Главная ?> Авторы ?> Лункин -> Русская Прусская. Калининград — пионер европейской христианской идентичности
Версия для печати

Русская Прусская. Калининград — пионер европейской христианской идентичности

Празднование 750-летия Кенигсберга в 2005 году стало окончательным решением вопроса о том, чьими наследниками являются калининградцы. Хотят ли они быть аванпостом советско-русского государства, быть носителями патриотизма, связанного с советским прошлым? Или они выбирают европейский вектор развития, который успел укорениться в Калининграде за последние 20 лет идейной и политической борьбы.

Русские калининградцы с большой охотой вспоминают не о советских героях, а о тех, кто жил и творил на территории области тогда, когда она была ещё Восточной Пруссией. Интеллигенция дорожит именами сказочника Гофмана, поэта Фридриха Шиллера, памятник которому стоит недалеко от областной администрации, философа Иммануила Канта. Государственный Университет в Калининграде носит имя Канта для того, чтобы подчеркнуть свою связь с восточнопрусским наследием, и называется Российским, а не Калининградским, чтобы отметить свою связь с далёкой Родиной. После долгого запрета в советские годы самой темы восточнопрусской истории, люди, жившие в убогом мире советской коммуналки, вдруг увидели прекрасную архитектуру, замки и церкви, хранившие память о романтичном мире рыцарей и великой культуре.

Атмосферу Калининграда можно с полным правом сравнить с открытостью и интеллектуальной свободой многих европейских городов. На конференции, которые устраивает, к примеру, Университет им. Канта приглашаются польские, литовские и немецкие учёные, контакты с которыми в силу близости границ часто носят дружеский соседский характер. Что касается политической сферы, то можно сказать, что все губернаторы области последних десяти-пятнадцати лет — и Леонид Горбенко, и Владимир Егоров, и нынешний глава области Георгий Боос — с уважением относились к западным соседям, прислушивались к общественному мнению близлежащих европейских стран. Кроме того, в области действует также республиканское движение во главе с предпринимателем Сергеем Пасько, выступающее за создание Балтийской республики в составе Российской Федерации также на основе демократических ценностей, свободы совести и интеграции в европейские структуры.

Осознание своей европейской идентичности затрагивает все сферы общественной, культурной и политической жизни Калининграда, однако религия является той сферой, где возможно поиски идентичности выражаются ярче всего, так как сама организованная религиозная жизнь начала утверждаться только в конце 80-х одновременно с идейной и политической борьбой, связанной с поиском европейского вектора развития. Практически до 1985 года в области не было никакой религиозной жизни. Анклав был атеистическим форпостом Советского Союза, у которого по существу не было собственных исторических корней, гражданского сознания и какой- либо национальной культуры. Сама религия пришла в область как европейская ценность.

С формальной точки зрения, после 20 лет развития различных христианских церквей в области религиозная ситуация выглядит так. По словам специалиста по взаимодействию с религиозными организациями областной администрации Игоря Гурова, в области зарегистрировано 53 православных прихода и два женских монастыря (около двух десятков насельниц этих монастырей, в основном, живут в поселке Изобильный, где работают на православной ферме), всего зарегистрировано 64 православных религиозных организации. В Калининградское пробство Московской епархии Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЕЛЦ) входит 46 общин и групп. Кроме этого, существует 25 католических приходов и около 40 баптистских, евангельских и пятидесятнических церквей.

Лютеранство в области становится духовным мостом между русской и германской культурами. Основу общин составили немцы-беженцы из Средней Азии и Казахстана, сильно русифицированные, значительную часть лютеран составляют смешанные семьи. В Калининград верующие русские немцы ехали именно потому, что не хотели жить на Западе, хотели чего-то среднего, не совсем Германии, не совсем Советского Союза. Такой русско-немецкий менталитет хорошо адаптируется к преобладающим в области культурным настроениям и сам адаптирует местных русских. Влияние и значение лютеранства намного превосходит не такое уж многочисленное русско-немецкое население. Именно потому, что отвечает духовным и культурным запросам калининградцев. Пастор Калининградского пробства Евангелическо-лютеранской церкви Владимир Михейлис считает неслучайным повсеместный интерес к восточнопрусскому наследию, пусть на уровне символики или каких-то элементов стиля. Как полагает Михейлис, «мы не хотим вернуть прошлое, а хотим, чтобы область процветала также, как и её соседи». Положительным моментом Михейлис считает то, что молодое поколение интересуется немецкой историей края, так как ранее это была запретная сфера после 1946 года. По телевидению и в прессе в последние годы появляется много материалов по восточнопрусской истории — о рыцарях и наполеоновских войнах. По мнению Михейлиса, таким образом молодёжь чувствует себя ближе к Европе.

Русские баптисты и пятидесятники, оказавшись перед европейским вызовом, не только не отказались от своих русских корней, но наоборот стали энергично искать и обосновывать свою русскую идентичность. Показателен пример лидера Современной Христианской (Православной) Церкви пастора Григория Кацнельсона. Идеологией своей церкви он сделал протестантское осмысление православного богословия и богослужебной практики. Кацнельсон провозгласил также стремление стать такой евангельской церковью, которая возьмёт всё лучшее из духовной практики русского Праовславия. По словам Кацнельсона, задача калининградских христиан стоит в том, чтобы на основе традиционной православной духовности воссоединить Калининград со всей остальной Россией. Огромный духовный и культурный потенциал россиян Кацнельсон противопоставляет европейским качествам — индивидуализму, эгоизму, зарегулированности жизни, неспособности современных европейцев на «сильные душевные движения». Необходимо перенять демократические институты, но не следовать полностью американо-европейской модели развития. Одной из причин критики Европы со стороны Кацнельсона является тот факт, что в американском и европейском обществах иногда исподволь, скрыто может происходить нарушение прав человека. По мнению Кацнельсона, «мы не являемся преемниками Восточной Пруссии, мы не унаследовали её культуру, не было эстафеты, исторической передачи традиции». Однако именно на этой земле Россия должна противопоставить что-то позитивное европейской интеграции. Отрицать Запад глупо, надо использовать всё, что объединяет русскую традицию и Европу. С точки зрения Кацнельсона, надо быть христианскими демократами, так как именно христиане являются самыми большими демократами.

Некоторые лидеры евангельских общин прямо, говорят, что следует следовать европейским примерам при построении свободного демократического общества. Со словами пастора Церкви Полного Благословения Михаилом Обрехтом, общины евангелистов Калининграда, могло бы согласиться большинство протестантов. По словам Обрехта, верующие должны занимать активную гражданскую позицию, а демократия для них — это наилучшая среда существования, так как для христиан важна свобода и свобода реализации в частности. По мнению пастора, советский период истории Калининграда не оставил по себе доброй памяти, люди не испытывают по нему ностальгии. Европейский выбор стал единственным. Православная Россия не устраивает верующих, считает Обрехт, им нужна евангельская Россия, которая живёт по нормальным законам. «Перекошенных изб и безалаберности уже никто не хочет в этом регионе, а в РПЦ сами многие являются разгильдяями», — полагает Обрехт. Более того, сами евангельские церкви, по мнению Обрехта, должны участвовать в общественно-политической жизни и в демократическом процессе.

Католики, в свою очередь, численность которых значительно выросла по сравнению с довоенными временами (в Восточной Пруссии их численность была незначительной) стали носителями чисто европейской идентичности. Католическое духовенство деканата во главе отцом Ежи Стецквичем изначально старалось подчеркнуть то, что в российском анклаве они служат также, как в любом другом городе Европы. Как и лютеранские пасторы, католические прелаты отстаивают идею принадлежности к христианской европейской цивилизации, не признавая никакой другой "уникальности" и "оригинальности" особого типа русского народа, живущего в Калининградской области. По словам священника католического прихода св. Адальберта в Калининграде отца Миаила Бушуева, в истории Кёнигсберга практически нет ничего русского, кроме бывшего когда-то проездом посольства Петра Великого и того, что Иммануил Кант какое-то время был гражданином Российской Империи. Однако, по мнению отца Михаила, нынешние люди, живущие в области, всё больше осознают, что это их территория, их собственность, и начинают ко всему по-хозяйски относится, также как и их соседи в Литве, Латвии, Польше и Германии относятся к своей родной земле.

Православные общины стали появляться в Калининграде после перестройки, одновременно с другими христианскими конфессиями и с интересом ко всему прусскому. Перед Православием также как и перед регионом в целом встал трудный вопрос идеологического выбора. Можно было остаться аванпостом российской цивилизации и культуры в Калининграде и пойти на самоизоляцию от общества, фронтально противостоять преобладающим в нём взглядам и ценностям. Эту альтернативу наиболее последовательно выражал бывший секретарь Калининградских благочиний Калининградской и Смоленской епархии РПЦ МП игумен Меркурий (Иванов). В 90-е гг. отец Меркурий служил настоятелем малого кафедрального собора Христа Спасителя и главой администрации строящегося Храма Христа Спасителя (с конца декабря 1999 года еп. Меркурий назначен епископом Зарайским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в США). Игумен Меркурий выступал против широкого распространения католицизма и лютеранства в области и считал, что эти конфессии открывают неоправданно много своих приходов, занимаясь прозелитизмом. Вслед за главой епархии митр. Кириллом (Гундяевым), игумен Меркурий был сторонником развития общественного патриотического движения и утверждения идеалов “русской цивилизации”. Он полагал, что первый исторический этап православия на территории бывшей Восточной Пруссии — это освоение «существующих слоев» (православие в кирхах). Вторым этапом должно стать утверждение православие — духовное и материальное на собственной основе. Изоляционистские настроения до сих пор выражаются в недовольстве распространением протестантов и католиков, а также в пожеланиях властям ограничить их деятельность в области.

Альтернативным вариантом для Православия на калининградской земле стало стремление найти свое место в обществе, попытаться его «воцерковить», осмыслить в православном духе культурную и религиозно-историческую реальность Калининграда. Со временем эта сторона идеологического выбора стала преобладать и в православной среде. Одним из способов поиска своей идентичности стало введение в школах «Основ православной культуры». В рамках этого предмета существует программа "Живое слово", где присутствует региональный компонент — изучение русской культуры и духовной специфики Православия. Отделённость Калининграда от России порождает, по мнению многих православных мирян и священников, необходимость углублённого изучения русской традиции, к примеру, расширения программы русской литературы.

Поиск духовной идентичности приводит к тому, что православные идеологи находят корни православной веры в Калининграде и утверждают, что Православие сюда давным-давно принесли ирландские и английские миссионеры. Такого рода реконструкцией истории Православия на Западе России и православных восточнопрусских корней занимается священник церкви Святого Духа в городе Нестеров протоиерей Георгий Бирюков. Отец Георгий является автором целого ряда брошюр, в которых доказывается, что Восточная Пруссия издавна имела отношение к Руси, на этой земле жили славяне, исповедовавшие православие либо старообрядчество. Отец Георгий считает, что правильнее называть этот регион не Пруссией, а Порусьем. По мнению отца Георгия, именно католическая экспансия вытеснила православие, возникшее в VIII-XII вв. в Европе под влиянием ирландских миссионеров и школы свв. Кирилла и Мефодия, на восток, в том числе и в Порусье (См.: Прот. Георгий Бирюков. Православие с… Запада. Нестеров, 2004). Будучи последовательным противником католического прозелитизма отец Георгий выступает против пропаганды образа пражского бискупа св. Адальберта, убитого пруссами в 997 году, так как он используется для доказательства первенства католиков в Восточной Пруссии. Отец Георгий убежден в том, что Адальберт не смог никого заинтересовать христианской верой в Пруссии. Вместо Адальберта отец Георгий предлагает почитать апостола Андрея Первозванного, путь которого, возможно, пролегал через Янтарный путь (См.: Прот. Георгий Бирюков. Ориентиры истории Порусья. Нестеров, 2004). Проповедь православной веры для отца Георгия является прежде всего возвращением к древней истории поморского Православия Порусья, которое было уничтожено католиками-крестоносцами в XШ веке.

Образ российского Православия не похож на обычный. Организованная православная жизнь в области началась только в 1985 году, когда власти официально признали существование православной общины в Калининграде и передали ей бывшую лютеранскую кирху под Никольский собор. Постепенно большинство кирх области было передано под православные храмы. В Черняховске, Светлогорске, Гвардейске, Краснознаменске и других городах богослужения также стали проходить в восстановленных и освященных бывших лютеранских кирхах. Со временем кирхи перестали устраивать православных священников. Так, по мнению протоиерея Марьяна Позуня, секретаря епархиального управления, который служит в области с 1990 года, православным необходимо строить свои церкви, так как архитектура лютеранских кирх скорее напоминает о смертности человека, а не о вечности, как купола православных храмов. Однако православные клирики привыкли к протестантской архитектуре и не собираются отказываться от зданий лютеранских церквей, тем более что в Калининграде и в других города области господствует немецкая довоенная архитектура или же новы дома, построенные в «балтийском» стиле.

В политическом отношении православные идентифицируют себя с особым типом «свободных россиян». Наличие своеобразного менталитета свободы у калининградцев подтверждает глава молодежного отдела калининградских благочиний священник Владимир Максимов. По его мнению, «калининградцы — самостоятельный народ. Люди живут в центре Европы, постоянно ездят к своим соседям. Они сочетают в себе любовь к Родине со способностью воспринимать европейские достижения. В нынешней общественной жизни РПЦ играет роль якоря, который делает национальные духовные ценности преобладающими». По словам отца Владимира, в анклаве совсем другая культурная и политическая жизнь, чем в остальной России: «Опыт губернатора Бооса продемонстрировал, что у москвичей иное восприятие Калининграда, то как сепаратистов, то как иждивенцев». Боос, как отметил отец Владимир, восстановил против себя всех, так как думал, что приезжает в обычный российский регион, а столкнулся с заявкой на самостоятельное мнение, и поза снисходительного москвича со снобизмом и самоуверенностью оказалась не к месту. По словам отца Владимира, можно остаться русскими, а из Европы взять ответственность, порядок, самостоятельность, свободу выбора и вообще многому научится. Сохранив русскую духовную традицию и традиции заботы о ближнем, калининградцы будут отличаться как от Европы, так и от России.

Под западным влиянием Калининградские благочиния намного более серьёзно, чем большинство других епархий, занимаются социальной и благотворительной работой. При кафедральном соборе Храма Христа Спасителя действует молодежное общество «Преображение», созданное в 2002 году. В рамках общества проходят катехизаторские курсы и регулярное изучение Библии и святоотеческих трудов, его члены окормляют инвалидов в Калининграде, занимаются антисектантской работой. С 2001 года проводится летний епархиальный лагерь имени Федора Ушакова. На базе лагеря также проходит допризывная подготовка при поддержке руководства Балтийского флота. Летние лагеря проводятся также при помощи молодежного христианского движения YMCA и его филиала «Янтарь» (база в поселке Донское). Активной благотворительной деятельностью занимается женский монастырь во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы (бывшее сестричество св. Великомученицы Елизаветы Федоровны) во главе с монахиней Елизаветой (Кольцовой).

В Калининградской области формируется собственная региональная религиозная, духовная культурная традиция. Православие приобретает некоторые черты, свойственные православным на Западе, а католики с протестантами находят своё понимание русскости, православной традиции и истории. Вместе с тем, существуют некоторые черты, объединяющие всех христиан анклава. Прежде всего, они считают себя носителями ценностей христианской европейской цивилизации. Будучи гражданами Европы, христиане осознают свою ответственность перед соседями, культурой и полузабытой историей своего региона. Для членов христианских церквей Калининграда естественное отождествление себя с европейцами привело также и к восприятию общественной и политической культуры Европы. Причём, российские христиане в Калининграде намерены строить вместе с европейцами свободное государство, в котором демократические ценности обусловлены христианской верой.

 

Источник: "Русское Ревью", февраль 2006 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.