Концептуальные основы
В отличие от изначально право-консервативной (государственнической) геополитики и в целом право-либеральной геоэкономики термин «геокультура» и связанное с ним направление социальных исследований возникают в рамках левого, неомарксистского, течения западной политической мысли. «Геокультура» в первом своем значении — синоним «культурного империализма», культурной власти промышленно развитого Мирового Севера над экономически отсталыми странами Юга.
Концепт «геокультура» получил широкое распространение в науке после выхода в свет в 1991 г. книги американского ученого Иммануила Валлерстайна «Геополитика и геокультура». «Геокультура», по Валлерстайну, — это культурное основание капиталистической мир-системы, образовавшейся в начале XVI в. и теперь — после краха социалистического эксперимента — переживающей самый значительный кризис в своей истории. «Геокультурой» мир-системы, идейным оправданием неизбывно существующего в ней неравенства между богатым центром и бедной периферией в XX в. был либерализм, общая вера в то, что политически свободная нация, выбрав правильный (капиталистический или социалистический) экономический курс развития, достигнет успеха и могущества. Теперь человечество переживает крах прежних либеральных надежд, поэтому в самое ближайшее время «геокультура» мир-системы должна измениться.
Мы не знаем, какая «геокультура» установится в конце концов в Мире Миров, какая идеология даст (и даст ли?) новое оправдание глобальному неравенству, но мы думаем, что России следует, наблюдая предстоящую идеологическую мутацию мир-системы, вырабатывать собственный геокультурный проект. Этот проект должен проистекать из тысячелетней истории народов нашей страны, из их глубинного духовного опыта.
Российская геокультура — попытка пройти между геополитикой и геоэкономикой и задать новый способ видения страны — в соотношении с определяющими ее цивилизационную идентичность культурными и религиозными центрами. После краха коммунистической геокультуры Россия как целостность распалась на осколки, на многочисленные, иногда враждебные друг другу идентичности — этнические, конфессиональные, идеологические, — в каждом из которых по своему отражается общероссийская геокультура. Найдем ли мы способ собрать эти осколки в новое единство, чтобы таким образом утвердить «геокультуру» будущей российской цивилизации? В рубрике «Геокультура/Концептуальные основы» вы сможете узнать о различных трактовках «геокультуры» в науке и публицистике.
Интерпретации понятия |
-
-
Ефим Островский: Новые границы мира: геокультура [2002]
Стенограмма лекции Ефима Островского, состоявшейся 6 апреля 2002 года в Оренбургском Государственом Университете
-
|
Геокультура развития или трансформация нашей геокультуры? |
|
Глобальная культура |
-
-
-
Борис Кагарлицкий: Альтернативы будущего [2001]
Интервью редактора сборника И. Валлерстайна "Анализ мировых систем и ситуация в современном мире" Бориса Юльевича Кагарлицкого "Русскому Архипелагу", посвященное теме альтернативных вариантов геокультурной и геополитической трансформации мировой системы после 11 сентября
|
Теория социо-культурной динамики Питирима Сорокина |
-
-
-
Питирим Сорокин: Кризис нашего времени [1941]
Глава VI. Преступления, войны, революции, самоубийства, душевные болезни и нищета в кризисные периоды
-
|
Принципы социальной эволюции |
|
|