Главная ?> Авторы ?> Выхованец -> Миграционная политика России последних лет: подведение итогов (2007-2009 гг.)
Версия для печати

Миграционная политика России последних лет: подведение итогов (2007-2009 гг.)

Если давать оценку миграционной политике российского правительства, которую сегодня не критикует только ленивый, придется учесть, что сам вопрос «есть ли у России миграционная политика или ее нет?» остается дискуссионным.

С одной стороны, что кажется весьма очевидным, стратегическое направление развития миграционной сферы не сформулировано и долгосрочный курс не определен. Выбор необходим. Это либо должен быть курс на закрытие страны для потоков мигрантов из-за рубежа, в связи с чем ужесточены законодательство и правоприменительная практика, либо, напротив, — вкладывание средств в рекрутинг желанных контингентов, активизация национальных программ интеграции и натурализации постоянно возрастающего потока.

Однако власть действует по принципу «шаг вперед, два шага назад», что ясно указывает на так и не сформулированные администрацией президента и правительством стратегические ориентиры [1]. Ведь Концепция миграционной политики, обсуждаемая еще с 2002 года, так и не принята. Вместо нее в 2003 году была распоряжением Правительства одобрена Концепция регулирования миграционных процессов [2]. В действующей же Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [3] буквально сказано: «Демографическая политика Российской Федерации направлена на , регулирование внутренней и внешней миграции, ». То есть вновь речь идет исключительно о задачах регулирования. И даже воссоздание в мае 2009 г. Правительственной комиссии по миграционной политике [4] говорит пока только о намерении эту политику иметь [5].

С другой стороны, если дифференцировать общее миграционное поле по направлениям, программам или миграционным каналам, то ответ «есть политика или ее нет» по каждому из каналов — трудовому, деловому, образовательному, репатриационному, иному — будет свой.

Не вдаваясь здесь в дискуссию «есть или нет?» (с попыткой дать такой ответ можно ознакомиться в статье Сергея Градировского «Есть ли у России миграционная политика?»), будем в дальнейшем оперировать термином «политика», подразумевая, что и управление, и регулирование являются ее неотъемлемыми составляющими.

В данной статье анализу подвергнут период с 2007 по 2009 годы, что не случайно.

2007 явился годом кардинального пересмотра принципов учета иностранных граждан и регулирования трудового потока из безвизовых стран — то, что впоследствии эксперты назовут «либеральной революцией». Сегодня, три года спустя, очевидно, что «революционные» завоевания нивелированы с помощью правоприменительной практики, бесконечных поправок и серии подзаконных актов, и что громоздкий механизм квот не столько защитил рынок труда, сколько породил бюрократическую машину, окончательно забуксовавшую в условиях экономического кризиса.

Рубеж 2009-10 годов видится началом нового периода миграционной летописи России. В фокусе внимания правительства и уполномоченных ведомств оказывается внутренняя миграция и проблемы регистрации российских граждан, одновременно в области внешней трудовой миграции ставится задача структурирования потока и дифференцированного отношения к трудовым мигрантам различных категорий. В 2010 году нас, похоже, ждет принятие законов, столь же кардинально меняющих принципы регулирования миграционных потоков, как и законы 2007 года. Что ж время покажет. Ждать осталось недолго.

 

Полностью текст в формате pdf можно посмотреть здесь.


[1] Проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации был еще в конце 2006 года согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, рассмотрен на заседаниях Комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками и рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и доработан с учетом замечаний, высказанных Администрацией Президента РФ. Однако с тех пор документ так и лежал в недрах высоких кабинетов, вплоть до конца 2009 года, когда воссозданная Правительственная комиссия по миграционной политике не внесла вопрос «О ходе подготовки проекта концепции государственной миграционной политики Российской Федерации» в план своей работы на второй квартал 2010 года.

[2] Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г. № 256-р.

[3] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351.

[4] Постановление Правительства Российской Федерации «О правительственной комиссии по миграционной политике» от 26 мая 2009 г. № 450.

[5] Напомним, что впервые комиссия была создана в июне 1998 г. и ликвидирована в январе 2001 г. В июне 2002 г. вопрос о создании при правительстве органа, курирующего миграционную политику, был обсужден на Всероссийском чрезвычайном съезде в защиту мигрантов и комиссия была восстановлена. Очередная ликвидация в апреле 2004 г., хотя и не была специально организованным политико-административным действием, направленным против миграционного ведомства (в результате административной реформы «не повезло» 146 органам власти), но ясно показала степень интереса власти к политическому видению миграции, видимо власть полагала, что для регулирования и даже управления миграционными процессами структура уровня правительственной комиссии не нужна, достаточно полномочий ведомств.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.