Главная ?> Авторы ?> Выхованец -> Приемы против лома Туркменбаши
Версия для печати

Приемы против лома Туркменбаши

За время после распада СССР, парада суверенитетов и повсеместных лозунгов "чемодан-вокзал-россия" в адрес людей, составляющих заведомо больше половины населения, страсти "по империи" практически во всех бывших союзных республиках улеглись, а процесс замены русского — национальным вошел в устойчивое, прогнозируемое русло. И даже диковатый закон Украины, придавший русскому языку статус "языка нацменьшинства", ничего неожиданного из себя не представил, поскольку находился в логике строения самостийности.

То, что происходит сейчас в Туркмении, — тоже лежит в русле определенной логики — личной логики самого Туркменбаши. Не думаю, что в основе ее — ненависть к русским как таковым или — шире — к России в целом как преемнице СССР. Скорее это — инстинкт охраны территории и вполне стайный инстинкт быть вождем. Любой ценой.

То, что железная дубинка, обрушившаяся на головы людей, за десятилетие свыкнувшихся, смирившихся, устроившихся и принявших навязанный им образ жизни, выковывалась не специально для них, слабое утешение русским, русскоязычным, соотечественникам, принявшим ее удар. Вопрос в том, что делала, делает и будет делать Россия. Что вообще можно сделать, если "ломом на лом" отвечать нельзя.

Большая проблема "русские в Туркмении" распадается на две, относительно двух разных групп. Во-первых — это граждане России — люди, имеющие двойное гражданство, полученное по Договору 1993 г. Во-вторых — те, кто по каким-то причинам это гражданство не успел, не смог или не захотел получать. Это — русскоязычные соотечественники, отношения с которыми лежат в контексте общей политики отношений с соотечественниками.

В отношении к русским после распада СССР Туркмения не слишком отличалась от других стран СНГ. Как и везде закрывались русские школы, ВУЗы прекращали преподавать на русском, увольнялись русские госслужащие, врачи и учителя. Миграционная волна, пик которой пришелся на 1996 год, к 98-му практически сошла на нет. За это время, по разным оценкам, Туркмению покинули от 30% до 50% русских.

Единственным "светом в окошке" для оставшихся был Договор с Россией о двойном гражданстве. В 1993 году Туркмения стала одной из двух (всего!) стран СНГ, с которой такой договор был заключен[1]. Российское гражданство давало людям надежду и спокойствие. Даже тем, кто родился и вырос в Туркмении, для кого она была единственной настоящей Родиной, из которой и не думалось уезжать.

Очередной виток гонений начался после покушения на Ниязова. Еще в январе он предложил России приостановить действие соглашения о двойном гражданстве, поскольку считал, что большинство организаторов покушения имело туркмено-российское гражданство и хотел разобраться с ними исключительно по-туркменски. То есть уже тогда ни о каком соблюдении принципа "закон обратной силы не имеет" — не было. С 1 марта ужесточились правила пребывания иностранцев. А 10 апреля стало "черным четвергом" для сотен тысяч российских граждан.

И хорошим PR-поводом для демонстрации политиками своих лозунгов. Самой бурной была реакция СПС. Лозунги, пикеты — ярко, эмоционально и бессмысленно. Туркменский газ здесь совершенно ни при чем. Путин де-юре отдал то, что де-факто ему уже и так не принадлежало — права русскоязычного населения, а взял за это практически даром то, за что через год-два пришлось бы платить. И дорого.

Что, интересно, могло помешать Ниязову просто денонсировать Договор о двойном гражданстве? Ничего. Беда не в том, что Договор расторгли. В конце концов, это и так бы неминуемо произошло, поскольку занавес — не железный, а скорее пуленепробиваемо-стеклянный — уже практически опустился. Туркмения сделала шаг назад и в ситуации с двойным гражданством стала в один ряд с остальными странами СНГ. Не думаю, что мировое сообщество, в котором отношение к двойному гражданству занимает весь спектр от абсолютного неприятия до всяческого поощрения, будет как-то особо на это реагировать.

Да, по общепринятой логике международные договоры обратной силы не имеют. Но у Туркменбаши логика своя. И что ему мировое сообщество, ООН и Россия, если для него важнее возможность преследовать своих граждан по своим законам, не оглядываясь на их двойное гражданство. Россия — не Америка, Туркмения — не Ирак. Все, что можно сделать сейчас для людей, жизнь которых перевернулась в считанные дни и у которых нет времени на раздумье, должно быть сделано Россией в одностороннем порядке без оглядки на Ниязова. Понравится ли это Туркменбаши? Нет. Ну и что? Денонсировать договор по газу, конечно, тоже можно, но ценой будут не эфемерные права нацменьшинств, а вполне реальные миллиарды долларов. А это — две большие разницы.

Надо сказать честно — Россия не в состоянии сегодня защитить своих граждан в других странах. Поэтому надо сделать для них хотя бы минимум. Надо гарантировать людям, вынужденным отказаться от российского гражданства по "форс-мажорным" обстоятельствам под угрозой своему существованию, немедленное (а не через 3 года по Закону о гражданстве) восстановление этого гражданства в предельно облегченной (лучше всего — заявительной) форме при переезде в Россию. Распространить это на их близких родственников. А российские визы давать так, как если бы эти люди продолжали оставаться гражданами РФ, при указании в анкете "был гражданином РФ до 22.06.2003 г.". (Иметь электронную базу данных на 100 тыс. человек — элементарно.) Мало ли что Туркменбаши будет считать их своими. Применение известного принципа "эффективного гражданства" защитит права этих людей в любой российской и международной инстанциях. Для людей, которым некуда и не на что ехать, которых никто в России сейчас не ждет и которые могут оказаться на улице без средств к существованию из-за своего гражданства, такое решение надо принимать сегодня, сейчас.

Тысячи людей не должны становиться заложниками списка из нескольких десятков оппозиционеров, которых считают нелояльными туркменскому режиму. В конце концов, предоставление политического убежища или статуса беженца — обычная мировая практика, не имеющая отношения к институту двойного гражданства. А бороться с властью в своей стране, требуя при этом защиты от другой страны, — по меньшей мере, странно. Например, бывший премьер-министр иностранных дел Туркмении (то есть не обыватель, а чиновник очень высокого ранга), гражданин Туркмении Б.Шихмурадов содержится в тюрьме за нарушение (или якобы нарушение) туркменских законов. Да, при этом он — гражданин России. Но почему Россия должна вмешиваться в разбирательство дела — непонятно. Должны быть обеспечены нормальное содержание, объективное рассмотрение, но не потому, что он — гражданин другого государства, а потому что — человек, права которого не должны нарушаться по всем международным конвенциям, принятым Туркменией.

Для тех, кто российского гражданства не имеет, но относится к русскоязычному населению, ситуация проще в смысле отсутствия выбора. Но она так же тяжела в плане общей антирусской атмосферы. Одного Заявления Госдумы, даже самого жесткого, крайне недостаточно, если оно не подкреплено соответствующими законодательными актами.

Я не говорю сейчас о мерах по защите русскоязычного населения в других странах — это отдельная тема. Сейчас речь о том, что можно сделать в одностороннем порядке для своих соотечественников, не имеющих возможности принять российское гражданство из-за законов страны проживания.

Россия должна быть заинтересована в привлечение и удержание людей в сфере своего влияния. Причем это относится не только к соотечественникам, но и вообще к гражданам других стран, являющихся потенциальными мигрантами в Россию. Если применение двойного гражданства невозможно, есть и другие формы. Одной из таких форм может стать развитие "спящего (отложенного) гражданства". То есть пока человек живет за пределами страны и является гражданином страны проживания, его гражданство является "спящим", и активизируется оно только при изменении обстоятельств, например, при переезде в страну в силу особых обстоятельств. Такая форма относительно мало распространена. Но для России она представляется достаточно эффективной. И уж конечно, такая форма гражданства была бы востребована нашими соотечественниками в Туркмении.

К сожалению, на сегодняшний момент Россия не готова работать с таким видом гражданства. Для этого нет ни программ, ни институтов. Нет нормативной и законодательной базы, хотя для доработки уже существующих документов (в первую очередь это "Федеральный закон о государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", принятый в мае 1999 г., и "Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002-2005 годы", принятый в ноябре 2002 года) и внесения соответствующего изменения в "Закон о гражданстве" достаточно принять политическое решение.

Естественно, что основную сложность представит работа на территории страны с проявившимся в критические моменты "отложенным гражданством", что, собственно, и является основным препятствием развития этой формы гражданства. Но пока не меньшую сложность представляет и реализация призыва Госдумы "предоставить статус беженцев всем лицам, опасающимся репрессий".

Завтра в ситуации, подобной туркменской, могут оказаться российские граждане, постоянно проживающие и в других странах. И мира, и СНГ. Сейчас, на примере Туркмении, можно отладить механизм принятия решений в поиске адекватного ответа на такие "ломовые" ситуации.

А пока — совместная российско-туркменская комиссия по вопросам двойного гражданства едва начала работать; Госдума РФ, приняв жесткое заявление, ушла в отпуск; Указ Туркменбаши от 22 июня не отменен; граждан России начали выселять из своих квартир; ежедневно Туркмению покидают навсегда 40-50 русских семей и, по словам временного поверенного в делах России в Туркменистане А.Молочкова, по состоянию на 26 июня ни один человек от российского гражданства не отказался.


[1] Конституции большинства стран СНГ в принципе запрещают двойное гражданство. Исходя из соображений национальной безопасности, они не хотят видеть 30-40% своего населения гражданами другого государства (России). Сейчас этого не боится только Таджикистан. Изменила свою Конституцию в пользу разрешения двойного гражданства Молдавия (в июне 2003 года). Однако причиной этому послужили не отношения с Россией, а с Румынией. Да и от изменения Конституции до заключения конкретного договора пока далеко.

Источник: Русский Журнал (Политика), 1 Июля 2003

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.