Главная ?> Авторы ?> Лункин -> Епископ Тихон и протестанты: как развращает близость к власти
Версия для печати

Епископ Тихон и протестанты: как развращает близость к власти

С конца 80-х гг. Архангельская область была одним из самых терпимых регионов России, где соблюдалась свобода совести. Никаких репрессий с начала 90-х гг. и до наших дней в отношении религиозных меньшинств в области не проводилось. Кроме того, существующие в Архангельске небольшие националистические православные группы не играли большой роли в обществе и не оказывали значительного влияния на точку зрения областной власти и епархии. С ультранационалистических «державных» позиций, к примеру, выступали активисты Союза Михаила Архангела (название происходит от имени небесного покрвителя города). Лидер этого Союза депутат Законодательного собрания Архангельской области, в прошлом комсомольский работник Евгений Ухин являлся сторонником огосударствления православия и подавления религиозных меньшинств. Другая националистическая организация — «Православная интеллигенция Архангельского Севера», созданная группой преподавателей Поморского университета, также призывала власти и епархию к репрессивным действиям по отношению к «нетрадиционным» конфессиям.

Несмотря на призывы патриотически настроенной православной общественности епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) придерживался принципов веротерпимости. Епархия развивала сотрудничество с инославными, лютеранами и евангелистами, в рамках содружества Баренц-региона. Владыка Тихон был активным участником комиссии РПЦ МП по диалогу с Евангелическо-лютеранской Церковью. Открытость епархии к экуменическим контактам и стремление владыки Тихона наладить общение с лютеранами и евангелистами из Скандинавских стран, соседей областей Русского Севера, привело к появлению совместных проектов в социальной сфере. На постоянной основе при епархиальном управлении действует медико-социальное и благотворительное служение, которое поддерживают скандинавские церкви из содружества Баренц-региона. При поддержке со стороны скандинавских протестантских церквей созданы курсы сестер милосердия и православный класс в одной из школ Архангельска.

Епископ Тихон неоднократно подчеркивал свою верность поморским традициям, которые основаны на традиционном свободолюбии, независимости и уважительном отношении к вере другого человека. «Поморская идея», возникшая как светская идеология архангельской интеллигенции и демократических политиков находила отклик среди клириков — не только коренных северян, но и в выступлениях и действиях правящего архиерея. По словам секретаря и главы пресс-службы епархии епископа Тихона диакона Валерия Суворова, «было бы неверным не обращать внимание на проявление самобытного духа северорусских людей. И епископ не гасит этот дух. Когда владыка произносит проповедь, он говорит именно с поморами».

Отношения властей и епархии кардинальным образом изменилось, когда на губернаторских выборах 2004 года победил Николай Киселев, который поддерживал теплые отношения с архиереем и заявлял о том, что он исповедует православную веру. Во время выборной кампании епископ Тихон публично поддерживал кандидата Киселева, а 29 марта 2004 года, в первый день после выборов, епископ Тихон совершил благодарственный молебен в домовом храме во имя Феодоровской иконы Божией Матери архиерейской резиденции. На молебне присутствовал новоизбранный губернатор Николай Киселев. С предыдущим главой области Николаем Ефремовым отношения у Тихона не сложились — губернатор далеко не во всем шел навстречу епархии. В 2000 и в 2004 гг. епископ Тихон не только не выступал за Ефремова на выборах, но и публично опровергал сообщения о том, что епархия поддерживает его кандидатуру.

При губернаторе Киселеве сотрудничество епархии и областных властей приобрело более продуманный и интенсивный характер. 21 ноября 2004 года был заключен договор о сотрудничестве между епархией и администрацией, в котором были оговорены социальные, просветительские и образовательные программы, в которых православные могли бы участвовать. Отдельно в договоре была подчеркнута необходимость строительства кафедрального собора в Архангельске. Осенью 2004 г. был выделен участок земли для строительства собора в центре Архангельска. Выступая на VI Иоанновских чтениях в ноябре 2004 г., Киселев призвал архангелогородцев принять участие в строительстве кафедрального собора и сообщил о начале формирования Попечительского совета. В то же время Киселёв объявил, что бюджетных денег на строительство выделено не будет. По словам главы епархиальной пресс-службы о. Валерия Суворова, существует полное понимание и тесное общение не только между епископом и губернатором, но и между епархией и силовыми структурами и научными центрами. Как отметил Суворов, Николай Киселев не скрывает того, что он православный, и не смущается, участвуя в православных богослужениях и молебнах: «архангелогородцы уже привыкли, что губернатор молиться, а владыка участвует в различных общественных акциях».

В первый год правления нового православного губернатора позиция чиновников по отншению к религиозным меньшинствам не менялась. Власти приветствовали практически любые инициативы епархии, но, наряду с этим, например, помогли католической общине приобрести земельный участок для строительства церковного здания. Областное руководство также поддержало планы мусульман по строительству в Архангельске мечети. В рабочем режиме, по словам специалиста по связям с религиозными организациями в администрации области Олега Ипатова, проходили встречи чиновников и со старообрядцами, и с католиками и с протестантскими лидерами — лютеранами, баптистами, пятидесятниками и адвентистами.

Однако у Арахангельской епархии было свое представление о том, как должна развиваться религиозная ситуация в области — епископ Тихон возлагал на губернатора большие надежды не только в плане поддержки церковных инициатив. Пользуясь своей близостью к власти, Тихон счел возможным показать лицо воинствующего православия. В качестве объекта для показательного бичевания им была выбрана протестантская акция «Ощути силу перемен», проводившаяся в Архангельске, Новодвинске и Северодвинске в мае 2005 года. Акция, которая в начале мая стартовала в Архангельске, является скорее межрегиональной, однако претендует на то, чтобы вскоре стать общероссийской. Инициатором проекта «Ощути силу перемен» стал московский центр социальной помощи «Сила перемен», который формально является светским социальным учреждением, однако его руководитель Юрий Ананьев принадлежит к протестантской деноминации уэслианского направления Церкви Назареянина. Идея акции заключается в том, что в определенном городе христианские церкви подписывают между собой договор о сотрудничестве в социальной сфере. На начальном этапе акции проводятся семинары, концерты против наркотиков, дается социальная реклама в СМИ, создаются соответствующие телепрограммы. Церкви обсуждают возможности социального служения, пробуют себя на этом поприще, развивают уже существующие связи с социальными учреждениями и т.п. В Архангельске на первый этап был отведен весь май 2005 года. После этого старта каждая община уже по-разному ощущает на себе "силу перемен" и разрабатывает свою стратегию общественного служения. Фактически после своей активной фазы проект прекращает свое существование, но на практике действие проекта ощущается еще довольно долго — те церкви, которые думали, что у них нет возможностей и сил заниматься социальной работой, избавляются от "неверия" и начинают свои небольшие проекты, более крупные общины выходят на региональный уровень и т.д. Подобная схема разворачивания церковного служения, своего рода стратегирования и освобождения от различных комплексов, была уже опробована в Уфе, Волгограде и Петрозаводске. В Уфе епархия РПЦ МП в июле 2005 года по прошествии двух лет после проведения акции осудила ее. В Петрозаводске она встретила благожелательно нейтральное отношение. В Волгограде представители епархии и лично митрополит Герман открыто поддержали проведение совместных социальных акций и христианских концертов для молодежи, где рассказывалось о вреде наркотиков и алкоголизма.

Учитывая сложившуюся в Архангельске культурную атмосферу и традиционно толерантное отношение светских и церковных властей к протестантам, никто не мог ожидать противодействия и возникновения почвы для межрелигиозного конфликта. Еще в апреле проект "Ощути силу перемен" был представлен областной администрации и был одобрен главой информационно-аналитического управления в администрации Архангельской области Дмитрием Несанелисом. Во время встречи с епископом Тихоном в апреле протестанты получили поддержку и благословение на решение социальных проблем молодежи. Как отметил в интервью автору участник встречи — епископ Российской Церкви христиан веры евангельской по Архангельской области Сергей Латышев, "владыка Тихон неглуп и видит пользу, которую может принести этот проект, подняв одновременно рейтинг РПЦ". По поводу этой встречи в начале мая глава пресс-службы Архангельской епархии диакон Валерий Суворов сказал автору, что епископ Тихон с симпатией отозвался об этом проекте, так как он фактически осуществляется без относительно каких-либо конфессиональных рамок, несмотря на то, что его организаторы принадлежат к иной христианской традиции. Епархия, по возможности, принимает участие в реализации протестантского проекта. По мнению диакона Валерия Суворова, "это возможность рассказать о молодежных проблемах, а также о том, что существует выход из сложных ситуаций, который дает наша православная вера и святыни". После целого ряда консультаций организаторы проекта издали книгу, которая так и называется "Ощути силу перемен" (ее издание также благословила епархия). В ней были рассказаны реальные истории о людях, жителях Русского Севера, которые избавились от наркотической и алкогольной зависимости, вышли из тяжелых жизненных ситуаций. Евангельские верующие начали работать в больницах, проповедовать в притонах, стала издаваться и распространяться литература, посвященная борьбе с абортами, наркоманией и алкоголизмом. Активисты проекта "Ощути силу перемен", запущенного в дни празднования юбилея Победы, разработали специальную программу для "ветеранов и вдов войны", то есть для одиноких пожилых людей.

Резкое осуждающее выступление епископа Архангельского Тихона против деятельности евангельских церквей в середине мая, когда акция была в самом разгаре (реклама проекта была на улицах и по телевидению), вызвала недоумение у протестантов и противоречивую реакцию у чиновников. 16 мая епископ Тихон сделал громкое заявление о том, что акция протестантов "Ощути силу перемен" направлена на прозелитическую деятельность неопятидесятников среди жителей области и назвал ее «кощунственной». Владыка потребовал от губернатора Киселева пресечь осуществление протестантской акции. Вместе с тем, владыка Тихон признал: "Этот масштабный проект является беспрецедентным для Русского Севера". Термин "кощунственная акция" глава пресс-службы епархии Валерий Суворов прокомментировал автору так: дело в том, что деятельность неопятидесятников была названа кощунственной в одном из документов антисектантской конференции, проводившейся некогда в Новосибирске, оттуда пресс-служба и взяла это определение. По словам диакона Валерия Суворова, у православных вызывает возмущение то, что протестанты «вербуют детей», раздают свои листовки, приглашают к участию в богослужениях, употребляют молитвы в рамках общественных акций. Мировоззрение епархии при православном губернаторе диакон Валерий Суворов описал во вполне ксенофобском духе: «христианской традицией для нас являются православие и католицизм, а настоящим «несектантским» протестантизмом только лютеранство».

Несмотря на что часть христианских программ, направленных против наркомании, алкоголизма и абортов были сняты с эфира местного телевидения, а прокуратура области начала с подачи епархии проверку деятельности участников акции, проект «Сила перемен» в Архангельске, Новодвинске и Северодвинске был успешно осуществлен. Глава информационно-аналитического управления в администрации Архангельской области Дмитрий Несанелис вначале высказал в интервью автору предположение, что епископ Тихон вскоре отзовет свое резкое обращение, затем вынужден был публично заявить о том, что администрация в целом все-таки поддерживает епархию. Боле четко Несанелис выразил дипломатичную позицию властей в интервью информационному агентству «Двина-Информ» (от 7 июня 2005 года). Прежде всего, Несанелис признал, что «внятного ответа на обращение владыки, по большому счёту не прозвучало», а «такому чрезвычайно умному и образованному человеку», каким является епископ Тихон, «следовало обращаться не к администрации, а  к обществу». Дмитрий Несанелис пришел к заключению, что чиновники не должны «поощрять масштабную акцию «Ощути силу перемен». Но вместе с тем, так как акция фактически прошла, «применять жёсткие запретительные меры с привлечением органов правопорядка, с точки зрения Несанелиса, было бы не совсем адекватно».

В протестантской среде действия епископа Тихона привели к тому, что радикально изменилось представление о православном архиерее, с которым инициаторы и участники проекта встречались два раза, хотя епархия сразу отказалась от прямого участия в акции. По словам директора Центра социальной помощи «Сила перемен» Юрия Ананьева, «такое резкое изменение позиции — от нейтрального отношения и нежелания участвовать в проекте до агрессивной компании против нас непонятно. Две недели проект работал в спокойной обстановке, на ТВ прошло около десяти наших программ и вдруг такое резкое обострение ситуации (Портал-Credo.ru, 24.05.2005). Епископ РЦ ХВЕ Сергей Латышев выразился более жестко. По его словам, «теперь епископ Тихон показал свое истинное лицо».

Действия представителей Архангельской епархии поставили в трудное положение областных чиновников. При этом, епископ Тихон надеялся, как свидетельствуют его обращения, именно на безусловную поддержку всех его требований со стороны православного губернатора. Авторитет поморского православия был в одночасье подмочен — в глазах протестантов Русского Севера образ епархии теперь ничем не отличается от образа авторитарного и националистического православия Центральной России.

Все же загадкой остаётся по сути иррациональный поступок епископа Тихона. Действительно ли он, как считает пятидесятнический епископ Латышев, показал свое истинное лицо врага свободы и демократии, обскуранта, полного ненависти к христианам, которые молятся Богу не так как он? Может быть ему было необходимо показать церковному священноначалию в Москве, что он такой же крутой ненавистник протестантов, как митрополиты Климент (Капалин) или Кирилл (Гундяев) для укрепления своего положения в епископате? Может быть, на него давили какие-нибудь местные архангельские патриоты опричного согласия — в силовых структурах или среди влиятельного духовенства? Что могло заставить человека, многие годы достойно руководившего епархией, вести себя подобно зарвавшемуся скинхеду?

 

Источник: информационно-аналитический бюллетень "Русское Ревью", июль-август 2005 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.