфликт примет острые формы, и лишь проектное вмешательство диаспоры успокоит страсти и спасет положение.
Несколько лидеров диаспоры возвращаются в метрополию, чтобы впоследствии сыграть активную роль в ее политике.
Структурообразующие события относятся к первому этапу сценирования.
2. «Турецкая линия»
По внутриполитическим соображениям Германия не может допустить вступления Турции в ЕС. В этих условиях Германия будет вынуждена инициировать потерю Турцией внутренней стабильности (тем более, что есть и естественный тренд в этом направлении).
Армения никак не может повлиять на эту группу событий, но сама от них будет зависеть. Турция либо останется светским государством и признает геноцид (это создаст для Армении целый ряд рисков, но и возможностей), либо, напротив, исламизируется, что подтолкнет российских и армянских военных в сторону реализации версии «Жандарм Закавказья».
Конфликт вокруг Турции развернется к концу первого этапа сценирования.
3. «Кавказская линия»
Реализация сценария «Жандарм Закавказья» вызовет заметные трения в и без того сложном политическом «многоугольнике»: Армения, Карабах, Азербайджан, Грузия, Турция, Иран. В нарастающем конфликте примет участие Россия и опять-таки проектные представители диаспоры. По существу, именно этот конфликт и приведет к созданию новой проектности и нового вектора развития Армении. Впервые будет высказана гипотеза транспортного кольца и интеграционной структуры, сложенной по правилам, альтернативным ЕС.
С возникновением концепции «Восточного базара» и соответствующего транспортного кольца Армения становится инвестиционно привлекательной. Возникает маленький по численности, но заметный по контролируемым капиталам антропоток Диаспора — Метрополия.
Эта важнейшая линия задействована в течение всего первого этапа сценирования.
4. «Линия новой техники»
Стремясь решить проблему инфраструктурной недостаточности (которая является общей для России и Армении) ОКБ Сухого (генеральным директором которого является представитель армянской диаспоры) разрабатывают уникальную модель «воздушного такси» — дешевого самолета, практически не требующего оборудованных аэродромов. Первоначально этот самолет широко используется в Армении как военный. Однако, общее изменение политических отношений в Закавказье приводит к его массовому применению по прямому назначению. Инфраструктурная связность региона резко повышается, что зачеркивает все надежды «партии традиционалистов».
Эта линия представляет интерес в течение всего первого и второго этапов сценирования.
5. «Иранская линия»
События, мало зависящие от Армении, но влияющие на регион.
Война США в Иране, уход американцев из Закавказья, возврат США к доктрине Монро и борьбе за региональный рынок Западного полушария.
Возникновение «пустоты» в Закавказье и соответствующего «поля» для игры свободных сил.
Возможна очень интересная проектность, сближающая в этой линии развития Армению с Турцией.
Середина — конец первого этапа сценирования.
6. «Линия Южного Коридора»
Преимущественно российская линия сценирования, рассматривающая активные и целенаправленные действия русских элит по формированию нового пакета евроазиатских инфраструктур. На этой линии возникают очень интересные и многообещающие контакты между представителями крупного диаспорального армянского бизнеса и азербайджанской стороной. В перспективе к этим контактам присоединяются и турецкие бизнесмены. Окончательно создается «проектность нового поколения», выстраивается идеология «Восточного базара».
Конец первого — начало второго этапа сценирования.
7. «Страховая линия»
В ходе российской группы реформ (ЖКХ, естественные монополии и пр.) резко усиливается влияние страхового бизнеса и, прежде всего, крупных страховщиков на события в РФ.
Страховщики за короткий период аккумулируют в своих руках денежные средства, сравнимые с оборотами сырьевого сектора российской экономики, и начинают искать поле нового приложения сил. Поскольку роль армянской диаспоры в российском страховом деле заметна, можно говорить о том, что диаспора получает в свои руки определенные рычаги управления российской политикой.
На следующем этапе развития событий начинается экспансия российских (диаспоральных) страховщиков на армянский и региональный страховой рынок. Это, в свою очередь, приводит к группе реформ в Армении и резкому «социальному нагреву».
У «Восточного базара» возникает отчетливое финансовое наполнение и некоторое кадровое обеспечение.
Второй этап сценирования.
8. «Банковская линия»
Россия, создающая инновационный проект, все более нуждается в собственном финансовом оффшоре. Ее финансовая система за счет неизбежного влияния ЕС становится к 2010-м годам слишком прозрачной и начинает препятствовать быстрому перемещению капиталов. Необходимо также учитывать, что после вступления в ЕС стран Восточной Европы российские бизнесмены уже не смогут работать со своими традиционными партнерами типа «Pareks-bank».
Освободившееся место российского оффшора может занять Армения. Это, с одной стороны, несколько криминализирует страну, но с другой — сделает ее инвестиционно привлекательной. Антропоток диаспора — метрополия, наличие которого мы уже диагностировали, усилится.
«Новые армяне» — представители диаспоры, владеющие крупными капиталами вернувшиеся на историческую Родину — становятся все более и более влиятельным слоем. Их интересы не ограничиваются Арменией: поступающие от страховой и оффшорной деятельности средства они вкладывают в инфраструктуры «Транспортного кольца» и в институты «Восточного базара».
Второй этап сценирования
1. «Линия валютной фрагментации»
По мере реструктурирования мира все большую роль приобретают четыре валюты, три из которых искусственны: доллар, евро, восточная марка стран АТР и динар исламского мира. Конструкционные особенности «восточного базара» таковы, что Армения попадает в зону динара.
Это лишь улучшает работу ее финансовых структур: как и Россия, Армения оказывается в зоне межвалютного обмена. На ее финансовую территорию поступают рубли и евро, вкладываются в развитие — динары.
Конец второго — третий этап развития.
2. «Линия когнитивного проектирования»
Армения становится «витриной», «визитной карточкой» российского постиндустриального проекта (как когда-то Прибалтика была «визитной карточкой» советской индустрии). Теперь проектность Армении очень высока. Социальная структура страны изменилась: диаспора социально и политически стала частью метрополии, а экономически — инструментом ее влияния на региональных рынках мира.
К концу этого периода Армения позиционирована в мире как важный элемент экономики Среднего Востока (Ереван — крупнейший в регионе фондовый рынок) и, одновременно, как инновационный модуль российской инновационной системы. По внедрению целого ряда гуманитарных технологий она опережает Россию, прежде всего, это относится к «гуманизации коммуникативных сред» и к «нелинейному образованию». Официальная публикация «Новой образовательной программы Армении» производит огромное впечатление в «мире постиндустриальных проектов».
Третий этап развития.
Сочетание представленных сценарных линий и представляет общую картину развития Армении в рамках сценария «Из России с любовью».
[1] Армения возвращается или не возвращается в пространство русского языка. Армения проектна или не проектна.
|