Главная ?> Авторы ?> Выхованец -> Труд, квоты, РВП или Нужны ли Росcии новые граждане?
Версия для печати

Труд, квоты, РВП или Нужны ли Росcии новые граждане?

РВП — Разрешение на временное проживание — первая ступенька на пути к российскому гражданству

Квотирование иностранной рабочей силы является одной из самых актуальных проблем миграционной политики России. Квота, которая была установлена на 2008 г ., оказалась меньше, чем число легально работающих в 2007 г ., и в ряде субъектов РФ была исчерпана еще весной.

Сложившаяся ситуация с квотами не раз становилась темой выступлений представителей ФМС России и предметом обсуждений на экспертных круглых столах. Однако власть не только не собирается пересматривать размер квоты, но и бодро рапортует о правильности проводимой политики. Процитируем пресс-релиз Минздравсоцразвития РФ: «Квота на привлечение иностранной рабочей силы, которая сейчас установлена в Российской Федерации на текущий год, полностью соответствует той потребности, которая была реально заявлена компаниями»[1]. Небольшое перераспределение резерва квоты, утвержденное в середине июня с.г., погоды не делает: все системные ошибки при формировании потребности страны в иностранных работниках остались. Но их анализ — тема отдельной статьи.

В данной статье предлагаю остановиться на проблемах тех, кто приехал в Россию надолго, с намерением остаться навсегда. Речь идет о людях, имеющих разрешение на временное проживание, т.е. получивших первый натурализационный статус на пути к гражданству — статус «временно проживающий» — РВП.

Правовой статус «временно проживающий» был введен в 2002 году законом «О правовом положении иностранных граждан» и стал первой ступенькой на пути к российскому гражданству. Разрешение на временное проживание (РВП) должен получить практически каждый (за очень редким исключением[2]), стремящийся обладать заветным паспортом. Даже те категории иностранцев, которым закон позволяет принять гражданство в упрощенном порядке и даже без получения вида на жительство, все равно должны вначале получить РВП. Действует статус три года, но уже через год можно подавать заявление на получение следующего натурализационного статуса — вида на жительство.

Получение статуса квотировалось изначально, с момента введения. Вне квоты на статус могут претендовать только несколько категорий мигрантов. Это, в первую очередь, семейная миграция (дети, родители, супруги), и те, кому посчастливилось родиться на территории РСФСР или РФ.[3] При этом до 2007 г . условия получения статуса были общими для всех иностранцев, независимо от того, откуда они прибыли. Тем самым ставился знак равенства между приезжими из стран бывшего СССР и «дальними» иностранцами.

Единственным документом, регламентирующим определение квоты, является Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации» от 4 апреля 2003 г . № 193. Однако, кроме перечня показателей[4], которые надо учитывать при определении квоты, в данном документе ничего, собственно, нет: никакого механизма определения потребности субъектов Федерации (и страны в целом) в новых жителях разработано так и не было. Квота по неясным причинам с каждым годом урезалась[5], и получить заветный статус в привлекательном месте становилось все сложнее[6].

Кроме маленькой квоты, сдерживал поток желающих приехать и перечень требований, выдвигаемых для претендентов на статус. Первым камнем преткновения был «документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий наличие или отсутствие судимости у заявителя». Для тех, кто к моменту обращения уже жил в стране несколько лет, это требование было практически невыполнимым. Если же начиналась международная межведомственная переписка, то она, как правило, затягивалась на месяцы. Второе не менее сложно выполнимое условие состояло в предоставлении одного из документов, «подтверждающего наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум»[7]. Где-то требовали счет в банке на сумму, равную шестимесячному прожиточному минимуму, где-то — годовому, а где-то сразу за три года вперед. Понятно, что сумма из расчета на семью из нескольких человек получалась астрономической.

Для тех, кто имел право на получение статуса вне квоты, была приготовлена еще одна ловушка: требование документа, «подтверждающего наличие у них жилого помещения по предполагаемому месту жительства на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить им для временного проживания жилое помещение»[8]. Для тех, кто хоть немного знаком с институтом прописки, комментарии излишни. Еще очень долго в сознании бывшего советского человека будет жить страх потерять жилплощадь из-за «прописки на ней чужого».

Кроме того, вопрос выдачи разрешения решался полгода, а находиться в стране иностранец мог до трех месяцев. Продление же пребывания на том основании, что человек сдал документы и ожидает официальный ответ, законом не предусматривалось.

Так или иначе, до 2007 года то ли в силу малого количества — несколько сотен тысяч, то ли по каким-то другим причинам, власть на лиц со статусом РВП обращала мало внимания. Проверку при получении статуса они проходили суровую и никаких хлопот в дальнейшем не доставляли, в отличие, скажем, от трудовой миграции и вынужденных переселенцев. Что же произошло в 2007 году?

Первыми поправками[9], принятыми в закон «О правовом положении иностранных граждан», для прибывших из безвизовых стран предусматривалось получение РВП вне квоты. Также существенно упрощался порядок получения статуса. В частности, для них упразднились требования регистрации по месту жительства и справки о доходах, а срок оформления разрешения сокращался до 2-х месяцев. Именно это упрощение и стимулировало в 2007 г . рост числа тех, кто смог получить статус вне квоты, воссоединившись с семьей или вернувшись к «могилам предков». Сразу же выяснилось, что на самом деле квота на получение РВП мало что регулирует: при квоте в 52 тысячи[10] статус в 2007 г . получили 193,8 тысяч человек (почти в четыре раза больше!).

К сожалению, сочетание упрощенного неквотируемого получения РВП приезжими из безвизовых стран с нормой, по которой лица с РВП получали также вне квоты разрешение на работу, привело к появлению ряда неприятных вопросов: а вдруг все ринутся получать РВП, а потом работать, где понравится? А вдруг начнут свой бизнес затевать и создавать «лишние» рабочие места? А вдруг все захотят через год дружно получить вид на жительство и остаться в стране надолго, навсегда?

Заметим, что вопрос, связанный с возможностью трудоустройства вне квоты, именно в 2007 г . смысла не имел, поскольку установленная в 6 млн квота на труд для «безвизовиков» практически означала отсутствие таковой и давала возможность работать всем желающим. При этом очевидно, что держать под контролем человека со статусом РВП гораздо проще, чем обычного гастарбайтера: находиться такие люди могут только там, где получили разрешение; работать должны «по-белому», иначе через год статус теряется; должны получить ИНН, т.е. стать налогоплательщиками. А преимущество перед временным работником, по сути, только одно — возможность зарегистрировать ПБОЮЛ (предприятие без образования юридического лица), проще говоря, стать мелким предпринимателем, т.е. работать легально, платить налоги и создавать небольшое количество рабочих мест.

Но все эти аргументы во внимание приняты не были, и в итоге новые поправки, принятые в январе 2007 г ., не только оставили квоту на РВП для безвизовиков, но и ввели для них квоту на труд.

Однако здесь есть тонкость. Если все, кто имеет РВП, должны получить разрешение на работу в рамках квоты, то возникает вопрос: какой? Очевидный ответ — той, которая утверждена, — на самом деле неочевиден. Дело в том, что квота определяется для «иностранных граждан», а потребность, в рамках которой утверждается квота, определяется для «иностранных работников». А «иностранный работник», согласно определению закона,- это «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность», т.е. никак не РВП.[11] Разрабатывать же еще одну квоту специально для РВП никто не собирался. Ведь существующая квота — она для «иностранных граждан», т.е. одна на всех.

Эта лингвистическая чехарда могла бы показаться забавной, если бы не ее печальные последствия: неожиданно выяснилось, что десятки тысяч иностранцев имеют право жить в стране, но не все из них будут иметь право работать(!).

Никому из ответственных работников не пришла в голову простая мысль согласовать квоты между собой. Т.е. квота на труд должна основываться не только на количестве временных трудящихся, о котором заявили работодатели, но и на количестве тех, кому власть уже разрешила жить в стране. В прошлом году при огромной квоте на труд про РВП никто не вспомнил, но в 2008-ом квоты резко сократили, и вот итог:

  • Республика Калмыкия: квота на РВП — 2000 человек, квота на труд (включающая и обладателей РВП, и временных трудовых мигрантов, и визовиков, и безвизовиков) — 499 человек;
  • Курская область: квота на РВП — 2000, на труд — 1455;
  • Псковская область: квота на РВП — 2000, на труд — 1467;
  • Республика Татарстан: квота на РВП — 15000, на труд — 14500;
  • Смоленская область: квота на РВП — 2500, на труд — 2155 человек.

И так далее. Еще в дюжине субъектов квота на труд меньше или почти такая же, как и квота на РВП.

И все это при сохраняемой норме закона, согласно которой лишить человека РВП-статуса могут, если он «в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток»[12].

Минздравсоцразвития вышел из ситуации «с честью». В конце марта в ФМС России было направлено письмо[13], в котором разъяснялось, что «квота на выдачу разрешений на временное проживание … и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу утверждаются различными распорядительными документами Правительства РФ и относятся к различным категориям иностранных граждан». А, следовательно, граждане, имеющие РВП, «не включаются в квоту на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу». Т.е. все имеющие РВП могут спокойно получать разрешения, как и раньше, вне квоты? Ответ неоднозначен. С одной стороны, как уже было сказано, специальную квоту на труд для РВП никто разрабатывать даже не пытался, ввиду абсурдности самой постановки вопроса. Но и прямую норму Федерального закона, согласно которой имеющие статус РВП должны получить разрешение на работу (которое квотируется)[14], никто не отменял. Разве что считать таким действием министерское письмо? Пока в отделениях ФМС превалирует здравый смысл, и люди получают право законно трудиться на благо нашей страны. Но что будет завтра?

Остается добавить, что в текущем 2008 году ФМС планирует[15] оформить РВП в количестве 300 тыс. (при квоте в 140,8 тыс.). Согласно официальному документу ФМС — докладу «О результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2008 — 2010 годы» — в 2008 г . ожидается 85 тыс. участников Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, и все они должны приобрести гражданство, пройдя через статус РВП. Зададим простой управленческий вопрос: почему всех остальных категорий внеквотников планируется всего 74,2 тысячи, при том что в прошлом году их было без малого 140 тыс.?

РВП — начало натурализации и именно здесь сформировалось то «бутылочное горлышко», которое тормозило и тормозит весь натурализационный поток. До 2007 г . — жесткими требованиями и мизерной квотой, сегодня — необходимостью попасть в лучшем случае в квоту на труд, а в худшем — сразу в две квоты — и на труд, и на статус.

Что же можно предложить в создавшейся ситуации, если исходить из того факта, что государству действительно нужны новые постоянные жители — законопослушные, знающие русский язык, востребованные на рынке труда?

Есть несколько вариантов решений

1. Самый радикальный из них — отказаться от квотирования.

В чем видят риск чиновники? В том, что действительно много приезжих (несколько миллионов), особенно из стран СНГ, захотят получить статус, чтобы затем без помех (без квоты) получить разрешение на работу. Это приведет к росту напряженности на рынке труда, росту социальной напряженности, усилению ксенофобии и т.д., так как страну наполнят плохо знающие русский язык и не собирающиеся интегрироваться в социум «временщики», а квотирование трудовой миграции при этом потеряет всякий смысл.

Однако при ближайшем рассмотрении все оказывается не так страшно: во-первых, вне квоты и сейчас получают разрешений гораздо больше, чем по квоте; во-вторых, большинство рисков удастся избежать, если параллельно с отменой квот ужесточить требования к получению статуса и расширить перечень обязанностей, при невыполнении которых статус теряется (обязанность содержать себя, работать «по-белому», учить русский язык, знать основы государственного строя РФ, и т.д.).

Одним из основных требований должно стать знание русского языка. От него можно освободить отдельные категории мигрантов (например, пенсионеров, крупных инвесторов, особо ценных высокопрофессиональных работников и т.п.). Что касается обязанностей, то, решившись на получение статуса, человек должен четко понимать — этот шанс ему дается один раз в 5-10 лет). Т.е. получить статус, поработать, уехать, а потом опять приехать на следующий год и снова получить статус — не получится: либо ты действительно будешь жить в стране и интегрироваться, либо оставайся в статусе временно пребывающего.

И, наконец, можно заменить квотирование другим механизмом, так же хорошо известным в международной практике, — введением балльной системы. Суть ее заключается в определении перечня параметров (страна исхода, знание языка, квалификация, родственные связи в стране и т.д.), характеризующих мигранта. По каждому параметру определяется балл. Если сумма баллов превышает пороговую — человек получает статус.

2. Несколько более мягкий вариант — убрать квотирование (и на статус, и на труд) только для безвизовых стран (что, собственно, и предлагалось сделать в 2006-ом). Систему требований для получения статуса и систему прав и обязанностей в этом случае, естественно, также необходимо будет серьезно пересматривать.

3. Можно не отказываться от квоты, а существенно ее увеличить, хотя бы в виде эксперимента на один год. Была же в 2007 г . шестимиллионная квота на труд — и ничего страшного не произошло. Зато появились серьезные предпосылки для оценки реального масштаба трудовой миграции. При этом можно также ввести обязательное знание русского языка для тех, кто должен получить статус по квоте.[16]

Если три предложенные варианта нуждаются в детальной разработке и при поспешной реализации могут только навредить, то есть решения, которые можно (и нужно!) принять безотлагательно:

1. Необходимо отказаться от требования для РВП получать разрешение на работу в рамках квоты. И лучше бы уже в этом году. На худой конец, можно на этот год руководствоваться министерским письмом, но уже в 2009-ом законодательные противоречия должны быть устранены.

2. Пора, наконец, определиться с суммой инвестиций в российскую экономику, необходимую для получения РВП вне квоты, чтобы дать возможность инвесторам воспользоваться давно существующей нормой закона.

3. Необходимо расширить список лиц, имеющих право на получение статуса вне квоты. Мы предлагаем сделать это в отношении следующих категорий мигрантов:

  • лица, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года (это те, кому в упрощенном порядке предполагается давать гражданство), студенты старших курсов российских вузов;
  • высококвалифицированные специалисты (по утвержденному списку);
  • лица, имеющие трехлетний непрерывный рабочий стаж на территории Российской Федерации и предоставившие документ, подтверждающий элементарный уровень знания русского языка («непрерывный рабочий стаж» означает подтвержденную документально занятость в течение трех лет в соответствии с Трудовым Кодексом РФ).

Это именно те люди, которые нужны стране и которые готовы стать ее достойными гражданами. Не надо им мешать.

Июнь 2008 г . 


[1] Официальный сайт МЗСР, http://www.minzdravsoc.ru/labour/migration/4

[2] Например, те, кто могут получить гражданство по межгосударственному договору.

[3] Планировали также давать разрешение вне квоты инвесторам, но за пять лет существования закона соответствующее постановление Правительства, определяющее необходимую сумму инвестиций, так и не было принято. В прошлом году добавилась еще одна категория внеквотников — участники Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников.

[4] Квота формируется с учетом: целесообразности проживания в субъекте РФ иностранных граждан исходя из реального состояния экономики, … экологического состояния территории субъекта, состояния рынка труда и демографической ситуации, возможности жилищного и культурно-бытового обустройства, иммиграционных проблем и наличия средств для их решения, санитарно-эпидемиологического благополучия территории, криминогенной обстановки в субъекте [из Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации» от 4 апреля 2003 г . № 193].

[5] Динамика квотирования: 2003 — 439080 чел.; 2004 — 205633 чел.; 2005 — 108001 чел.; 2006 — 107425 чел.; 2007 — 52723 чел. (первоначально устанавливалась только для визовиков, но не пересматривалась); 2008 — 140790 чел. (восстановление квоты для всех — и визовиков и безвизовиков).

[6] Миграционно-привлекательные субъекты, такие как г.Москва, Московская область или Краснодарский край, целенаправленно устанавливают небольшую квоту. По словам работников УФМС по городу Москве, очередь желающих получить РВП растянулась уже на несколько лет.

[7] См. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание» от 1 ноября 2002 г . № 789.

[8] Там же.

[9] Поправки, принятые 18 июля 2006 г ., должны были вступить в силу 15 января 2007 г ., но так и не вступили — вторые «поправки к поправкам» были приняты 6 января 2007 г .

[10] Столь маленькая квота объясняется тем, что поскольку поправки в закон о правовом положении иностранных граждан, принятые 18 июля 2006 года (№110-ФЗ), отменили квоту на получение РВП для стран с безвизовым въездом, квота была установлена только для визовиков. Поправками от 6 января 2007 года (№2-ФЗ) к поправкам, которые еще не успели вступить в силу, квоту для безвизовых стран вернули. Но вопрос об увеличении общей квоты даже не ставился. В мизерные 52 тыс. должны были уложиться и визовики, и безвизовики.

[11] Именно поэтому, кстати, юристы разъясняют, что со статусом РВП можно работать розничным продавцом: «доля» определяется именно для «иностранных работников».

[12] См. пп.8 п.1 ст.7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».

[13] Письмо № 692-17 от 20 марта 2008 г .

[14] См. п. 4 ст.13 и п.3 ст.18.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».

[15] «Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2008-2010 годы», официальный сайт ФМС — fms.gov.ru

[16] Соответствующий законопроект недавно обсуждался в Совете Федерации.

Источник: Информационно-аналитический портал "Евразийский Дом"

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.