Версия для печати
Культурная революция ярославского православия
Провозглашение православия ключом к пониманию российской культуры стало общим местом как выступлений церковных активистов, так и дискуссий, которые ведутся светскими интеллектуалами. Наряду с этим, православные иерархи подчеркивают, что нравственная роль Церкви в значительной мере основывается на том, что она является хранительницей культурных традиций русского народа. В то же время непосредственное обращение православия, в особенности в регионах, к широкой культурной проблематике является большой редкостью. Парадоксально, но осознание принадлежности культурному институту чаще всего не ведёт в православной среде к развитию культурно-просветительской деятельности, а наоборот провоцирует резкую критику окружающего светского общества и его нравов с узкоконсервативных православных позиций. В итоге светская культура внутри Церкви воспринимается как средоточие порока и разложения, а само светское общество окончательно перестаёт понимать и воспринимать требования церковной идеологии.
Редким исключением является культурная политика, которую Ярославская и Ростовская епархия РПЦ МП стала проводить с приходом в 2002 году архиепископа Кирилла (Наконечного). В основу мировоззрения владыки Кирилла и его ближайших сподвижников — секретаря епархии архимандрита Вениамина (Лихоманова) и главы миссионерского отдела иеромонаха Серапиона (Митько) — легла необходимость диалога с обществом на чисто светском основании. Причиной проведения такой политики стало то, что в исторически православном регионе, каковым является Ярославская область, люди, называющие себя православными, по сути, боятся церковного православия, никак не связывают себя организационно с епархией, а также с авторитетом её священнослужителей.
Для устроения разного рода публичных акций в епархии был специально создан культурный отдел (глава — Константин Корниенко), что является уникальным для провинциальных епархий. При архиепископе Кирилле появились новые проекты и многие старые проекты стали проводится на официальном епархиальном уровне при поддержке властей. В Государственном академическом театре драмы им. Ф. Волкова стали регулярно устраиваться пасхальные и рождественские концерты при участии не только хора ярославского духовенства им. прот. Василия Зиновьева, но и творческих коллективов из академического симфонического оркестра, областной филармонии, Школы искусств им Собинова, ансамбля «Казачата» из Майкопа и т.д. Епархия способствует также приглашению «звёзд» из Международного фонда Владимира Спивакова и Музыкальной академии им Гнесиных. По словам пресс-секретаря епархии Юлии Стихарёвой, большую часть зрителей, приходящих на эти мероприятия, составляют люди невоцерковлённые. Как правило, владыка Кирилл присутствует на этих концертах, но с приветствиями выступают разные священники епархии. Как отмечает Стихарёва, культурные акции являются эффективным способом миссионерской деятельности, в Ярославле они проводятся фактически еженедельно. По области епархия организует, либо принимает активное участие в организации целого ряда фестивалей: фестиваль авторской песни «Исповедь сердца» в июне, в июне в Ростове устраивается фестиваль «Живая старина», где представляются волынки, рожки, исполняется старинная русская музыка, в Пошехонье регулярно проводится фестиваль «Великие песни Великой России», где поются патриотические песни — народные, времён Великой отечественной войны и песни ветеранов Афганистана.
Образовательные проекты стали ядром молодёжного служения в Ярославской епархии. Для обучения православной культуре была выбрана чисто светская площадка. Духовное училище было переведено в Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь в Ростов, а в Ярославле было создано отделение теологии при кафедре развития образования Ярославского государственного педагогического университета им. Ушинского. Отделение теологии (заведующий — иеромонах Серапион (Митько)) фактически заменило Духовное училище — оно располагается в епархиальных зданиях, многие студенты (на отделении обучается около 40 человек) там же и живут, готовясь стать священнослужителями. Совместно с другим ярославским университетом — Демидовским — поводятся ежегодные Иринарховские епархиальные чтения.
Авторитетным учебным заведением высокого уровня при владыке Кирилле в Ярославле стала православная гимназия свт Игнатия Брянчанинова (духовник — свящ. Александр Смирнов) — под гимназию Кирилл отдал здание своей резиденции, которую ему выделила областная администрация. Выступая на Иринарховских чтениях в феврале 2006 года отец Александр Смирнов определил общецерковную задачу так: «надо выплыть из секуляризации всем миром, и одних церковных сил для этого недостаточно — нужна государственная воля, союз с культурой и педагогической наукой. Сейчас наступил этап, когда чисто православное образование исчерпало свой ресурс, а светская школа подошла к кризису духовного воспитания».
Православная молодёжная культура формируется в клубе «Вектор», учрежденном епархией. Лидер клуба священник Георгий Лапшин, настоятель Яковлевско-Благовещенского храма за Волгой, не только ведёт еженедельные встречи и семинары, в которых участвует до 100 человек, но и играет с подростками в футбол, устраивает походы на лодках и велосипедах, подростки участвуют в театральных представлениях, в том числе и для воспитанников детских домов. Активисты клуба являются инициаторами разного рода праздников, к примеру, акции, посвященной Дню семьи, проходившей в ярославском клубе Джой-Пати. Молодёжь ездит в зимние и летние лагеря и слёты, такие как Ушаковские сборы на родине адмирала Ушакова под Рыбинском.
Целенаправленная культурная политика в Ярославской епархии воспитала в священнослужителях представление о том, что образцы высокой светской культуры способны привести людей к вере и сломать отчуждение между Церковью и обществом. По мнению главы епархиального отдела по взаимодействию с правоохранительными органами свящ. Андрея Скакалина, архиепископ Кирилл поддерживает культурные программы, потому что люди должны видеть именно культуру, а не псевдокультуру, которая разрушает духовную традицию. По словам отца Андрея Скакалина, миссия епархии в том, чтобы предложить исторически сложившиеся культурные образцы. Продолжает мысль отца Андрея Скакалина глава отдела по социальному служению Ярославской епархии свящ. Дмитрий Денисов. По его мнению, участие епархии в концертах и фестивалях надо для того, чтобы сначала приблизить общество к Церкви, а потом уже идти в школы преподавать предмет «Основы православной культуры», от которого сейчас пользы фактически нет: «надо продвигаться потихоньку, неспеша, вместе с культурой, чтобы человек был как бы при храме и у него впоследствии не было бы отторжения церковных представлений, чтобы он не боялся священника, а то получается, что после 11 класса я ничем не могу заинтересовать молодёжь».
Идеология культурного прорыва в Ярославле стала возможна благодаря тому, что епархия при архиепископе Кирилле осознала, что Церковь является частью не православной страны, а частью изменившегося секуляризованного общества, но при этом это общество не было провозглашено врагом Церкви. По мнению иеромонаха Серапиона (Митько) церковная миссия в области исходит из того, что: 1) регион был сильно атеизирован в советское время и даже после перестройки православная религиозность не стала доминирующей; 2) за последние 15-20 лет сложился секуляризованный образ Церкви, возникла иллюзия приобщения к православию в силу просто уважения к памятникам архитектуры и к церковным культурным ценностям; 3) представители областной власти, по мнению отца Серапиона, проводили сравнительно либеральную политику, которая сочетала толерантность и атеизм; 4) формированию образа православия как «религии уходящего века» помогала также агрессивная миссионерская деятельность харизматических движений среди всех слоёв населения. Прежде всего, это касается пятидесятнического объединения «Церковь Божия», которая объединяет около 10 тысяч верующих в Ярославле и 5 тысяч человек по области. Харизматы, по мнению иеромонаха Серапиона, «стали вести себя фактически как представители традиционной религии, а поэтому им было необходимо противопоставить именно общественное влияние Церкви».
Культурный переворот в сознании православного духовенства Ярославской области произошёл в значительной степени из-за того, что государство перестало восприниматься идеологами епархии в качестве ответчика по целому ряду вопросов. Отказавшись от постоянной апелляции к властям, клирики оказались лицом к лицу с теми проблемами, о которых часто говорят церковные деятели: полупустые храмы, отсутствие внимания к святыням, неприятие православной проповеди в отличие от обрядов, отторжение «Основ православной культуры» родителями, учениками и учителями, раздражение чиновников давлением, которое оказывается епархиальным руководством по самым разным поводам, и т.д. Церковная миссия в данном случае может продвигаться в двух полярных направлениях — к обскурантизму, оправдывающему современное положение РПЦ МП развратом окружающего общества на фоне консерватизма церковных кругов, и к культурной политике, которая учитывает в разной мере реальное положение Церкви в обществе и настроено на приручение общественности, а не на жёсткий прессинг на власть при игнорировании инициатив светского общества. Ярославский опыт показывает, что Церковь способна осущесвлять успешное культуртрегерство.
Источник: "Русское ревью", март 2006 г.
|