Главная ?> Авторы ?> Лункин -> Уэльс: назад к Православию
Версия для печати

Уэльс: назад к Православию

Прогрессирующий кризис Англиканской церкви, проявляющийся и в бурном уменьшении практикующих верующих и в конфликте консерваторов с либералами, — это не только следствие секуляризационных процессов. Не только в Англии, но и в других европейских странах, наибольшие трудности испытывают в наши дни государственные церкви. Время государственных национальных церквей прошло. В то время как они быстро теряют верующих и влияние, не связанные с государством, «диссидентские» конфессии либо растут, либо, по крайней мере слабеют в меньшей степени.

В этих условиях Православие в Англии становится заметным явлением религиозной жизни. Православные приходы, состоящие из англичан, появляются во многих городах страны. Возникновение несколько лет назад православной семинарии в Кембридже — симптоматичное явление. Кембридж вообще стал центром богословского интереса к «восточной традиции». Профессура его богословского факультета стремится открыть «сокровища Востока» для Англиканской церкви.

Особая духовная близость Православия душе Британии объясняется не только близостью англиканской и православной догматики, но и историей христианства в этой стране. Первые христиане на Британских островах имели многообразные связи с Православным Востоком. Возникновению монашества британское христианство было обязано ближневосточному влиянию. До конца 6 века христианство среди коренного кельтского населения бурно развивалось. Сотни святых прославили британскую землю.

Эта кельтская церковь не подчинялась Риму и по своему характеру была ближе «Востоку», православию, чем «Западу», Риму.

В 5 веке в Британию вторглись языческие германские племена из континентальной Европы. Разгромленные христиане— кельты спасались от преследований в труднодоступных горных районах— в первую очередь в Уэльсе и Шотландии. В 596 г. папа Св. Григорий начал повторную христианизацию Британии, когда отправил в эту страну миссионеров во главе со св. Августиным Кентерберийским. Кельтские епископы были принуждены признать главенство св. Августина и Рима над собой. С годами православная традиция растворилась в католической церкви, но память о ней никогда не исчезала.

Если православие начинает вызывать всё большее внимание у англичан, то естественно ожидать, что у потомков древних кельтов— валлийцев вера их предков вызовет ещё больший интерес. И действительно в Уэльсе сейчас возрождается кельтское православие.

В этом авторы этой статьи могли убедиться сами, когда были в гостях у настоятеля православного прихода в городе Бленай Фистиниог (Blaenau Ffestiniog) коренного валлийца игумена Даниила (Deiniol), хозяйственного батюшки с окладистой густой бородой, которого мы поначалу приняли за украинца. Бленай Фистиниог расположен на самом севере Уэльса в горах, где в наибольшей степени сохраняется кельтская культура, а на улицах английскую речь услышать почти невозможно. Православие в этой общине неразрывно связано со стремлением сохранить самобытную культуру Уэльса. Идея независимости Уэльса, потерянной еще в 1282 году, вызывает отклик в сердце отца Даниила и его прихожан...

Полуостров Лан (Llyn) выдвигается вглубь Атлантики и его берега испещрены маленькими поселками — от Бленай Фистиниог, если спутиться с гор, это совсем близко. С западной оконечности полуострова, обдуваемой мощными океанскими ветрами, виден совсем небольшой островок — каменная глыба с крестом и часовней. Это остров 20-ти тысяч святых, которые были там замучены веке в VIII, или Bardsey Island. Туда мы и направились на старенькой машине отца Даниила. По дороге он не уставал показывать нам на редкие башни из темного камня на холмах, поросших лесом. Это сохранившиеся замки кельтов, которые, по сравнению с громадными замками англичан, напоминали маленькие донжоны бедных, но гордых рыцарей. Однако настоящим открытием для нас стали древние церквушки, которые встречались в каждом поселке на полуострове. Мы останавливались, отец Даниил заходил в церковь, крестился, прикладывался к иконам и пел православные песнопения на валлийском языке. Естественно, все эти храмы сейчас— англиканские, но все они были построены православными, когда на этом небольшом отрезке земли проповедовали кельтские святые. Их имена сейчас носят и эти церкви и поселки и святые источники при дороге. Отец Даниил открывает колодец, где бьет ключ с родниковой водой, троекратно опускает туда православный крест и поет на церковно-славянском, а затем на валлийском «Спаси, Господи, люди Твоя…». Так, для себя и всех своих соотечественников он заново освящает землю Уэльса, призывая в свидетели кельтских святых…

История современного православия в Уэльсе может уложиться в несколько строк. В конце XIX века в столице Уэльса Кардифе появилась греческая православная церковь. А первый православный священник уэльского происхождения со времени разделения церквей был рукоположен в 1973 году в Париже. Им стал архимандрит Варнава, который организовал в Уэльсе монастырь пророка Илии, где жил вплоть до своей кончины в 1996 году. Варнава издавал православный журнал, активно проповедовал, выступал по радио и читал лекции, будучи известным и уважаемым человеком в Уэльсе. В 1979 году священником стал игумен Даниил, сын и внук методистских пасторов. Ключевое значение в его обращении сыграла проповедь православия митрополитом Антонием (Блумом). В 1998 году игумену Даниилу в помощь был посвящен отец Лука, англичанин, который проповедует в Южном Уэльсе, где кельтские традиции сохранились в меньшей степени, чем на севере.

Община игумена Даниила в Бленай Фистиниог была образована в 1979 году. А с 1981 года службы совершаются в церкви Покрова. Она расположилась в помещении бывшего магазина у подножия горы Манод, которая, по уэльским легендам, считается волшебной. Службы регулярно проходят в часовне, которую оборудовал отец Даниил на первом этаже собственного дома. В часовне висят иконы кельтских святых, написанные современными греческими мастерами.

Благодаря активной общественной деятельности игумена Даниила, община известна по всему Уэльсу, тем более, что это единственный в Великобритании православный приход, где служба ведется на валлийском языке. Перевод литургии был сделан самим отцом Даниилом. Даниил служит также на церковно-славянском, греческом и английском. Официально Православная миссия в Уэльсе была зарегистрирована в 1996 году и ее основной целью стало — призвать народ Уэльса назад к Православию, к вере кельтских святых, которые эту землю освятили и призвали ко Христу.

Бленай Фистиниог — социально неблагополучный город. В XIX-ХХ веках он был одним из центров по добыче угля, однако в последние десятилетия прошлого века угольная промышленность пришла в упадок и население города резко сократилось. Бленай Фистиниог превратился в постиндустриальный городок с высоким уровнем безработицы и музеем угольных шахт, где внутрь горы водят экскурсии потомки тех, кто работал здесь раньше. По мере сил, приход в Бленай Фистиниоге печатает православные книги на валлийском языке, а отец Даниил выступает по местному радио и телевидению, посещает различные религиозные общества и учебные заведения. Более того, в школе Бленай Фистиниога отец Даниил служит учителем английского языка. В небольшом городке его знают все — он участвует в радостях и бедах каждого из жителей, будь то безработный валлиец или приезжие турок (когда мы жили в доме у отца Даниила он много времени уделял борьбе за получение вида на жительство для одной турецкой семьи: «ведь они из Каппадокии и, возможно, потомки прихожан Николая Угодника!»).

Игумен Даниил считает для священника социальную работу необходимой основой жизни Церкви: «если церковь служит только себе, становиться «закрытой системой» и игнорирует нужды и страдания окружающих людей, независимо от их вероисповедания, то она умирает». Это и происходит, по мнению отца Даниила, с протестантскими церквами Уэльса. Тогда как служение всем людям и обществу это привилегия церкви и ее членов. Для него в этом Православие. Наш нескромный вопрос о том, что в нём возможно говорит методистское происхождение, а не православная вера, приводит его в смущение.

Православная миссия началась в Уэльсе в годы бурной секуляризации. В 70-е— 90-е годы одна за другой закрываются англиканские и кальвинистские церкви, даже католики чувствуют себя в Уэльсе не очень уютно. Идущая против течения, православная миссия, хотя и растёт, но очень медленно.

Отец Даниил так понимает современную религиозную ситуацию. Века кальвинизма выработали у валлийцев образ Бога, который наказывает людей, разделяет людей на «праведников» и «грешников». Верующие больше заботились о внешне пристойном поведении, чтобы создать впечатление у пасторов, что они хорошие прихожане, но совершенно не заботились о том, что у них в сердце. На священников смотрели только как на проповедников, а не как пастырей душ. Англиканство, по мнению Даниила— имперская английская Церковь, неразрывно связанная с английским правящим классом, отчуждённая от народа вообще, а от народа Уэльса особенно.

В отличие от Восточной Европы христианство на Британских островах не подвергалось репрессиям со стороны тоталитарных режимов, а в отличие от третьего мира оно— далеко не новая религия. Люди думают, что они знают «о чем это», однако их представления нередко оказываются карикатурой на христианство. Карикатурой, порождённой действительными пороками кальвинизма и англиканства: «как говорил отец Варнава, люди на Западе знают христианство достаточно, чтобы приобрести иммунитет к нему». Теперь люди отошли от Бога слишком далеко. Потребительство и материализм, господствующие в современном постхристианском обществе, создают для людей ощущение ложной самодостаточности, и они думают, что вполне могут обойтись без Бога.

Благодаря Православию отец Даниил надеется вновь открыть жителям Уэльса незамутнённое живое христианство, любящего и страдающего вместе с ними Бога, высшее транцендентальное измерение человеческого существования.

Отец Даниил испытывает большую любовь к России, несколько раз бывал у нас. Но его основной интерес оказался для нас несколько неожиданным. Больше всего он почитает великих миссионеров 19 века — св. Иннокентия (Вениаминова), св. Макария (Глухарёва), Николая Ильминского. В первую очередь он интересуется распространением православия в наши дни среди чувашей, удмуртов, марийцев, татар и др. народов. Есть ли у них национальные кадры духовенства, как с богослужением на их родных языках, существуют ли сейчас миссии в Дагестане, Бурятии, Башкирии, на Алтае…. Но, если задуматься, это неудивительно, т. к. игумен Даниил возглавляет православную миссию, имеющую ярко выраженный национальный характер.

Можно сказать, что национальное кельтское православие возродилось в 1989 г,, когда стала регулярно совершаться литургия на валлийском языке и записанная на аудиокассете с тех пор распространяется по всему Уэльсу. Она приобрела известность не только в Уэльсе, но и в разных странах мира.

Отец Даниил много делает для возрождения культа древних кельтских святых. Иконописец с Кипра Григорий Папагеоргиу написал для прихода иконы некоторых кельтских святых. Первой из них была икона св. Кадваладра (St.Cadwaladr), последнего кельтского короля VII века, который совсем не был воином, а вел тихий и праведный образ жизни. Он стал святым покровителем Православной Миссии в Уэльсе. Иконы древних святых писались на основе отрывочных сведений, которые чудом пережили протестанстскую Реформацию. Изображение короля Кадваладра сохранилось лишь на одном средневековом витраже и у иконописца возникли трудности с тем, как его изобразить. Однако в одну из ночей он неожиданно проснулся и по велению свыше закончил икону. Иконописец был так поражен своему внезапному вдохновению, что отказался от платы за работу.

В настоящее время община перестраивает под православную церковь здание переданной им бывшей англиканской церкви (англиканский приход прекратил свое существование в 1990 году). А наш соотечественник архимандрит Зинон (Теодор) обещал написать иконы специально для будущей церкви, которая будет освящена во имя «Всех святых в земле Уэльса просиявших»...

В 1999 г. состоялось радостное для всех валлийских патриотов событие — приступила к работе Ассамблея Уэльса. После 700 лет полного подчинения Лондону Уэльс получил орган местного самоуправления. Первое заседание Ассамблеи открыл молебен представителей духовенства церквей Уэльса. Был приглашён и отец Даниил, но представители Ассамблеи попросили заранее предоставить текст молитвы для согласования. О. Даниил сказал, что это будет молитва «всем святым в земле Валлийской просиявшим с просьбой молить Бога о нас». Представители Ассамблеи выразили опасение, что такая молитва может оскорбить протестантов. Но игумен был непеклонен. При окрытии Ассамблеи прозвучала молитва древним святым, невозможная в течение многих столетий со времен Реформации.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.