Главная ?> Авторы ?> Мирский -> Боевики и аятоллы
Версия для печати

Боевики и аятоллы

Турция готовится к удару

В Стамбуле на этой неделе прошел форум стран — соседей Ирака с участием министров иностранных дел государств — постоянных членов Совета Безопасности ООН. На повестке дня был вопрос о спасении гибнущего Ирака. Но первоочередной проблемой стало предотвращение нового кровопролития в Ираке — широкомасштабной турецкой военной операции в Иракском Курдистане.

Активизация курдских сепаратистов в последние месяцы, приведшая к гибели десятков турецких солдат, вызвала в Турции огромное возмущение. Правительство не может игнорировать настроение народа. Вместе с тем кабинет Реджепа Тайипа Эрдогана понимает, с какими минусами будет связано перенесение войны против курдских сепаратистов на иракскую территорию — ведь хотя Иракский Курдистан уже с 1991 года, после вывода войск Саддама Хусейна является де-факто самостоятельным квазигосударственным образованием, формально он остается частью Ирака. Реакцию Запада, равно как и арабского мира, на вторжение в пределы суверенного государства — члена ООН нетрудно предугадать. Именно поэтому турецкие власти пока ограничиваются полумерами, нанося по Иракскому Курдистану авиационные и артиллерийские удары ограниченного масштаба. Но если боевики Курдской рабочей партии (КРП) продолжат провокации, влекущие за собой гибель турецких военнослужащих, правительство Турции под давлением народа может решиться на массированную военную акцию.

США стремятся избежать ситуации, в которой пришлось бы выбирать между двумя союзниками — Турцией и иракскими курдами. У Вашингтона и без того полно проблем на так называемом Большом Ближнем Востоке, начиная от Палестины (неясно, состоится ли намеченная на конец ноября конференция в Аннаполисе) и кончая чрезвычайным положением, введенным президентом Пакистана (отвернуться от Мушаррафа означает катастрофически ослабить и без того шаткое положение этого ценнейшего союзника США, а смотреть на его действия сквозь пальцы — что же тогда говорить об американском замысле насаждения демократии в регионе?).

Принимая в Белом доме на днях премьер- министра Турции Эрдогана, президент Буш назвал КРП "врагом США". Вашингтон всячески старается показать, что он поддерживает и Анкару, и Багдад, и Эрбиль (там находится резиденция властей Иракского Курдистана). Все эти три центра развернувшегося конфликта заинтересованы, как и американцы, в том, чтобы турецкие курды-боевики были ликвидированы как военная сила. Ведь даже для иракских курдов они — как кость в горле: люди понимают, что боевики КРП могут навлечь на них беду, спровоцируют войну с Турцией. Но на боевиков трудно повлиять — они не боятся турецкого вторжения на иракскую землю. Они уйдут в горы и развернут партизанскую войну совместно с иракскими курдами, которые станут их союзниками против турок. Таким образом КРП получит гораздо более мощную опору в Иракском Курдистане, чем сейчас, а турецкая армия рано или поздно оттуда уйдет. И сепаратисты вновь перенесут войну на территорию Турции, пользуясь на этот раз уже открытой поддержкой своих иракских соплеменников.

Ирак, раздираемый на части

Есть и еще одна сторона проблемы: Турция уже с момента фактического выхода Иракского Курдистана из-под контроля Багдада относится к нему с подозрением, опасаясь, что этот регион станет базой борьбы всех курдов, включая турецких, за создание "Великого Курдистана". Это подозрение усиливается в связи с проблемой Киркука — города, который пока не входит в состав Иракского Курдистана. Еще в 2002 году иракские курды, называющие Киркук "курдским Иерусалимом", провозгласили его будущей столицей своего региона. Дело еще и в том, что под Киркуком расположены вторые по величине нефтепромыслы Ирака (примерно 20% добываемой в Ираке нефти), и обладание киркукской нефтью даст иракским курдам экономическую базу для своей государственности. Турки неоднократно заявляли, что любыми средствами не допустят вхождения района Киркука в состав Иракского Курдистана, аргументируя это тем, что там значительную часть населения составляют туркоманы (туркмены), этнически родственные туркам. А между тем приближается дата проведения в Киркуке референдума по поводу его принадлежности, и курды, видимо, составляют там большинство населения.

Утрате Киркука будут всеми силами противиться иракские арабы, и это, пожалуй, единственный вопрос, по которому могут совпасть интересы всего арабского населения Ирака, как суннитов, так и шиитов. Но вряд ли это может привести к прекращению противостояния сторонников двух толков ислама — слишком далеко зашла рознь между веками господствовавшими в Ираке суннитами (20% населения) и вечно угнетавшимися, дискриминируемыми шиитами (60% жителей страны). Американцы, вторжение которых в Ирак привело к страшным бедствиям и национальной катастрофе, все же провели выборы по принципу "один человек — один голос", и вот шииты вместе с курдами доминируют и в парламенте, и в правительстве. Опасаясь, что дело идет к превращению Ирака в государство, находящееся во власти шиитов и под контролем шиитского Ирана, или к невыгодному для суннитов разделу Ирака, при котором нефть окажется в руках шиитов на юге и курдов на севере, суннитские боевики при поддержке группировки "Аль-Каида" в Месопотамии" развернули войну на два фронта. Из каждых десяти убитых американских солдат семь приходятся на долю суннитских боевиков. Цель — воздействовать на американское общество, которое, не вынеся таких людских потерь, заставит свое правительство вывести из Ирака войска. И тогда сунниты, оставшись один на один с шиитами, возьмут реванш и восстановят свое господство.

Параллельно суннитские боевики истребляют мирное шиитское население, а их шиитские собратья по террору отвечают точно тем же. Американцев же по мере возможности убивают и те, и другие. Правда, за последний месяц число погибших американцев, равно как и иракцев, значительно снизилось, что дало Джорджу Бушу основание утверждать: отправка весной дополнительных военных контингентов в Ирак оправдывает себя. Он также с удовлетворением отмечает, что в провинции Анбар, наиболее буйной, удалось создать альянс с суннитскими боевиками и шейхами племен, прежде воевавшими с американцами, но затем возмутившимися бесчинствами, творимыми их "импортированными" союзниками — исламистами из "Аль-Каиды". Тем не менее перспективы замирения в Ираке остаются весьма сомнительными, как и вообще судьба этой многострадальной страны.

Сенат США недавно одобрил законопроект о целесообразности создания в Ираке трех территориальных единиц — северной (курдской), центральной (арабской суннитской) и южной (арабской шиитской), что было воспринято некоторыми наблюдателями как план расчленения Ирака. Это не так: данный проект — по меньшей мере удивительный в том смысле, что законодатели иностранной державы считают себя вправе определять устройство чужого государства — не имеет никакой законной силы, а по существу лишь воспроизводит давно одобренное иракскими шиитами и курдами решение о децентрализации власти на федеративной основе. Расчленение Ирака не входит в расчеты вашингтонской администрации хотя бы потому, что оно привело бы к гегемонии Ирана в наиболее богатом иракском районе, на юге. По этой же причине разделу Ирака категорически противятся и главные суннитские страны региона — Египет, Саудовская Аравия и Иордания, для правящих кругов которых главным противником является шиитский Иран, за последние годы превратившийся в подлинного регионального "тяжеловеса".

"План Путина" для Ирана?

Но не иракская проблема — главное, что сегодня ассоциируется с Ираном, а его ядерная программа. Близится момент, когда Совет Безопасности ООН, уже дважды требовавший от Тегерана прекратить работы по обогащению урана, будет обсуждать новую резолюцию, которая, хотя и не наложит на Иран такие санкции, невыносимые для его экономики (этого не допустят Россия и Китай), но все равно будет отвергнута иранскими властями.

Кризис будет углубляться. В этой обстановке все задаются вопросом: действительно ли президент Путин в ходе своего недавнего визита в Иран предложил верховному лидеру иранской революции аятолле Хаменеи (именно он, а не президент Ахмадинежад, является главной фигурой в исламской республике) некий вариант выхода из тупика. Высказывается предположение, что речь идет о компромиссе: Иран прекращает обогащение урана у себя дома и делает это на территории России, что исключит возможность развертывания иранской ядерной программы в сторону производства атомной бомбы. Взамен Совет Безопасности отменяет всякие санкции, и США официально отказываются от планов изменения режима в Иране. Такой вариант был бы оптимальным для выхода из многолетнего кризиса, угрожающего международной безопасности. Требуется лишь "самая малость" — согласие Вашингтона на такой принципиальный поворот в своей давней политике вражды с Ираном и готовность правящих в Тегеране аятолл отойти от курса, вызывающего законную обеспокоенность мировой общественности.

 

Источник: "Россия в глобальной политике", 9 ноября 2007 г. 

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.