Версия для печати
Российские зарубежники между двух огней
В наиболее сложном положении из тех общин Русской Православной Церкви Зарубежом (РПЦЗ), которые появились на российской территории в начале 90-х гг. неожиданно оказались именно те приходы, которые формально либо осознанно высказались в пользу объединения с Московской патриархией. Если сторонники РПЦЗ в Изгнании (РПЦЗИ) во главе с митрополитом Виталием попали в привычную для себя ситуацию церковных диссидентов, противопоставляющих себя официальному православию в лице Московской патриархии, то священники, пошедшие за митрополитом Лавром (РПЦЗ(Л)), сами поставили себя под удар.
Бывшие клирики Московской патриархии пришли в Зарубежную Церковь с полной уверенностью в том, что в РПЦ, которая не избавилась от традиций советского прошлого и столь тесно связана с государственной властью, они не вернутся никогда. Переход в РПЦЗ также происходил на фоне публичных конфликтов с епархиальными архиереями РПЦ МП, которых священники-диссиденты обвиняли в коррупции и аморальном поведении. С тех пор большая часть этих епископов РПЦ МП осталась на своих местах, а отношения РПЦ с государством стали еще более тесными.
Самым известным в начале 90-ых годов был острый конфликт братьев Михаила и Евтихия Курочкиных, а также диакона Сергия Бурдина, с митрополитом Омским Феодосием, и поныне являющимся правящим архиереем. Евтихий (Курочкин), ставший впоследствии главой Ишимской и Сибирской епархии РПЦЗ (около 20 общин и групп в Тюменской и Омской областях), приводит четыре причины конфликта: 1) сексуальные домогательства Феодосия к жёнам священнослужителей и прихожанкам, 2) отказ требовать у властей возвращения церковных зданий, 3)отказ от катехизации перед крещением, 4) запрет на крещение полным погружением. Активисты РПЦЗ не раз заявляли в 90-е гг. о том, что «теперь пути назад нет — мы вкусили свободы от разложившейся патриархии и теперь от неё никогда не откажемся».
Однако в 2004 году епископ Евтихий (Курочкин) вошел в комиссию по объединению РПЦ МП и РПЦЗ(Л), заявив о том, что уже давно стремился к единству с Московской патриархией. В интервью прессе владыка Евтихий утверждал, что 70 процентов зарубежных клириков готовы хоть сейчас объединиться с патриархией, а само объединение церквей может стать знаковым событием, знаменующим изменения, произошедшие в РПЦ МП и утрату ею «советскости». Летом 2004 года прошла встреча епископа Евтихия с главой Тобольской и Тюменской епархии РПЦ МП архиепископом Димитрием (Капалиным), организованная вице-губернатором Тюменской области Сергеем Сметанюком. После встречи архиерей РПЦ МП сообщил о том, что никаких противоречий между двумя ветвями Русской Православной Церкви не существует.
О том, что членам РПЦЗ (Л) на российской территории приходится сидеть на двух стульях, свидетельствует позиция настоятеля общины Всех Святых в Тюмени прот. Михаила Курочкина, брата епископа Евтихия. В понимании отца Михаила две Церкви в будущем должны стать единым телом — Российской Православной Церковью. С этой точки зрения, принципиально отказываться от любых переговоров по объединению с РПЦ МП нельзя, так как когда-нибудь с Божией помощью Церковь будет едина. Вполне возможно также, по мнению отца Михаила Курочкина, что единение православных произойдет в далекой эсхатологической перспективе, но, учитывая это, переговоры также можно и нужно вести. Общение архиепископа Димитрия (Капалина) с епископом Евтихием, бесспорно, привело к положительному результату. По словам о. Михаила, стало меньше ненужных перепалок, направленных в адрес друг друга. Ранее, довольно часто, священники Тобольско-Тюменской епархии заявляли о том, что приходы Ишимской епархии содержит заграница, Запад платит зарубежникам зарплату в долларах, а многие лидера РПЦЗ давно перешли на службу к католикам. Как отметил о. Михаил, еще недавно клирики Московской патриархии говорили об этом, зная, что «каждая община наша живет, как знает». С началом процесса объединения с РПЦ МП оскорбительные высказывания в адрес братьев Курочкиных почти прекратились, а само епархиальное начальство стало спокойнее относиться к активности зарубежных групп.
Однако церковная дипломатия оказывается недоступной для понимания многих прихожан, которых окормляют священники РПЦЗ (Л) в России. К примеру, тюменский приход Всех Святых посещают пожилые люди, бывшие духовными чадами отца Михаила Курочкина еще с «патриархийного» периода. Этих прихожан не устраивает официозный стиль служения в Московской патриархии, безоговорочная поддержка архиереями РПЦ МП любых государственных указов. В тюменской общине много преподавателей и, по словам о. Михаила Курочкина, они недовольны тем, что патриархийные деятели поддерживают все социальные реформы власти и, в том числе реформу образования и изменения в Жилищном кодексе, в рамках которых все подгоняется под западные стандарты. Деятели официального православия объективно способствуют государственной политике, которая направлена на углубление социального расслоения в обществе. Такая же ситуация с неравенством складывается и в среде духовенства, где есть бедные и очень богатые. Верующие зарубежных приходов предпочитают собираться в небольшой общине, и не иметь никакого отношения к пафосной идеологии Московской патриархии и к ее поддержке чиновников, «стоящих со свечами на Пасху и Рождество».
Еще более непримиримую позицию по отношению к официальному православию занимает малочисленная, но исторически значимая, часть прихожан, окормляемых священнослужителями РПЦЗ (Л). В 90-е гг. клирики Зарубежной Церкви в Тюменской и Омской областях начали посещать катакомбные группы. Ранее катакомбники подозрительно относились ко всем клирикам, которые были рукоположены в РПЦ МП, и, естественно, выступают против единства с Московской патриархией.
Необходимость резко изменить свои взгляды и вообще представление о Церкви заставляет искать совершенно иные слова при описании реального мировоззрения рядового зарубежного прихода в Тюмени или же в Ишиме. В отличие от пропатриархийной церковной дипломатии, стойкое неприятие идеологии РПЦ МП основывается на понимании того, что объединиться со структурой, которая нисколько не изменилась за последние 15 лет, невозможно. По этой причине отец Михаил Курочкин делает противоречивые заявления о том, что зарубежники «не спешат объединяться с Московской патриархией, хотя большинство священников, настоятелей приходов РПЦЗ (Л) в России, полагает, что наступит более благоприятное для того, чтобы влиться в РПЦ МП». По мнению о. Михаила, если форсировать этот процесс, как это делают иерархи Московской патриархии, то останется множество неразрешенных вопросов: «лучше все-таки все проблемы решить, обсудить все, что нас разделяет, а потом уже поставить вопрос о совместном церковном служении».
В сторону, противоположную объединению двух Церквей, верующих и рядовых священников РПЦЗ (Л) склоняет и другое обстоятельство — невозможность выразить многие претензии к РПЦ МП в рамках церковной дипломатии, к примеру, в ходе заседаний межцерковной комиссии по объединению. Прежде всего, зарубежников совсем не радует то, что процесс единства был запущен именно гражданскими властями. С точки зрения, прихожанина «альтернативной» православной общины Владимир Путин хочет совершить историческое объединение Церквей, не заботясь о мнении тех российских прихожан РПЦЗ (Л), которые живут в России. Представители власти хотят вписать себя в историю и замалчивают все спорные вопросы. Помимо этого, по словам отца Михаила Курочкина, есть такие вопросы, о которых «на приходе и не скажешь». Это проблема внедрения в Московскую патриархию «голубых» в советское время с помощью КГБ. Как отметил о. Михаил, «их и сейчас там много, но внутри РПЦ МП не хотят и не могут, видимо, с этим бороться». Кроме того, публично не поставишь во время переговоров, по мнению о. Михаила, и вопрос о коррупции и мздоимстве в церковной среде, так как в этом случае надо будет обязательно переходить на личности. 15 лет назад, когда братья Курочкины объявили о своем выходе из под юрисдикции Московской патриархии, они беседовали об этих проблемах с тогдашним управляющим делами РПЦ МП митрополитом Владимиром (Сабоданом), которые возглавляет ныне Украинскую православную церковь. По словам о. Михаила, митрополит Владимир также прекрасно сознавал, что о грехах высокопоставленных иерархов знают все — и рядовые священники, и семинаристы, но когда доходит до обсуждения конкретных фигур, то пропадают и свидетели и обвинители. А в кругах околоцерковной интеллигенции тем более известно все о тех, кто раньше работал на КГБ, и продолжает служить в настоящее время. Священникам РПЦЗ (Л) интеллигентные прихожане, по словам о. Михаила Курочкина, «ставят на вид то, что в патриархийной церкви творится, то есть то, что ни при каких условиях недопустимо».
При очевидном различии мнений прихожан и церковного начальства, перед священниками РПЦЗ (Л) встает проблема, непривычная для клириков Московской патриархии. Это проблема соответствия моральным и мировоззренческим требованиям своих духовных чад. Исходя из этого, один из известных и уважаемых священников Зарубежной Церкви прот. Михаил Курочкин вполне осознает двусмысленность своего положения. Когда группа священнослужителе вышла из РПЦ МП в начале 90-х гг., то представителям патриархии, как отмечает о. Михаил, было неприятно, но были понятны мотивы, которыми руководствовались диссиденты. А сейчас вроде бы и приятно, что происходит сближение двух Церквей, но даже представителям Московской патриархии не до конца понятно, чем обусловлено стремление зарубежников к единству с РПЦ МП. Вслед за многими другими церковными диссидентами о. Михаил подчеркивает: «При Горбачеве все изменилось, только Московская патриархия осталась неизменной, и не больно то ее изменишь».
Формальный процесс объединения РПЦ МП и РПЦЗ (Л), если отбросить риторику официальных заявлений, становится если не принудительным, то противоречивым событием, которое подразумевает насильственные акции по отношению к православным диссидентам в будущем. По словам о. Михаила Курочкина, епископ Ишимский и Сибирский Евтихий лишь номинально представляет российские приходы в Комиссии по объединению — «то, с чем он не согласен всерьез, членами комиссии не воспринимается». Владыка Евтихий, как отмечает о. Михаил, несколько раз выходил из-за этого из состава комиссии, однако многие вопросы обсуждаются в узком кругу и затем выдаются как результат всеобщего обсуждения. Сдерживает процесс немедленного объединения Церквей только опасность раскола, который произойдет и в России и на Западе (многие приходы в Южной Америке и Австралии, хорошо осведомленные о реальном положении дел в патриархии, также против единства с РПЦ МП). До сих пор непонятна судьба российских приходов. Отец Михаил, к примеру, не понимает, зачем зарубежные приходы главе Омской и Тарской епархии РПЦ МП Феодосию, от которого братья Курчокины и их единомышленники когда-то ушли.
Активное участие президента Владимира Путина и региональных властей в объединительном процессе патриархии с зарубежниками-лавровцами делает единение Церквей событием государственной важности. Единство РПЦЗ(Л) и РПЦ МП имеет большое значение для внутриполитического имиджа власти, которая стремится стать объединителем Русского Православия. Извинения со стороны митрополита Лавра и его единомышленников перед «матерью-церковью» за всю критику в ее адрес, а также признание лидерами зарубежников того, что Московская патриархия изжила сергианство и экуменизм, стали подтверждением полной идентичности взглядов церковного руководства РПЦЗ(Л) и РПЦ МП. Но раскол в сознании православных людей не преодолен, и лояльные власти архиереи этот раскол только углубляют и обостряют, делая, по мнению многих зарубежников, «советскость» Московской патриархии неисправимой исторической ошибкой.
Источник: "Русское Ревью", ноябрь 2005 г.
|