Главная ?> Авторы ?> Овчарова -> Специфика российской бедности и меры, направленные на ее сокращение
Версия для печати

Специфика российской бедности и меры, направленные на ее сокращение

Особенностью российской бедности является то, что семьи работающих составляют более 50% от общей численности бедных. Результаты нашего анализа показывают, что бедность таких семей обусловлена двумя основными причинами: (1) высокой долей работников с заработной платой ниже прожиточного минимума и (2) незанятостью трудоспособных членов домохозяйств.

Среди 10% самых бедных максимально представлены работники сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли, образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства. В отраслевом разрезе самые высокие риски бедности у занятых в сельском хозяйстве. Это подтверждают данные о доходах и расходах домашних хозяйств. Занятые в оптовой и розничной торговле часто попадают в бедные, согласно данным о доходах, но картина менее пессимистична, если мы смотрим на расходы. Работники образования и здравоохранения достаточно однородно представлены во всех доходных и расходных группах, поэтому представления о высоком уровне бедности всех работников этой сферы несколько преувеличены.

В первом дециле доходного распределения почти половина домохозяйств сталкивается с проблемой занятости большинства взрослых членов, и только 46% домохозяйств первого дециля не имеют взрослых иждивенцев. Неработающие взрослые достаточно широко представлены во 2-ой и 3-ей децильных доходных группах. Для сравнения: в последнем десятом дециле почти нет неработающих (таких семей только 6,5%). Данный результат принципиален для объяснения причин бедности, и указывает на то, что в значительной степени именно рынок труда репродуцирует ее высокий уровень.

Вторую половину бедных составляют традиционные для всех стран категории населения, которые имеют и большой риск бедности, и высокий уровень дефицита дохода (многодетные и неполные семьи; семьи с безработными и детьми-инвалидами; семьи, потерявшие основного кормильца и пр.). Как правило, такие домохозяйства имеют высокие риски попадания в число бедных. Например, полные многодетные семьи составляют менее 2%, а неполные — 11%, а среди бедных их представительство увеличивается в 2-3 раза.

В целом можно сделать вывод о преимущественно «детском лице» бедности в современной России как за счет глубокой бедности традиционных групп риска, так и за счет попадания в число бедных семей, вполне благополучных с точки зрения демографических характеристик. Именно это обстоятельство необходимо принимать во внимание при анализе мер социальной политики, направленных на поддержку бедного населения.

Таким образом, данные, характеризующие профиль бедности указывают на то, что среди домохозяйств с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума достаточно широко представлены семьи, в составе которых есть неработающие в трудоспособном возрасте. К ним мы отнесли безработных (лица, которые ищут работу), домохозяек и прочих трудоспособных взрослых, не работающих и не ищущих работу.

Семей с неработающими взрослыми так много среди претендентов на адресную социальную помощь, что это заставляет задуматься о введении различных правил входа в программы адресной помощи для тех, кто работает, учится или получает пенсию, и тех, кто, будучи трудоспособным, не работает. Для бедных домохозяйств, в составе которых есть неработающие трудоспособные, необходимо предусмотреть вход в программы адресной поддержки через общественные работы или другие формы трудовой активности

С первых лет реформ в России система социальной защиты населения претерпела значительные изменения: были введены новые пособия и льготы на федеральном, региональном и местном уровнях. Однако основополагающие принципы были унаследованы от советской модели. Сегодня по-прежнему основу системы социальной поддержки составляют страховые выплаты, пособия нетрудоспособным и поддержка граждан, имеющих особые заслуги перед государством, причем помощь наименее обеспеченным слоям населения, как и раньше, не является приоритетным направлением социальной политики.

Стоимость социальных пособий не превышает 1% ВВП и равняется 1-2% от совокупных денежных доходов. В общей системе пособий только программа ежемесячного пособия на детей функционирует по правилам адресности: его получают исключительно дети из семей с доходами ниже прожиточного минимума. В 2002 г. на выплату данного пособия было израсходовано 23,7 млрд. руб. при сохранении 40% задолженности. Размер пособия составляет 3% от стоимости прожиточного минимума ребенка, что указывает на его низкую эффективность как инструмента содействия сокращению бедности. При условии, что уровень бедности среди детей в возрасте до 7 лет в 2002 году составил 23%, а среди детей в возрасте 7-16 лет — 32,6%, удельный вес детей, на которых назначено пособие в общей их численности (в возрасте от 0 до 16 лет) составил 65%. Данный результат указывает на то, что в рамках данной адресной программы, во-первых, плохо работают процедуры контроля доходов, во-вторых, материальное положение реально бедных семей с детьми может быть улучшено за счет перераспределения ресурсов в их пользу. Число получателей может быть сокращено в два раза, а размер пособия, наоборот, увеличен в два раза.

Среди неденежных социальных трансфертов, основу которых составляют льготы на оплату товаров и услуг, только жилищные субсидии предоставляются на адресной основе. Поэтому по состоянию на 3 квартал 2003 г., 10% самых бедных получали 4,1% от общего объема льгот, а 10% самых богатых — 22,2%. В 2002 году 11,4% семей имели субсидии на оплату жилья в связи с низким уровнем доходов, и на финансирование данной социальной программы было направлено 14,94 млрд. руб. Следует отметить, что параллельно с программой жилищных субсидий функционирует система льгот на оплату услуг ЖКХ, которые предоставляются без учета контроля доходов. В 2002 г. в данной программе участвовало 49,8 населения России, а бюджет программы составил 40,3 млрд. руб. (270% от объема финансирования жилищных субсидий для бедных).

Правительство РФ уже приняло принципиальные решения о реструктуризации системы льгот. Для отдельных домохозяйств отмена льгот приведет к снижению уровня жизни, что в свою очередь обусловит увеличение масштабов бедности и потребует дополнительных ресурсов на адресные программы. Для этих целей должны использоваться средства, высвобождаемые в результате реструктуризации льгот.

Завершая рассмотрение особенностей российской бедности, отметим, что стратегия содействия сокращению бедности должна быть связана с изменениями на рынке труда и в сфере адресных программ поддержки традиционно бедных категорий населения. В данном случае, исходя из анализа профиля бедности (уровень бедности 22,6%), мы имеем следующие оценки численности потенциальных участников программ, направленных на снижение бедности:

·  3,3% могут повысить уровень жизни и выйти из числа бедных только за счет участия в адресных программах социальных трансфертов. В данных домохозяйствах нет трудоспособных граждан, и поэтому они не могут быть инкорпорированы в рынок труда.

·  9,2% должны покинуть ряды бедных за счет роста оплаты труда и участия в адресных программах, но в основном за счет роста оплаты труда, т.к. все трудоспособные в этих семьях заняты, и только наличие большого числа детей может определить их право на участие в адресных социальных программах.

·  10,1% домохозяйств должны получить доступ к программам, направленным на снижение бедности через общественные работы или другие формы поддержки занятости.

 

Источник: Форум "Стратегии регионального развития", 8 июня 2004 г.

Предсказание даты Вашей смерти - купить аттестат . Поступить в Вуз - это Просто.
Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта

Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2010 Русский архипелаг. Все права защищены.
'; ?>