Главная ?> Авторы ?> Лункин -> От знахарства к созданию религиозной системы
Версия для печати

От знахарства к созданию религиозной системы

Этот очерк посвящен Обители в честь образа Пресвятой Богородицы "Воскрешающая Русь" матушки Фотинии Светоносной (Светланы Фроловой), разместившей свою мессианскую "кафедру" в селе Большая Ельня под Нижним Новгородом. Религия, созданная Фроловой, уникальна по своему генезису — она возникла в результате коммерчески успешной целительской деятельности основательницы «Воскрешающей Руси».

Всякого рода деятельность, связанная с «народной медициной», экстрансенсорикой, магией и колдовством, чрезвычайно распространена и очень доходна. Все эти практики не имеют научного основания и формально могут быть отнесены к религиозным феноменам. Тем более, что целители в своей деятельности широко используют в своей деятельности элементы богослужебного обихода — в основном православного, но кое-что черпают из буддизма, индуизма, католицизма, ислама. Православные молитвы, иконы, свечи, словесные формулы и понятия придают практикам очень многих целителей некий параправославный флер.

Несмотря на близость целительской деятельности феноменам религиозной жизни, она не претендует на формирование вероучительных систем и развернутого систематического богослужения. Сотрудники проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни» предпринимали неоднократные попытки исследовать целителей, как носителей религиозной идеологии. Все такие попытки оканчивались провалами — никаких мировоззренческих систем во взглядах целителей обнаружить было невозможно. Можно лишь наблюдать произвольный набор магических практик и столь же случайным образом привязанных к ним религиозных, научных и художественных образов.

Если это и религия, то до крайности примитивная, ситуативная и не имеющая никакой системы. Единственным случаем, который нам удалось обнаружить, когда целительская деятельность привела к возникновению нового религиозного движения — это Обитель матушки Фотинии.

Матушка Фотиния или, как ее ранее называли, — Светлана Фролова — была в 90-е гг. успешной целительницей. О ее благосостоянии говорит тот факт, что в центре Нижнего Новгорода у Светланы был особняк на площади Горького, куда приходили клиенты. Б?льшая часть целителей и экстрасенсов стремится к подобному богатству и не желает ничего большего, кроме еще б?льших денег. Однако Светлане, достигшей в целительском бизнесе значительных высот, для осознания собственного смысла жизни показалось мало простых исцелений за деньги. Как утверждает Фотиния (в рамках проекта Кестонского института "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Сергей Филатов и Роман Лункин 18 июня 2005 года взяли у матушки Фотинии развернутое интервью), в 2000 году она поняла, что может не только исцелять людей вместе с ангелами, но и говорить напрямую с Господом, получая от Него указания. Так, утверждает она, Господь указал Фотинии на село Большая Ельня Кстовского района Нижегородской области, где должна была разместиться Обитель. На средства, вырученные от целительской деятельности и продажи особняка в Нижнем Новгороде, в Большой Ельне был куплен и достроен трехэтажный дом с башенкой. Сейчас в нем располагается Обитель в честь Образа Пресвятой Богородицы «Воскресающая Русь» и духовная школа «Познание истины».

Желающий получить физическое и духовное исцеление должен следовать откровению Фотинии о болезни ХХI века. По словам матушки, "Господь сказал через мое сердце, что не СПИД и не вирусный гепатит губят человечество, а кишечная палочка, которая содержится в любой пище животного происхождения". Именно поэтому фотинианцы употребляют только растительную пищу. Жители Обители питаются исключительно фруктами, овощами и кашами. Другим симптомом болезни ХХI века, утверждает Фотиния, является печаль, сеющая разрушительную энергию. По этой причине последователи Фотинии должны излучать радость и пребывать на свежем воздухе. Со временем в большеельнинской Обители предполагается создать реабилитационный центр для тяжелобольных, которых будет исцелять "Господь и его ангелы", а также "религия любви" матушки Фотинии. Социально-духовную реабилитацию фотинианцы намереваются проводить в летнем лагере, находящемся неподалеку, который община надеется выкупить. Социальное служение Фотиния воспринимает как религиозную задачу. Уже сейчас девушки из Обители работают санитарками в местной больнице, а община окормляет два детских дома в г. Кстово, помогая детям одеждой, продуктами питания, техникой и игрушками. Таким образом, Фотиния считает, что исправляет не только нынешние грехи родителей больных детей или взрослых, но и избавляет людей от грехов, накопленных ими в прошлой жизни, то есть во время долгой цепи их земных перевоплощений.

Фотинья считает, что ее община- православная. В Обители совершаются все православные богослужения. Библия –главная вероучительная книга. Фотинья считает Русь богоизбранной страной — «сердцем мира». Но Фотинья не ограничивается рамками русского православия. Она признает божественность и Будды и Магомета («подготовивших почву для прихода Иисуса»). Реинкарнация, о которой также говорит любой целитель, по сути, легла в основу мистического учения Светланы Фроловой, вдруг ощутившей, что в ней воплотился дух Христа-Евы. Иисус, с ее точки зрения, был мужским образом Бога — Христом-Адамом. Ведь Божество является одновременно и Отцом, и Матерью, соединяя в себя и мужское, и женское начала. По учению Фотинии, Адам и Ева должны вернуться обратно к Отцу и тогда все человечество вернется к Богу. В новую "женскую эпоху" Ева-Фотиния показывает верный духовный путь женщинам, как Христос показал его мужчинам.

Если для экстрасенса-целителя вполне достаточно красивого религиозного антуража, то роль духовного лидера предполагает появление все новых и новых откровений (общения с духами, ангелами, старцами и т.д.), которые привлекают последователей и поддерживают дисциплину в общине. Духи, в мировоззрении Фотинии, вообще являются довольно подвижными существами. Прежде всего, дух каждого человека взрослеет во время земных реинкарнаций. Прежде чем стать Фотинией и Евой, Светлана Фролова была царицей Савской, царицей Еленой, которая обрела древо Креста Господня, Жанной Д’Арк, индийским гуру, общавшимся еще с купцом Афанасием Никитиным, игуменьей Дивеевского монастыря Марией в начале ХХ века и, наконец, Зоей Космодемьянской. Какой-либо знаменитый дух ради своих целей может вселяться в человека, живущего на земле (как, например, "дух апостола Павла" вселился в президента Путина). Вселившийся в человека дух может открыться, а может и остаться непроявленным. По словам матушки Фотинии, когда она возглавляет богослужение в храме, то ею руководит дух св. праведного Иоанна Кронштадтского. Как и многочисленные «матушки», целительницы и экстрасенсы, Фотиния говорит о несостоятельности Московской патриархии, но испытывает пиетет перед светской властью, хотя она и «сожалеет о том, что "апостол Путин" пока никак себя не проявил (возможно, даже и не осознал, что он — "апостол")».

Накопленные Светланой Фроловой средства позволили отстроить здание Обители и сделать пристройку в виде храма Матери Божией "Воскрешающая Русь" с куполом наверху, традиционным православным убранством — алтарем, престолом, иконостасом и церковной утварью внутри него. Однако превращение Светланы из экстрасенса в религиозного деятеля отнюдь не сделало ее деятельность более прибыльной и легкой. По признанию Фотинии, превращение целительницы в духовное лицо сразу отпугнуло значительную часть клиентов, которые принципиально не хотели иметь дело с любыми священниками, независимо от их пола и конфессиональной принадлежности. Клиенты хотели быстрого излечения и вовсе не жаждали следовать суровой дисциплине. Финансовые поступления резко сократились. Став «православной священницей», Фотиния вначале, летом 2002 года, отказалась от постоянных сеансов исцеления. Правда, скорее всего, по материальным соображениям в июне 2005 года было объявлено, что отныне "Господь опять будет являть Свои чудеса" для приходящих в Обитель больных.

Еще ни один экстрасенс до Светланы Фроловой не провозглашал себя одновременно главой земной Церкви, Спасителем и Богородицей; не стремился помочь всем обездоленным и тяжело больным, объявив себя Христом-женщиной.

 

Источник: информационно-аналитический бюллетень "Русское Ревью", июль-август 2005 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.