Главная ?> Авторы ?> Окара -> Блуждающие звезды национализма
Версия для печати

Блуждающие звезды национализма

Украинское издательство "Смолоскип" ("Факел"), известное публикацией книг филологической и общественно-политической направленности, мемуаров украинцев США и Канады, легендарным пятитомником Мыколы Хвылевого, а также интересом к творчеству молодых украиноязычных поэтов и прозаиков, недавно в подлинном смысле слова осчастливило украинских гуманитариев, политиков и политологов выходом объемной (872 крупноформатные страницы!) антологии "Націоналізм". Издание осуществлено в рамках основанной полтора года назад тематической серии "Політичні ідеології", в которой в 1998 г. уже вышла 600-страничная антология мировой консервативной мысли; готовятся к изданию тома, посвященные либерализму и социал-демократии. Кроме того, по проблемам нации и национализма в Киеве на украинском языке в последние годы в полном объеме вышли в свет книги Энтони Смита "Національна ідентичність" и Бенедикта Андерсена "Уявлені спільноти".

Возможно, именно большие антологии переводных текстов по различным гуманитарным наукам и есть то "золотое сечение" украинского интеллектуального пространства, которое, с одной стороны, может "потянуть" за собой национальное книгоиздание (ведь перевести на украинский язык все необходимые книжки, часто рассчитанные на специалистов , нереально); с другой стороны, как-то решается проблема заполнения "белых пятен" и создается панорамная, более-менее полная картина актуальной мировой научной мысли.

Изданная антология чрезвычайно важна для украинских интеллектуалов по нескольким причинам. Во-первых, это неплохой подбор современных текстов по нациологии. Во-вторых, на Украине, где у большинства населения размыта национальная идентичность и в настоящее время продолжается процесс "национализации" — формирования современной украинской политической нации, — любые рефлексии на сей счет (научные, политические, метафизические) имеют огромное влияние на процесс национального строительства. Субъекты процесса украинского нациогенеза (прежде всего, национальная политическая и культурная элита) находятся как бы внутри исповедуемой ими идеологии, поэтому теории типа "Воображаемых сообществ" Бенедикта Андерсена способны создать новый "угол зрения" и иметь отрезвляющее, "остраняющее" воздействие. Напомню, что Бенедикт Андерсен рассматривает нации прежде всего как социальные сообщества, консолидированные не столько на объективной основе — этнического происхождения или культуры и языка, — сколько на основе субъективной тождественности сообщества национальному мифу, созданному элитой.

Украинская культура и национальная идентичность в XIX-XX веках развивались в ситуации, когда в общественном сознании явно доминировал этнонационализм и примордиализм — представление о том, что украинцы, как и другие народы, существовали и всегда будут существовать практически в неизменном виде (отсюда, в частности, произрастает примордиалистская уверенность в исключительно украинской национальной природе Киевской Руси, в украинском происхождении князя Владимира, Ярослава Мудрого и т.д.).

Иной, "альтернативистский", подход к пониманию природы нации исходит из представления о ней как о потенции, а не как об априорной данности. Тех или иных наций могло и не быть вовсе, но они появились. Или наоборот — предпосылки к формированию или обособлению некоторых национальных сообществ существовали, но так и не реализовались. Например, немцы, австрийцы и немецкоязычные швейцарцы считают себя самостоятельными народами. Если бы история сложилась иначе, великорусы, украинцы и белорусы могли бы стать единым народом, но этого также не произошло. Напротив, при определенных условиях современные великорусы могли быть не одним единым народом, а, как минимум, тремя (северовеликоруссы, южновеликоруссы и казаки, сибиряки), украинцы — двумя (восточные украинцы и галичане). Но великорусы являются одним народом благодаря наличию мощнейшего консолидирующего фактора — российского государства. Украинцы составляют всё-таки один народ благодаря активной деятельности украинской интеллигенции на рубеже XIX-XX веков по "собиранию нации" — пропаганде концепции "Соборной Украины" (одним из главных "архитекторов" этого процесса был историк и первый президент Украины Михаил Грушевский). В середине XX века единство украинцев отчасти упрочилось благодаря объединению большинства украинских земель в пределах одного государства (как бы кому это не нравилось, но именно Сталин и его режим могут считаться главными собирателями Украины и организаторами депортации поляков из Галичины и Волыни после 1939 года).

Едва ли уместно определять национализм как политическую идеологию, как это делают авторы издания. Несомненно, национализм представляет собой мобилизующую программу, обладающую в своих "пиковых" проявлениях признаками идеологии, но не стоило бы ставить национализм в один ряд с политическими идеологиями в узком смысле — консерватизмом, либерализмом, социал-демократией, консервативной революцией. Национализм может быть и либеральным, и консервативным, и консервативно-революционным — образцы всех этих разновидностей представлены в антологии. Национализм (как и геополитика, кстати) — это не концептуальное направление политической идеологии, а предметно-тематическая сфера.

Помещенные в книгу тексты делятся на две группы: с одной стороны, это манифесты национализма (Гердер, Фихте, Мадзини, Михновский, Донцов), с другой — научные рефлексии по поводу национализма и этничности современных исследователей (Смит, Геллнер, Эриксен, Армстронг, Валицкий, Шпорлюк); всего — 47 авторов. Позитивный момент антологии — неплохой подбор украинских теоретиков и исследователей национализма (их десять), начиная с Мыколы Михновского — именно с манифеста "Самостійна Україна" (1900) этого харьковского адвоката и стартует украинский радикальный национализм XX в.

Если тексты Михаила Грушевского, Дмитрия Донцова и Ивана Франко в достаточной мере известны украинским читателям, то Юлиана Бачинского, Юлиана Вассиана, Василия Рудко — намного меньше. Представляет интерес и большая работа о Донцове Михаила Сосновского. Составители антологии, киевские политолог Олег Проценко и философ Василий Лисовой, очень удачно подошли к компоновке материала, разместив все тексты по шести разделам: "Интеллектуальные истоки национализма", "Что такое национализм?", "Этничность и национализм", "Нация как концепт и ценность", "Типология национализма", "Перспективы национализма".

В антологии "Націоналізм" (как, впрочем, и в предыдущем "Консерватизме") совсем нет русских мыслителей. То ли, по мнению составителей, их творчество явно "не тянет" и блекнет в общемировом контексте, то ли это проявление идеологической установки (кстати, вполне этнонационалистической, — если такое предположение верно), то ли составители считают, что тексты их произведений общедоступны. Но это — концептуальная ошибка.

Кстати, недавно московское издательство "Дом интеллектуальной книги" издало сборник статей "Национализм. Полемика 1909-1917", в котором оказались представлены самые разнообразные трактовки национализма, присущие русскому Серебряному веку и "религиозно-философскому Ренессансу" — мессианские, чувственно-эротические, эсхатологические, основанные на идее "русского Христа". Евгений Трубецкой, например, который, к слову, долгое время был профессором Киевского университета, своими статьями о национализме мог бы только украсить украинскую антологию. Но не украсил. Как не украсили ее не самые тривиальные для разработки националистической проблематики Достоевский, Константин Леонтьев, славянофилы, Иван Ильин и евразийцы. Жаль, ибо в русском понимании национализма есть некоторые важные аспекты, практически отсутствующие в иных культурах.

Однако, несмотря на разного рода недостатки, антология "Націоналізм", несомненно, должна оказать благостное воздействие на многих украинских читателей. По крайней мере, ей по силам избавить людей от нетворческих представлений о том, что национализм — это либо "прибежище негодяев", либо напротив — "сияющий путь" к процветанию нации. То есть, из сферы политической полемики, часто неконкретной и эмоциональной, национализм постепенно превращается в тему для научных дискуссий.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.