Главная ?> Авторы ?> Никитин -> Об образовании и менеджменте
Версия для печати

Об образовании и менеджменте

1.Человеческий  мир находится в движении и трансформациях и нет форм общежития, вовлеченных в глобализацию, которые бы этого избежали. 

Эта трансформация одна из самых масштабных в истории нашей цивилизации и связана с кумулятивным эффектом действия ряда факторов – завершения процесса глобализации по евро-американскому сценарию, осознания исчерпанности основных ресурсов при резком возрастании населения земли, изменения климата и активного использования технологий.

Воспринимается эта трансформация как сумма кризисов экономических и гуманитарных. Но кризисы только проявление трансформационных изменений и ожидать, что они пройдут и все будет, как прежде, было бы глупо.

И то, что имело начало в Новое время и приобрело огромную значимость уже в глобальном мире отступит с ведущих позиций на второстепенные. Это  потребительская идеология и связанная с ней экономика, сам процесс глобализации, доминирование конкуренции и корпораций, культуры, науки, менеджмента ….. В это трудно поверить , но по логике генезиса цивилизации вполне возможно и уже происходит. Другое дело, что ничего существенное не исчезнет и новое будет вырастать рядом со старым. Однако есть вариант и новых "темных веков" вследствие того, что старое уже не будет работать, а новое не будет создано – ведь нет законов истории, которые делают процесс трансформации положительным и результативным. Ведь и великие цивилизации , и империи , и корпорации гибли или исчезали. Ведь будущее есть не у всех. Большинство обречено на бесконечно длящееся настоящее.

2.Образование как функция воспроизводства и преобразования общества не исчезнет пока человек сам определяет свое будущее.

Образование как социальный институт претерпит множество изменений в зависимости от  того как это будущее мы представляем.

Мы живем в эпоху стремительных изменений и образование в эпоху перемен не может ориентироваться на прошлое, на идеальную модель или рынок рабочих мест.

Избыточная множественность форм образования есть необходимое условие сохранения возможностей не только развития , но даже и выживания человечества.

За этим утверждением стоит фундаментальное  допущение, что человечество сталкивается и далее будет сталкиваться с новыми вызовами и возможностями на которые придется отвечать.

Человечество уже накопила большой запас образовательных традиций, форм организации и укладов, которые могут стать основанием этой избыточности.

Процесс глобализации, основанный на конкуренции,  стремительно этот запас уничтожает.

В чем причина уничтожения:

  • Неспособность существующих систем управления реально соорганизовать множество образовательных форм
  • Коммерциализация и бюрократизация все больших фрагментов образовательного пространства
  • Вера в прогресс через технологизацию и способность образовательных технологий заместить все разнообразие существующих и возможных форм
  • Онтологическая и управленческая глупость, как доминирующая форма мыслимости в современном мире, в том числе, по отношению к образованию

Идеи образования зависят от нашего понимания устройства мира ( сложный и динамичный или простой и статичный), миссии человечества ( продолжение процесса сотворения мира или потребление ресурсов ради нашего удовлетворения), истории ( борьба за власть или обретение возможностей)….

Думать, что тот путь которое прошло западное образование является единственным или единственно необходимым для будущего является онтологической глупостью, а копировать его управленческой глупостью.

Образование не может измеряться короткими промежутками социального времени без потери своего смысла, хотя быстрые перенастройки в его технологическом аспекте неизбежны.

Так если, например, рынок, потребляет быстрые аспекты образования, а социальные проекты средние , то задачи  построения будущего – весьма длительные и масштаб сложности совсем другой.

3. Каждому обществу свое образование, которое его строит или воспроизводит.

Европейская цивилизация в процессе своего становления прошло несколько форм и организации и ,соответственно, несколько форм образования, в том числе, предметное профессиональное универсальное для индустриального общества и текстовой культуры( в рамках которого я еще учился), компетентносное ситуативное менеджерское технологическое для постиндустриального общества и экранной культуры (которое есть ведущим на западе) и сейчас становится новый тип постглобального общества  и новые формы образования для строительства обществ творения многих миров и персональных траекторий. Профессиональное образование поддерживалось государством, технологическое – корпорациями, а персональное – интеллектуальными клубами.

Диплом – это социальное подтверждение квалификации, а не свидетельство об образовании. Образованным можно быть  и без диплома и наоборот.

Образование — это сотворение своей способности обрести место в меняющемся мире — т.е. постоянно задавая вопросы про то, как обеспечить себя и семью? как жить с другими? с самим собой? с Богом или без него. Все изменения ответов в иных условиях и задают новые формы образования

Изменился рынок рабочих мест, пришла другая экономика, появились новые профессии и нужно иначе ответить на вопрос – как зарабатывать; появились в окружении мигранты, ты переехал, любимая ушла, семья расширилась и надо заново учиться жить с другими; уволили с работы или ты сам ушел, совершил подлость или вдруг повзрослел — жить стало невыносимо и надо опять примерить себя с собой; если я принял Бога, то как примерить к себе путь Христа, жить с пониманием ответственности за себя и мир, а если Бога нет, то что разрешено мне и что себе позволят другие?

И сегодня я знаю ответы, а завтра они уже не годятся — и тогда продолжается работа образовывать себя заново. И, как известно – многознание ума не прибавляет – нужен новый опыт самоорганизации жизни в другом или даже ином.

Система образования создает возможности для адекватных ответов и вопрос в том -какие сегодня ответы нужны для новой ситуации и будущего.

Мы живем в эпоху очень крутого слома и большинство старых ответов не годятся и старое образование не поможет. Даже в Оксфорде и в Гаварде.

В Украине нет картины будущего, нет представления о том какое общество строим, а без этого все реформы в образовании бессмысленны и разрушительны.

Профессиональное образование у нас уже разрушено, а менеджерское не построено рядом. У нас ситуация образовательной химеры.

Ну, хорошо – мы уже убедились, что система образования не годится; что нефть кончится уже в обозримой перспективе; что общество потребления бодро идет в тупик. И допустим мы придумали, например, иное образование. А что делать с миллионами учителей и преподавателей, которые могут делать только то, что делают? Выгнать? Расстрелять? Надеяться, что они вместе со всей управленческой надстройкой самоликвидируются и уступят дорогу иному. Так , что быстрого пути нет и не будет.

4.  Можно выделить три базовые идеи образования нового времени:

  • Универсальная (научная, создание и передача знаний, научная картина мира, учебные предметы,  акцент на мышление и научное исследование, текстовая культура, система учреждений разного уровня, достижение истины)
  • Ситуативная ( информационная, включение в потоки информации, технологические циклы, акцент на наборы компетенций, на проектирование и технологии, экранная цифровая культура, доступ к мировой информационной сети, постоянная трансформация)
  • Рефлексивная (методологическая, рефлексия своих возможностей, принцип самоорганизации, онтологию мышления и деятельности, акцент на полноту интеллектуальных функций, на рефлексию и понимание, коммуникативно-образовательная культура, открытая локальная соорганизация различных образовательных форм, определенность самодвижения)

А это основные формы их осуществления:

Образовательное странствие

  • Непременный атрибут образования для творческих лиц – поиски учителя и образовательного опыта его суть. Был достаточно массовым явлением до системы дипломов и государственных вузов, до замены учителя образовательным учреждением.

Образовательный конвейер

  • Система заданная профессиональным образованием – протаскивание через жесткую последовательность предметов (надевание по мере движения конвейера предметных ведер на голову)

Образовательный шопинг

  • Современная система индивидуального комбинирования стандартных единиц – вуз предоставляет (продает)  наборы компетенций

 Образовательная экспедиция

Движение по индивидуальной простроенной траектории в развертываемом образовательном поле – организация самодвижения. Создание образовательных карт и главное пустых мест, куда направляется осваивать их поисковая группа.

Современная система образования (включая курсы специальной подготовки и переподготовки тренинги) исчерпала свой творческий потенциал и нуждается в новых подходах и прецедентах.

Новые образовательные локусы должны быть ориентированы на будущее, готовить к иному и многому, быть персонализированы.

Сделать это можно только в инициативных негосударственных элитарных проектах.

Мы хотим обеспечить переход  от образования к интеллектуальному партнерству

Мы создаем Персоналитет (персональный университет) как организацию интеллектуального партнерства в рамках идеи рефлексивного образования.

5. Когда-то, когда способ регулирования жизни племен или общин через непосредственное руководство их верхушкой, вошел в противоречие с необходимостью разрешать межплеменные конфликты, обеспечивать безопасность территорий или торговли, жить в многонациональных городах, возник такой способ как администрирование т.е. регулирование через формальные правила. Администрирование с периода  роста городов обеспечивалось подготовкой в университетах. В свою очередь столкновение культур, развитие колонизации и становление индустриализации потребовали более мощных и гибких форм регулирования. Актуальным стало становление форм управления, т.е. регулирование через проекты, программы, стратегии. И основным местом применения управленческих средств стали корпорации, а не государство, которое опирается преимущественно на  администрирование.

Сегодня господство управленческой идеологии или менеджмента бесспорно. Именно управление сделало акцент на развитие технологий и само стало технологией, а не искусством принимать решения в сложных ситуациях. И это господство управленческих технологий породило свои противоречия и негативные последствия.

Технологии есть результат завершения большого цикла естественнонаучных и гуманитарных исследований начатых в период индустриальной революции. Продукты исследований были реализованы в множестве технических и социальных проектов и по отношению к ним была проведены процедуры выделения и стандартизации лучших решений, которые и легли в основу технологий.

У технологий есть несколько важных качеств, которые и обеспечили их распространение.

  • Технологии опираются на стандарты, протоколы и прочие формы жесткой унификации
  • Технологии обеспечивают устойчивый уровень качества
  • Технологии пригодны для трансляции, даже в другие культуры
  • Технологии привлекательны, так как их применение наглядно демонстрирует продвижение в ряде важных параметров ( увеличение скорости,  большие объемы работ, доступность для пользователя, увеличение мощи отдельного человека и разных групп…..)

Но технологии несут в себе идеологию времени формирования этого большого цикла, то есть идеологию прогресса, безграничных ресурсов и стремления к универсальности.

Сегодня эта идеология  прогресса не является уже господствующей, подвергается критике и отторгается и в условиях радикального сомнения в нравственном прогрессе, достаточности ресурсов и стремления к персональности и множественности.

С технологиями  связано оформление идеологии менеджмента. Менеджмент – это интеллектуальное сопровождение технологий, который пришел на смену профессионального сопровождения проектирования и исследований.

Негативной чертой технологий является их  нечувствительность к особенностям ситуаций. По сути, технологии  формируют одну универсальную ситуацию их использования, фактически, уничтожая все зародыши нового или традиции места. Сегодня мы начинаем остро ощущать последствия применения технологий постиндустриальной волны. Разнообразие мира уничтожается, а смыслы ситуаций и локусов исчезают в общем немыслии – ведь "мыслить" должны технологические комплексы.

Все надежды футурологов и политиков построить светлое будущее возлагаются на новые технологии, но нам представляется, что необходимо запускать и поддерживать новые исследования, которые отвечают на вопросы о возможности  преодоления тех умонастроений и стратегий, которые господствуют сегодня в мире, в том числе, на вечные вопросы о смысле нашего существования , о возможности любви, и вообще целого, а не только измеряемых фрагментов этих целых.

Технологии только инструменты и не могут быть хорошими или плохими. Вопрос в том как они используются. А используются они в старых ценностных ориентациях и представлениях о социуме. Прежде чем внедрять технологические инновации следует осуществить новации социальные и гуманитарные.

Внутри технологической парадигмы образования создается  человек приспособленный к с быстрой перенастройке способов  действования и поведения в унисон со сменой технологических устройств, как интегрированная часть больших технологических систем.

  • Опасность в том, что такое образование стремиться усилиями государства и бизнеса подавить все иные формы образования
  • Если это произойдет, то о человеческом будущем можно не беспокоиться –его не будет

В современном образовании произошел переход от профессиональной идеологии к менеджерской. И в этом проявилась общая тенденция. И критерии успеха, и показатели качества, и опора на рейтинги – это все менеджерские инструменты, а не педагогические. Но беда в том, что сами формы менеджерской деятельности редуцировались до администрирования и тем самым разрушают все сложные формы организации образования. Билл Ридингс в книге "Университет в руинах" прекрасно этот процесс описал.

Судя по всему, этот недостаток присущ и корпорациям. Новые сетевые формы организации уже не могут быть реализованы в формате корпораций, так как они не приспособлены к работе в коммуникативной среде в идеологии дополнительности, а не конкуренции.

В запуске своего варианта  нового интеллектуального цикла от вопрошаний к исследованиям, от новых имен к проектам и далее к иным гуманитарным технологиям мы видим смысл строить новые образовательно-исследовательские комплексы в  идеологии со-творения множества миров человеческого существования.

Базовым принципом, задающим возможность участия в со- творении является принцип самоорганизации в его развертке и итерациях от самоотнесения до самоотрицания. Этот принцип лежит в основе всех наших исследований и проектов. На этом принципе мы строим идею непрерывного образования в течение жизни в формате Персоналитета.

Кажется, что мы говорим про утопию. Нет. Это уже реальная практика для локальных групп и сетей.

Более подробную информацию о Персоналитете Вы сможете найти здесь: Сайт Персоналитета, Блог, Страница Personalitet Club в сети Facebook

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.