Главная ?> Авторы ?> Кутузов -> Дальневосточные диаспоры
Версия для печати

Дальневосточные диаспоры

Мы будем говорить о диаспорах Дальнего Востока, пытаясь выяснить не столько их состав, сколько их функциональную задачу, и то, чем диаспоральные системы оказывают влияние на развитие того или иного региона. К сожалению, ни в одном, даже в социологическом, словаре, я так и не смог найти толкового объяснения диаспоры. Последний толковый словарь русского языка 1996 года даёт следующее определение:

Диаспора — это объединённая культурная группа, существующая в окружении не родной культуры.

При этом возникает вопрос, — как же тогда украинская диаспора существует в России? Получается, что русская культура не родная украинцам, или допустим, польская диаспора в Германии. Поэтому здесь мы ставим большой вопрос и попытаемся разобраться с этим по мере развития нашей тематики.

Поставим себе задачу сразу. Обычно спрашивают: "Диаспора — это хорошо или плохо?". К сожалению, мы не можем противостоять тому, что это существует, поэтому нужно будет искать и положительные, и отрицательные стороны этого явления. Влияние диаспоры на развитие данной территории осуществляется опосредованно или непосредственно? Является ли диаспора некой точкой обратной связи с её коренной культурой? На эти вопросы мы постараемся ответить. Если дальневосточное окружение украинской культуры оказывает влияние на украинцев, то оказывают ли украинцы адекватное влияние на Дальний Восток, и имеют ли они возможность быть каналом обратной связи со своей исторической родиной — Украиной? При этом мы попытаемся также рассмотреть, какие условия способствуют возникновению диаспор, и есть ли что-то, что может их низвести, разрушить, ослабить и т.д.

Профессор Малявин, недавно улетевший от нас, прочитав курс лекций, сказал, что сейчас пишет книгу о проникновении европейцев в Китай. Он упомянул о том, что оно было вызвано меркантильными причинами: торговыми интересами и интересами расширения сферы экономического влияния Великобритании и других европейских стран там, где оно ещё не было обеспечено. Иными словами, мы можем предположить, что главной предпосылкой развития диаспоры становятся, прежде всего, интересы практического свойства: либо экономические, либо интересы политического влияния.

Кстати, советую вам приобрести книгу Евгения Викторовича Тарле "Политика. История территориальных захватов ХV-ХIХ века". Я рекомендую вам читать этого очень сильного историка для расширения собственного кругозора. Для рассмотрения военных конфликтов на Дальнем Востоке я порекомендую ещё одну его книгу в двух томах, которая называется "Крымская война".

Начнём. Первые диаспоры — это попытки внедрить греческую или римскую культуру на ещё не охваченные территории. Из курса школьной истории вы знаете, что греки колонизировали побережье Чёрного моря, Италию, Переднюю Азию. Римляне эту идею расширили, захватив практически всё Средиземноморье и, проникнув в Европу, создали диаспоры, то есть определённую группировку людей, живущих по законам своей культуры в чужом окружении. Они преследовали цель, прежде всего, распространения своей культуры. Должен сказать, что им это удалось. После полного развала Римской империи средневековая Европа начала возникать не на голом месте. Многое оставалось от государственного строительства Римской империи, прежде всего, римское право, как основа мощнейшего законодательства, специалисты, которые это право осуществляли, судьи, нотариусы и так далее, вплоть до предшественников нынешних судебных следователей. Вся эта инфраструктура основалась в диаспорах, что дало возможность Византии, которая была населена в основном греко-говорящими римлянами, перенять на себя те основы римского законодательства, которые существовали в Римской империи. То же самое происходило потом и во ФранцииI .

Английские колониальные захваты — Гибралтар, Мыс Доброй Надежды, Индия, Сингапур, происходили не повсеместно, не там где это было проще, а там где это было нужно. Сажая в этих колониях свои диаспоры, они преследовали цель распространить свою культуру в интересах собственной страны, находясь за её пределами. Это, наверное, самое важное качество, присущее любому феномену диаспоры, то есть я нахожусь здесь в интересах той страны или той нации, чьими усилиями я сюда попал. Должен сказать, что получалось это не всегда.

Если в Гибралтаре английская колония возникла достаточно поздно, то её культурная ниша возникла за счёт того, что испанцы отказались от влияния собственной культуры на эту территорию. Её отгородили и отдали. Не то произошло в Индии. Древнейшая культура, которая гораздо старше исторических культур завоевателей, оказывала очень серьёзное влияние, то есть они во многом пересматривали свои взгляды на жизнь и отношение к ценностям разного рода, многому научились. С другой стороны, часть англичан, которые находились в Индии в качестве колониальных чиновников, после того, как Индия стала независимой, так там и осталась. Осознавая себя англичанами, они считают себя жителями Индии. Их дети знают английскую культуру, историю, от кого они происходят, но, тем не менее, считают себя индийцами, говорят на двух языках.

В любой диаспоре язык приобретает преимущественное значение: либо тот, который пытаются сохранить, как в Австралии, (но там проще, потому что не было другого), либо тот, на котором им приходится чаще всего общаться, как в Китае. Русская диаспора, например, в Харбине очень быстро научилась говорить по-китайски. С другой стороны, те, кто был постарше, или те, у кого не было к этому способностей, не испытывали к этому потребностей, потому что харбинские китайцы достаточно хорошо говорили по-русски.

Говоря о том, какие диаспоры возникают, например, связанные с торговыми путями, мы должны поставить перед собой вопрос, — является ли этот процесс спонтанным или спланированным. Как вы думаете? Представьте процесс насаждения диаспор в тех или иных местах. Например, Вы — король Георг IV, на ваше царствование выпадает неприятная миссия английской войны за независимость. Вы ставите перед собой задачу создать английские диаспоры на территории, которую вам приходится отстаивать из-под своего влияния. Каким образом это можно спланировать?

Реплика: Пустить на это финансы.

Кутузов: Понимаете, марксизм-ленинизм — это не истощимая штука, но у вас всё упирается в финансы.

Это не должно быть главным, к сожалению. Куда делись англичане после войны за независимость в США? Они либо сменили гражданство, стали американцами, либо ушли в Канаду. Иными словами, они согласились пойти на компромисс, дав независимость США, с условием сохранения своего влияния на соседние территории.

Если Вы помните, то англичане разграничили свою сферу влияния в Орегоне с Россией в 1825 году, а американцы приняли эту территорию под своё управление в 1886 году, следующими были Гавайи. Английская диаспора возникла вынужденно. Но при этом, скажите мне, пожалуйста, король Георг IV выигрывал что-нибудь или проигрывал?

Реплика: Я думаю, что выигрывал, потому что с этой территорией можно было как-то контактировать, рядом есть порты, через которые можно торговать.

Кутузов: Иными словами, диаспора продолжала выполнять ту же функцию, что и в самом начале. Это обеспечение либо политического, либо обеспечение экономического влияния.

Другой пример возникновения диаспоры. Вам говорит о чём-нибудь название Армения?

Реплика: Да, говорит.

Кутузов: А Вы можете на карте показать Армянский залив?

Реплика: Это далеко.

Кутузов: Но он существует. Территория Армении исторически доходила до современной Сирии. После её разгрома турками сначала в ХV, потом ХIХ веке осталась крошечная территория на Кавказе. Вся остальная Армения оказалась разделена между несколькими культурно ей враждебными государствами. В 1916 году это привело к повальной резне армян, их уничтожали как нацию, в Турции (знаменитый армянский геноцид — памятник в Ереване). Армяне вынуждены были распространяться по всему свету, убегать из мест, где им невозможно житьII . Что является первоосновой армянской культуры? Армянская нация и культура формируется на основе григорианской церкви. Это первое государственное христианство в мире. Армения приняла христианство как государственную религию раньше Римской империи. Армянская абсолютно независимая христианская церковь признаёт над собой только одного выборного высшего священнослужителя, именуемого Католикосом всех армян. Исторически сложилось так, что место его пребывания находится неподалёку от современного Еревана.

Вы знаете, что христианство существовало единым до 1154 года, в котором что произошло?

Реплика: Разделение.

Кутузов: На что?

Реплика: На католицизм и православие.

КУТУЗОВ: Армяне этого разделения не признали. Но ни православные, ни католики их за это не обвиняют, проще говоря, армянина могут допустить к святому причастию, как в католическом храме, так и в православном. Ещё интересней следующее: считаясь православным, они крестятся по-католически, справа налево.

Назовите мне, пожалуйста, католическую страну в Европе, которая не признаёт абсолютной власти Папы? Куда они рванут в первую очередь?

Вопрос: В Армению?

Кутузов: Армении нет, как страны.

Вопрос: Англия?

Кутузов: Она не католическая.

Где самая крупная армянская диаспора в мире, кто такой Шарль АзнавурIII ? Его по-настоящему зовут Шарунх Азнавурян, именно он оказывал помощь потерпевшим от землетрясения. Это вторая форма формирования диаспоры.

Ещё одна диаспора, которая очень хорошо известна, — еврейская. Давайте вспомним, как она возникла. У арабов уже не хватало сил воевать, а у евреев — им противостоять, то есть они ушли от обоюдной слабости с земель, которые арабы не смогли ещё освоить.

Кстати, запишите следующую книжечку: Эдварт Лоуренс "Семь столпов мудрости". Очень советую прочитать, если найдете. Лоуренс — англичанин, который создал арабское сопротивление, которого арабы превозносят, чуть ли не как святого шейха. Есть ещё фильм "Лоуренс Аравийский" с Питером О`Тулом в главной роли, который я тоже советую посмотреть.

Разрушение еврейского государства не вызвало разрушения культуры. Мало того, христианские гонения на евреев противостояли им исключительно с экономической точки зрения. Существует два народа в мире, две нации (записано у Бердяева) — это русские и евреи — которые признают собственную мессианскую роль, то есть функция нашей нации — спасти мир. Естественно, что для спасения мира нужно выдвигать какие-то единые для всей мировой цивилизации ценности.

Рассеивание евреев по миру привело к тому, что в каждой нации появилась какая-то часть, говорящая на их языке, но преследующая совершенно иные духовно-нравственные и, что самое главное, корпоративные ценности. У евреев это развито очень сильно, потому что основная функция евреев всю жизнь была торгово-посреднеческая. Это нация очень высокоинтеллектуальных занятий.

Когда я писал книгу о казачестве, то столкнулся с очень интересным феноменом. Все критики приводят в пример Богдана Хмельницкого во время Гражданской Войны, упаси вас Боже сказать, что это была национально-освободительная война украинского народа. Украинского народа ещё не существовало как такового, была гражданская война в Польше, то же самое, что Разинская война в России. Почему-то украинские казаки жесточайшим образом вырезали евреев.

В Белом доме проходила выставка, где было написано, что за время этих событий вырезали четырнадцать с половиной тысяч евреев. С организатором выставки у меня произошёл примечательный разговор. По-русски говоря, ребята вырезали не четырнадцать с половиной, а сорок пять с половиной. Просто остальных резали не казаки. Вы прекрасно знаете, что с некоторого времени король Речи Посполитой не обладал формальной властью, поскольку его выбирали шляхтичи. Естественно, что он никакого реального влияния не имеет, никакой налоговой системы в стране не существовало, то есть каждый человек обогащается так, как может. За счёт чего? За счёт увеличения эксплуатации того, что ему принадлежит рабочий скот и холопы. Эта эксплуатация превысила все пределы, когда количество налогов достигло восемнадцати. Даже самый крупный польский шляхтич понял, что без дополнительных кредитов он не сможет существовать, но только очень немногие из них вкладывали эти кредиты во что-то производящее. Если вам нужно, чтобы ваш крестьянин платил какие-то большие долги, восемнадцать налогов, то он не платит недоимки за три года, вы получили кредит, вложите эти деньги в того же крестьянина, чтобы он заплатил вам налоги. Но часть этих денег всё равно останется у него. Стало быть, кредит, который получили, Вы промотаете точно так же, как тот, который Вы не дополучили от собственного крестьянина. Иными словами, возникает необходимость постоянной потребности в живых деньгах, в ростовщиках.

Что Евангелие признаёт самым большим грехом для христианина? Давать деньги в рост. Кто займёт это место?

Реплика: Евреи.

Кутузов: Мгновенно.

Теперь представим себе картину: какой-нибудь Исаак Рабинович одолжил какому-нибудь пану Рахульскому 200 тысяч золотых, который их промотал. Никто из его друзей больше этих денег ему не даст, он находится в долгу, начинает медленно, но верно опускаться с небес на землю. С крестьян больше ничего не выбьешь, а надо долги отдавать, и тут вдруг Гражданская война. Сколько времени Исаак проживёт на свете белом? Ровно столько, сколько скакать на лошадях от поместья пана Рахульского до ближайшей Синагоги.

Был ещё другой ход. До того как началась Гражданская Война, какой-нибудь пан Зарембо вынужден был, чтобы отдать долги этому еврею, передать ему в управление своё поместье, где живут православные христиане: белорусы, волынские поляки, украинцы. Что сделает еврей в первую очередь? Он введёт дополнительный налог, чтобы возместить свои убытки. Где его будут обязательно платить? В церкви: за венчание, за отпевание, за посещение церковного служения, за использование постройки. С его точки зрения он поступает совершенно логично, но тут начинается Гражданская Война. Кого православный христианин вздёрнет на ближайшей колокольне?

Получается, что такого рода деятельность вынуждена, но если она экономически не оправдана (стремление брать в долг — это извечно русско-польская любовь к халяве), то неоднократно ставила и нации, и страны на грань катастрофы, кстати, с Речью Посполитой именно так и произошло. Но, тем не менее, диаспора польских евреев, до сих пор широко известная в Европе, оказалась не только самой живучей, но и самой деятельной. Уже в ХIХ веке при развитии польской мануфактуры, самые большие бумагоделательные фабрики (бумагой тогда называли хлопчатобумажную ткань) находились в городе неподалёку от Варшавы.

Другой момент. Я говорю именно об этой диаспоре в первую очередь, потому что она наиболее наглядна, на её примере можно многому научиться. Потом я буду говорить больше о дальневосточных диаспорах, в первую очередь украинской, или еврейской, немецкой, татарской, и Вы начнёте улавливать параллели между тем, насколько сильно это диаспоральное влияние оказывается в тех местах, которые нуждаются в новом освоении. В 1774 году, перед самым бунтом Пугачёва появились первые еврейские торговцы из Польши, которые попытались продвинуться на Охотном ряду в Москве — это один из самых крупных мелкооптовых рынков. Быстренько выясним конъюнктуру, поняв, что в холодной, сырой, постылой Москве очень высоко ценятся услуги сапожников, польские евреи быстро скупили в Прикарпатье дешёвую кожу, привезли её в Москву и провели операцию, которая в современной экономике именуется демпингом. Они резко снизили цену на сырую кожу, причём если сапожники покупали её только у одного поставщика, то получали гарантию в течение года. Пожалуйста, проследите, предпринимательскую схему.

Реплика: Ставили в зависимость.

Кутузов: Всякий торговец и всякий потребитель зависят друг от друга. В данном случае, что он делает?

Реплика: Он знает, что всегда будет, куда сплавить.

Кутузов: За счёт чего?

Реплика: Сапожников.

Кутузов: Дедушка Маркс ворочается в гробу. Скажите, пожалуйста, что для него важнее: получить за это больше или продать это быстрее?

Реплика: Продать быстрее.

Реплика: Он ускоряет оборот.

Кутузов: Что это ему даёт?

Реплика: Дополнительную прибыль.

Кутузов: Это за счёт того, что один и тот же рубль он прокрутит в этой схеме не один раз, а три-четыре. Теперь посмотрим, как торговал русский купец в то время в Москве. Главная поговорка русского купечества.

Реплика: Тише едешь — дальше будешь.

Кутузов: Не обманешь — не продашь.

Откуда русский купец в Москве в это время брал кожу, которой торговали евреи, в большом количестве. Львиная доза российской необработанной, сырой кожи шла с ярмарок Южного Урала, а поставляли ее сюда из Томска. Теперь представьте себе плечо перевозки русского купца и поляка. Мог русский купец, входя с ним в конкуренцию, позволить себе такой же ход?

Реплика: Нет.

Кутузов: Совершенно верно, потому что это экономически не выгодно. Теперь ответьте мне, пожалуйста, кто из этих двух схем получает наибольший выигрыш?

Реплика: Сапожник.

Кутузов: Совершенно верно, он знает, что его сапоги в 1774 год, во время Второй Турецкой Войны понадобятся, появится государственный заказ. Получается, что за него будут драться польские поставщики, евреи, московские купцы. Кто из них дороже обойдётся казне? Каким образом московские купцы могут с этим бороться? Они же— евреи в смысле — не православные. Что делает императрица Екатерина? Подписывает указ о черте оседлости.

Реплика: Дальше которой выезжать нельзя.

Кутузов: Выезжать можно, а торговать нет. Эта черта прошла по линии Вильна, нынешний Витебск. Три самых крупных еврейских города в Российской империи. Правда, потом, умный Потёмкин всё это дело поломал, очень сильно продвинул вперёд. Приставка к его имени — светлейший князь Потёмкин. Что такое таврия? "Таорос" — это бык, древний герб Крыма. То есть "Тауврия" или "Таврида" по-гречески — это Крым и Северное Причерноморье. При Потёмкине Григории Александровиче необходимо было всё это освоить, но народу не было. Вся территория южнее Умани до самого Крыма была по сути пустыней.

Деньги — оборотное средство. Где их взять? У кого они есть, и кто готов их пустить в оборот? Какой самый крупный портовый город в Советском СоюзеIV ?

Реплика: Одесса.

Кутузов: Конечно. Там они и осели, потому что она была объявлена, я извиняюсь, porto francо. Что это такое?

Реплика: Налог в торговле.

Кутузов: Никаких пошлин. Как только эта возможность появилась, там немедленно появился еврейский предприниматель. Кстати, первая улица в Одессе называлась Потёмкинская, вторая Греческая, а третья?

Реплика: Еврейская.

Кутузов: Совершенно верно. Она так сейчас и называется, причём самое смешное в том, что именно на Еврейской улице стоит здание одесского КГБ.

Таким образом, ещё одним очень важным условием возникновения диаспоры является востребованность в тех качествах внутренней культуры, в которых в данной ситуации не представлено.

Еврейская диаспора точно также возникла и в Америке. Когда был самый пик иммиграции в США?

Вопрос: Первая?

Кутузов: Самая большая была, по-моему, вторая. Третья идёт сейчас.

Что произошло в США к середине шестидесятых годов девятнадцатого века? Стало ясно, что Юг доколотят. В каком году закончилась война? Когда убили Линкольна, на второй день после объявления мира. Понятно, что промышленно развитый север начинает сдвигать с экономической арены отсталый рабовладельческий юг. Что нужно, для того чтобы эта тенденция продолжалась в развитии страны? Предприниматели в первую очередь. В книге "Унесённые ветром" Маргарет Митчелл описано то, что произошло на юге сразу после победы. С северной части Соединённых Штатов появились янки с портфелями. Почему они двинулись с этими деньгами на Юг? Что они от этого хотели? Назовите это профессионально — вложить деньги в недвижимость. Это предпринимательский ход.

Но людей с Севера явно не хватало, для того чтобы освоить эти территории. Причём, Америка оказалась в том же положении, в котором мы оказались при Муравьёве-Амурском, когда нужно было осваивать Приамурье. Я напомню вам, что в 1847 году генерал Кирней занял Санта-Фе, присоединил Нью-Мексико. В 1851 году началась первая мексиканская война, создаётся независимое государство, названное Мексиканским Техасом, который через восемь лет добровольно вошёл в состав США. Его ещё называли иногда the honest star state.

Вопрос: Почему одинокая звезда?

Кутузов: Потому что когда Техас входил в состав Соединённых Штатов, он потребовал, чтобы звезда Техаса была выведена из ряда общих звёзд. С неё начался новый четвёртый ряд. Кроме того, белая звезда была вынесена на его флаге.

Иными словами, потребовались люди высокого предпринимательского качества. Америка — страна, которая живёт иммиграцией, которая создала диаспоры. Какую она делала разницу их национальности, вероисповеданию?

Реплика: Негров дискриминировали.

Кутузов: Негры — раса, не национальность.

Мне недавно сказали, что кто-то из моих слушателей у себя в институте на лекции заявил, что Михаил Александрович Кутузов по национальности казак, поэтому лучше всех знает про казачество. Национальность моя определяется очень сложно, потому что мой отец — русскоговорящий казак с Верхнего Дона, моя мать — потомок старинной польской фамилии, сам я вырос в украинской культуре, в паспорте у меня записано "украинец", а казак я по образу жизни. Это не нация, а система взглядов. Поэтому мы с трудом можем говорить о казачьей диаспоре, но можем говорить о казачьей колонизации. У казаков, как у американцев на нацию никакого взгляда не было, особенно в крутых ситуациях. Туда принимали кого угодно, единственное требование — христианская религия, и то не везде. Когда начали осваивать Урал, то в Оренбургское казачье войско, например, татар принимали целыми радами, сотнями. До сих пор, когда сюда приезжает Оренбургский казачий хор, у них в программке указано: Танец Уфимской сотни оренбургских казаков. Уфимская сотня — это башкиры, бусурмане.

Продолжаем идею. Создавая условия для возникновения диаспоры, американцы никакой разницы между нациями не делали. Но в чём они ограничивали эту иммиграцию?

Реплика: Паспорт.

Кутузов: Им не нужны были бедняки. А нужны были люди, которые способны пустить свои деньги в их экономические схемы. После окончания Гражданской Войны севера и юга, на начало восьмидесятых годов приходится пик этой иммиграции. Знаменитые пароходные компании продавали билеты в Америку по всей Европе. Я в Львовском краеведческом музее наблюдал огромную стопку нераспроданных билетов в Америку. Они продавались всем желающим, но только многие думали, что Америка это где-то рядом с Берлином, а когда оказывалось, что это далеко, ехать отказывались. Суть сводилась к тому, что за счёт создания условий возникновения диаспор, США формировали свою экономическую базу.

Как Вы полагаете, американцы были заинтересованы в формировании новых предпринимательских схем, не тех которые они уже создали?

Реплика: Да.

Кутузов: Я как-то пытался понять, как вся нация с выражением, пусть меня простят все те, кто относится к американцам с любовью, в состоянии тупого наслаждения слушает дебильную песенку "Happy bI rthday to you". Но когда я задал этот вопрос американцу, он мне ответил: "У вас ещё хуже, потому что на день рожденья поют "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам и вода по асфальту рекой" и при этом празднуют".

Видимо речь идёт не о том, что они добродушные, потому что самая добродушная нация — это чукчи. Были ли они заинтересованы в возникновении новых предпринимательских схем, кроме тех, которые уже были, к тому времени.

Реплика: Нет.

Кутузов: Почему? О ком пишет О'Генри? Кто такие cowboys?

Реплика: Погонщики скота.

Кутузов: Чем они занимались в описываемое нами время, примерно в 70-е — 90-е годы? Скот нужно было перегонять не на продажу, а на убой, происходила монополизация производства. Огромное количество скота перегонялось по всем великим равнинам в Чикаго. Но после того как было принято решение о разделение участков, появилась колючая проволока, гнать скот было невозможно, и в 1889 году был изобретён рефрижератор. Уже не было необходимости гнать скот живьём — можно было забивать на месте. Парадокс состоит в том, что в процессе монополизации новые предпринимательские схемы не нужны. Чего больше всего боится монополист?

Реплика: Новой схемы.

Кутузов: Конкуренции, потому что появится новая схема, которая будет подрывать то, что у него уже есть. Поэтому в эту самую иммиграцию принимали тех, кто готов был вложить деньги в уже существующие.

Значит, американцы ставили формирование диаспор, как систему своего собственного развития, во главу угла. Они были заинтересованы в том, чтобы она зародилась в США, этому совершенно не препятствовали. Какое-то время в Нью-Йорке поляков жило больше чем в Варшаве, итальянцев больше чем в Неаполе. Они не стремились всё это разрушить, при одном условии, что внутренний ресурс этих диаспор (трудовой, финансовый, желательно и интеллектуальный) перейдёт в уже созданные ими схемы. В начале ХХ века прозвенел первый монопольный звоночек.

Кто начал формировать первые диаспоры на Дальнем Востоке?

Реплика: Англичане.

Кутузов: Совершенно верноV . Примерно, это относится ко времени первого Нанкинского договора, когда освобождён Гонконг. Эта диаспора интенсивно вкладывала свои деньги в китайскую экономику. 1843 год — первый договор с англичанами, а в 1844 году появились американцы и французы. Разваливая китайскую экономику, англичане выбивали табуретку из-под потенциального конкурента. Им не нужна была сильная китайская экономика, в которую бегут чужие капиталы. Поэтому, формируя здесь французскую и американскую диаспоры нужно было это предвидеть, что французам отчасти удалось.

Португальская колония в Макао существует с ХVI века. Она была исключительно точкой, аэродромом своего рода подскока и никакой экономической роли не играла, обороты там были не значительны. Французы добились права распространения в Японии христианства. То есть они получили некую свою сферу влияния, в которую уже ни англичан, ни американцев допускать не будут. Американцы, в свою очередь, попытались добиться определённого права, что сделали со временем. Владивосток при этом играет роль лакмусовой бумажки. Американцы попытались добиться права монопольной торговли стрелковым оружием. Что произошло в 1845 году? На чьей могиле написано: "Господь Бог создал людей, а полковник сделал их равными".

Реплика: Изобрели револьвер Кольта.

Кутузов: А в 1861 году во Владивостоке открылась маленькая лавочка: "Братья Смиты. Торговля оружием", которые торговали здесь 45 лет. Первый товар, который они сюда привезли — это пятизарядный кольт модели "один с половиной", который стоил тогда пять рублей серебром.

Вопрос: Если сравнить, то это сколько?

Кутузов: Это четверть живого быка.

Создавая на Дальнем Востоке диаспоральное противостояние, как только англичанин или американец, или француз попадал сюда, становился немножко меньше англичанином, немножко больше китайцем. Люди, которые сюда приезжали, не были временными, а создавали основы своей культуры на далёкую перспективу, точно также как в Индии и в Сингапуре. Кстати, сейчас, когда англичане из Гонконга всё-таки уезжают, находится какая-то часть, которая прекрасно понимает, что их возвращение в Великобританию уже не реально. Это люди другой эпохи, другой системы. Они настолько вжились на несколько поколений, что, сохраняя ценности своей культуры, уже приобрели в равной степени ценности новой, и разрушать этот баланс у них не получается.

Теперь давайте посмотрим на русский Дальний Восток. Был ли у англичан, французов, американцев ресурс, из которого эта диаспора могла черпать своё наполнение? У англичан были колонии, в которых они жили.

Реплика: Сингапур и Индия.

Кутузов: Было откуда переселять. У французов была колония — Вьетнам. У американцев — Аляска или Алеутские острова. Откуда переселять в России? Где ресурс формирования Дальневосточной диаспоры? Кого в Сибири можно было избрать в качестве "количественного состава диаспоры"?

Реплика: Ссыльных.

Кутузов: Совершенно верно. А кто из них был представлен здесь в наибольшем количестве, к тому моменту, когда мы присоединили к себе Дальний Восток (50-е — 60-е годы)?

Вопрос: Политические?

Кутузов: Понятно, что политические, но не так уж и много их было. Были ещё и уголовные. Вы знаете, что в России до Николая II казнили только за покушение на особу царя, даже за жесточайшее убийство низких сословий было только одно наказание.

Реплика: Ссылка.

Кутузов: Пожизненная каторга.

Реплика: Это работа.

Кутузов: Это непрерывная работа на износ. Живёшь под постоянным государственным надзором, занимаясь, чем сможешь, зарабатывая при этом себе на жизнь, и платишь все государственные налоги. Что такое пожизненное поселение? Это то же самое, только без государственного надзора, то есть ты отмечаешься всего раз в год .

Из кого формируется диаспора у нас на Дальнем Востоке по национальному признаку?

Реплика: Украинцев.

Кутузов: По-вашему, украинцев было больше, чем политических ссыльных. Что происходило в России в это время? Два крупнейших польских восстания в 1831 и 1863 году. Куда девали поляков, которые в них участвовали?

Реплика: В ссылку.

Кутузов: Совершенно верно. Куда они должны были быть направлены после отбытия ссылки?

Реплика: На поселение.

Кутузов: На поселение. Куда?

Реплика: В Сибирь.

Кутузов: На Дальний Восток. Получается парадоксальная картина. Самый крупный горный массив в Восточной Сибири назван именем Черского. Первый исследователь Сахалина — Пилсудский. Польская диаспора стала оказывать очень сильное влияние. Первые поляки, которые попали сюда как военнопленные, ссыльные ещё при Иване Грозном. Многие попали во времена Гетманщины. Потом многие из них сделали карьеру. После этих событий их оказалось достаточное количество, чтобы сохранить возможность создания польской диаспоры здесь, возможность католического вероисповедания. Первый в Сибири костёл был открыт в Иркутске и существует по сегодняшний день. Именно отсюда начала формироваться первая Дальнего Востока диаспора — Восточно-Сибирская.

Эта диаспора достаточно высокоинтеллектуальная. Все, кто сюда попал на высылку, на поселение, занимались научно-исследовательской работой, описанием, путешествиями. Первым описывал окрестности Байкала, проводил геологические исследования южно-иркутских углей поляк. Функция этой диаспоры — научная история.

Вторая диаспора, которая начала здесь формироваться — еврейская. Значительная часть евреев попала сюда со ссыльными поляками. Между ними особой разницы не делали, но значительное число евреев здесь появилось, после того как на Среднем Амуре нашли золото. Появилась возможность реального и мощного капиталовложения. К этому времени (к 60-м — 70-м годам) было принято решение о призыве евреев на военную службу. На Среднем Амуре есть село, названное по имени основателя — Цыммермановка. Они были отставными солдатами, два его сына стали во Владивостоке со временем купцами первой гильдии и были первыми в городе строительными подрядчиками. Вся улица Светланская была выложена камнем от штаба Сибирской флотилии до Торговой площади его стараниями.

Вопрос: А как же Чурин?

Кутузов: Чурин никогда не делал строительных подрядов, он был заказчиком.

Еврейская диаспора стала формироваться очень быстро и интенсивно. Её основным качеством был экономически мощный торговый оборот. Наиболее известные представители этой диаспоры, кроме Цыммермана: Шнедович, Скидельский — основатель Спасского цементного завода, предприятия "Дальсоя". На одноэтажном здании инфекционной детской больницы расположена мемориальная доска — единственная в городе, посвящённая конкретному предпринимателю.

Вопрос: Он был медик?

Кутузов: Больница построена на его деньги. Причём рядом, сохранившееся старое здание кондитерской фабрики, была Владивостокская синагога, которая существовала, по-моему, до 1934 года. После этого её закрыли, забрали главную еврейскую святыню — Список Торы, которая хранится в этом музееVI , который её упорно не хочет отдавать существующей сейчас еврейской общине города Владивостока. Те достаточно убедительно доказывают, что она представляет собой культовые интересы. Им предлагают создать новую, но по большому счёту, Тора — это здоровенный список, который пишется вручную, причём ошибка хотя бы в одной букве требует от переписчика начать работу с начала. Новый список Торы пишут не раньше, чем старый погибнет и будет похоронен, то есть это предлагает людям святотатство по своему неведению.

Еврейская диаспора существовала до 1928 — 1929 годов и начала отсюда интенсивный исход после прекращения НЭПа. Потомки Скидельских до сих пор живут в США, потомки Цыммерманов там же, я с ними беседовал, они сюда приезжали. Один из них стал достаточно известным политическим деятелем в штате Огайо, а остальные занимаются финансовой деятельностью, как занимались их предки.

Очень интересна роль корейской диаспоры в истории Дальнего Востока России. Возникла она вынужденно. В 1863 году начались тяжелейшие условия внутри самой Кореи. Жесточайшая попытка автаркии, то есть закрытие страны со всех сторон, привела, в конечном счёте, к резкому снижению торговых оборотов и к объединению значительной части крестьян. Первые крестьяне перешли границу по Тумангану в пределы России после 1862 года. В 1863 году они впервые обратились к командованию Новгородской бухты (самый юг Приморского края) с просьбой разрешить им поселиться в российских пределах для занятий земледелием. Первое корейское село возникло в 1864 году. Были ли руководители тогдашней этой территории (южного Приморья) заинтересованы в этой диаспоре или нет?

Реплика: Да.

Кутузов: Согласен, но зачем эта диаспора была нужна?

Генералов: Они занимались земледелием.

Кутузов: Александр, скажите, пожалуйста, почему в этом качестве не подходили китайцы? Они же точно так же занимались сельскохозяйственной деятельностью. Какой земледелец здесь был нужен? Сезонный или постоянный?

Реплика: Постоянный.

Кутузов: В этой предпринимательской схеме земледелия необходимо было не просто получение товарного продукта, а гарантия того, что этот продукт может быть получаем достаточно долго. Тем, кто здесь жил, это давало гарантию цен.

Реплика: Научиться.

Кутузов: Чему-то научиться — это, во-вторых. А в-третьих, что там больше всего интересовало казачков?

Подопригора: Кореяночки.

Кутузов: Совершенно верно. Женщин здесь всегда не хватало. Первые три женщины города Владивостока были ссыльнокаторжными, причём, одна из них была черкешенка, зарезавшая из ревности собственного мужа, лицо кавказской национальности.

Заинтересованность в этой диаспоре была, помимо проникновения в иную культуру хозяйственной деятельности, необходим был и просто потенциальный человеческий ресурс. Мало того, именно то, чем занимались здесь корейцы, было востребовано в наибольшей степени. Ближайший купеческий город к Владивостоку был Иркутск. Мы готовим солонину кормить пост Владивосток, поэтому осенью забили скотину (самая жирная), заложили бочку солониной, дождались, пока замёрзнет Байкал, перевезли через него до Читы и ждём весны, потому что реки замёрзли. Дождались весны, поехали из Читы в Шилку, из Шилки в Амур, пришли в мае месяце и стоим ещё месяц, потому что в Татарском проливе лёд стоит до июня. Вынесли бочку солонины, поехали до Владивостока. Мы её привезём как раз на следующий Покров, через год. Во что обойдётся эта бочка солонины? В тридцать три таких же бочки, но заработанных здесь.

Поэтому возникла идея интенсивно поработать над вопросом продовольственной безопасности. То, что называется возможностью нормального развития, заложено, по-моему, в этом краеугольном камне. Корейцы эту проблему решали.

Важен ещё один момент. Если, допустим, среди этой диаспоры появится человек, который занимается чем-то другим, например, строительством, разведением скота, то будет это приветствоваться или нет? Диаспора, в качестве общественной организации, будет удерживать его в заданных хозяйственных рамках, потому что именно эта хозяйственная деятельность приносит им наибольший доход. Со временем, конечно, они стали рисковать: заниматься торговлей, то есть пускать обороты туда, где увидели этому реальную выгоду.

Допустим, посудная лавка господина Ли продавала китайскую посуду, но торговал ею кореец, запустивший туда серьёзный оборот. Община этому как бы не противостояла, то есть по большому счёту диаспора начала дробиться по разным направлениям, но единственным условием развития её внутриэкономической стратификации было условие получения выгоды. Мало того, очень важно внутреннее единство между ними, когда они помогали друг другу в самой крутой ситуации. Например, когда от молнии сгорел Владивостокский рынок, все китайские торговцы, которые друг с другом были в жесточайшей конкуренции, как только появлялся внешний фактор, который мог расстроить их торговлю вообще, мгновенно договаривались, все до единого ставили цену, те, кто при этом терпел убытки получал компенсацию от тех, кто при этом выигрывал. Их было не пробить. То же самое творили корейцы на рынке сельскохозяйственной продукции.

Корейская диаспора здесь существовала очень долго, а сейчас возрождается. Я, например, это всячески приветствую. До 1884 года все перешедшие на русскую территорию корейцы автоматически становились русскими подданными, потому что договора с Кореей не существовало. В 1884 году был заключён договор о сотрудничестве с Кореей, учреждено консульство в Сеуле. Наши начали интенсивно контактировать с корейцами, в результате все, кто переселился после 1884 года, считались корейцами, временно живущими на территории России. Корея начала понимать, что живущая там диаспора должна быть связана каким-то образом со своей исторической родиной, для того чтобы обеспечивать уже возможности не столько культурного влияния, сколько защиты государственных интересов. Такая картина продолжалась практически до оккупации Кореи Японией, после этого началась вторая массовая иммиграция корейцев в Россию. К 1917 году их было до 100 тысяч. Здесь же на территории России было сформировано корейское правительство в изгнании.

Вопрос: А сколько их здесь?

Кутузов: В Приморском крае их около 67 тысяч. Японцев было очень немного, японская диаспора практически не выходила за пределы Хабаровска и Владивостока. Они не жили по территориям, как корейцы. Петров Александр Иванович — это единственный у нас исследователь корейской диаспоры. К сожалению, его диссертация есть только в институте Истории Археологии и Этнографии, которая уже зачитана настолько, что её в руках держать тяжело. Корейцы её сканируют прямо там, я наблюдал эту картину. Нынешних корейцев эта история очень интересует.

После революции значительная часть корейцев осталась здесь. Существовали корейские школы, корейский театр, до 1931 года выходила корейская газета, правительство в изгнании жило в Уссурийске до 1914 года. Корейцы оказывали реальную помощь в русско-японской Войне, во время Боксёрского восстания 1900 года было сформировано больше 60 сотен народной самообороны, две из которые были полностью корейскими. После того как угроза нападения с Китая миновала, только на треть корейцев разоружились, остальные оружие не сдали и вошли в состав Уссурийского казачьего Войска. Исследователь Алексей Буяков нашёл фотографию, на которой сидят уссурийские казаки, а впереди четыре корейца. Внизу подпись, что это семейство Чен, которое полностью служило в уссурийском казачьем войске. Корейцы, попав сюда, расширили своё диаспоральное влияние вплоть до полного проникновения в соответствующую культуру. Они могли различаться в России только по расе. Очень многие корейцы легко принимали православие, что, кстати, было тем мостиком, который служил возможностью установления межнациональных браков.

Корейцы были первые, кто подвергся жесточайшим советским репрессиям во времена Сталина. В 1934 году казаков начали выселять отсюда, а в 1937 году закончили корейцами. Практически всё население с Дальнего Востока было переселено. Корея была оккупирована Японией, и считалось, что каждый кореец является потенциальным японским шпионом. Расселили их по всей стране, в основном в Средней Азии, в Ташкенте, например, есть целый район Куйлюк, который практически полностью населён ими. Я там впервые попробовал знаменитую корейскую кухню.

Влияние корейской диаспоры на развитие России достаточно значительно, но изучено пока мало. Могу сказать, что сейчас корейская диаспора продолжает свою деятельность по централизации, у них есть свой депутат в Государственной Думе, представитель Хабаровска. В Приморском крае есть национально культурная автономия корейцев, причём должен вам сказать, что Республика Корея одна из немногих стран, которая интенсивно заинтересована в сохранении собственной диаспоры и всяческом её развитии и поддержке.

Точно такую же политику сейчас ведёт Германия в отношении Казахстана. Они против того, чтобы немцы возвращались на свою историческую родину, они готовы их поддерживать деньгами, реальными проектами с тем, чтобы они оставались там, где есть, с интересом поддержки интересов собственного государства, собственной культуры.

Приведу пример, насколько корейская культура может влиять на то, что её окружает. Южная Украина, начало 60-х годов, два колхоза, которые находятся в социалистическом соревновании, в одном председатель цыган, в другом — еврей. Еврей встречает большую корейскую семью погорельцев, которые ехали куда-то в Среднюю Азию, подходит к главе семьи и говорит:

— Что Вы умеете делать, ребята?

— Мы умеем выращивать лук.

Он медленно в голове щёлкает: рядом в Первомайске (Николаевская область) есть здоровенный консервный завод, то есть это можно будет сбыть. Говорит:

— Мы с тобой заключаем договор, ты мне даёшь 30 тонн лука, остальное забираешь себе.

Корейцы селятся в деревне, вся семья целиком и полностью вылезает на поле размером больше двух гектар с ручными тяпками, и вручную перебирает его всё. Потом они с авоськами пошли по всем дворам, собрали куриный помёт, удобряли тоже вручную, для хохлов это дичь. Но когда он с этих двух гектаров собрал 170 тонн лука, 30 отдал председателю, как было договорено, остальные продал на этот же консервный завод, заплатил государственный налог и к осени построил дом, хохлы были в шоке. Отношение к тому, как и что он делает, совершенно меняет подход. Мало того, когда пришёл из армии сын, который в своё время закончил сельхоз. техникум, он положил на него глаз и сказал, что эту фигуру нельзя выпускать ни в коем случае.

Реплика: Женить.

Кутузов: Срочно нашли симпатичную девушку, сделали всё, чтобы он на ней женился, как честный человек. В сельсовете: председатель записывает их фамилии, имена, отчества.

— Фамилия твоя как?

— Ли Чен Юк.

— А звать тебя как?

— Ли Чен Юк.

Мамаша в крик:

— Что это такое, у моей дытыныVII фамилии не будет.

— Пиши, говорит председатель секретарю Сельсовета,-Фамилия — Лыченюк, а жинка твоя будет Лыченючка.

Корейскую фамилию записали, как хохлятскую, но человека с его возможностями, национальным трудолюбием, усердием сохранили. Эта семья живёт там до сих пор.

В одной из своих статей Щедровицкий задаёт вопрос: "А как наше государство и нация может извлечь пользу из тех русских, которые раскиданы по всему миру?" Это скорее зависит от нас, а не от них. Мы пока не видим того, что можем от них взять, наверно не созрели. Пушкин правильно сказал, что мы ленивые и не любопытные. Мы не видим того ресурса, который можно было бы, так или иначе, использовать. Это очень большая проблема.

Следующая диаспора — украинская. Академический ансамбль песни и пляски кубанского казачества, практически на всех своих концертах поёт песню, которая была сочинена 60-х годах ХIХ века и отображает классический пример того, каким образом украинцы попадали в СибирьVIII . Точно так же, как и поляки. Первыми сюда попали противники присоединения Украины к России. По Андрусовскому миру Россия предала Украину, отдав её под власть Польше. В расчёте на то, что когда польский король умрёт, на его место изберут русского царя, чего конечно, никогда не произошло бы. Украина сотрясалась бунтами до самых екатерининских времён, последний крупный бунт КолиивщинаIX был связан с тем, что Екатерина II всех украинцев, потомков казак, перевела в крепостные. Драка была страшная, резня ужасающая, вся Северная Украина слободская полыхала в огне вплоть до Харькова. Сюда высылали многих людей, которые здесь в последствие оседали. Кстати, именно украинцы из представителей различных диаспор делали здесь самую замечательную карьеру.

Например, Демьян Многогрешный, один из последних гетманов Левобережной Украины, был сюда сослан, приехал со всей семьёй. Жена у него была намного моложе, в Сибири родился сын. Он здесь сделал очень высокую карьеру, достиг звания Сына Боярского — очень высокий государственный уровень. Его сын женился на дочери Афанасия Бейтона, одного из защитников Албазина, их потомки до сих пор живут в Иркутске и считают себя родовыми сибиряками, которые происходят от двух великих корней. К другим украинцам это относится в той же степени, но массовое формирование украинской диаспоры на Дальнем Востоке началось в результате переселенческой политики.

Корейцы сюда переселялись вследствие вынужденных обстоятельств, занимали ту нишу, которую заняли. Почему основной упор переселения был сделан именно на украинцев? Заметьте, что 60% сельского населения Приморского края до 1952 года считали себя украинцами. Посмотрите на географию: Киевка, Черниговка, Чугуевка, Хороль. Хорол это река, на берегу которой проходили ярмарки, где продавали различные кожаные изделия, но северные украинцы говорят очень мягко, поэтому произносят Хороль. И здесь в названии это полностью закрепилось, то есть мы можем выяснить не только откуда эти люди, но и как они говорили. Украинская диаспора Дальнего Востока была самой многочисленной. Зачем они здесь были нужны?

Реплика: Потому что крепостные.

Кутузов: 1861 год — крепостных уже нет. Переселение началось в 80-х, 90-х, а то и начале ХХ века.

Бабин: Они занимались сельским хозяйством.

Кутузов: Корейцам на Дальнем Востоке конкурентов нет.

Давайте вспомним основной ресурс развития Дальневосточного региона после того, как он перестал быть форпостом России на Дальнем Востоке. Какой ресурс, что тут надо развивать в первую очередь? Продовольственную базу, потому что везти кушать очень дорого.

Губернатор Приамурский Корф Андрей Николаевич на втором Съезде Сведущих Людей в январе 1886 года открытым текстом говорил, что каждая тонна продовольствия, которую мы везём от Красноярска, превращается в обратные деньги, то есть стоит дороже, чем можно себе позволить. Какой из этого выход? Развивать всё здесь. А почему же в таком случае сюда брали украинцев, а не крестьян из Центральной России, которые тоже ехали из Воронежской и Тамбовской областей, из-под Липецка.

На Украине это было гораздо более высококультурным занятием. Все породы крупного рогатого скота, за исключением вологодского, выведены именно там, но в данном случае это не тот довод. Украина была под крепостным правом всего 60 лет, Россия гораздо дольше. Качество земледельца-собственника в Украине было гораздо более высоким.

Кстати, на чём накололись донские казаки, которые сюда переселялись. Приезжает, например, сюда человек из переселенческого управления в какую-нибудь казачью донскую станицу, которая всю жизнь страдала от безводья. И спрашивает какого-нибудь казака, главу семейства:

— Сколько у тебя положено десятин на одного члена семьи?

— Шестнадцать.

— А 160 хочешь? С государственными подъёмными, с доставкой.

Извечная русская любовь к халяве. Этого казака выписывают из его казачьей общины, снимают с учёта. Всё его семейство грузится на соответствующие транспортные средства и едет в славный город Одесса, садится на месяц на карантин. После чего его грузят в пароход и везут на Дальний Восток. Время перевозки примерно три месяца. Приезжает во Владивосток, где его сажают на второй карантин, потом переводят на Эгершельд в переселенческие казармы. А чтобы доехать до земли, нужно было выехать из Владивостока в понедельник, в пятницу повернуть налево. Все гектары его, все 160 до единого.

Донской казак размышлял, что приедет, получит землю, наймёт себе работяг, а, оказывается, все не так просто. Это послужило причиной бунта донских казаков во Владивостоке. После чего лихой генерал-губернатор Градеков распорядился собрать их в кучу, быстренько вывезти на внешний рейд возле мыса Токоревского. Две недели их там поболтало, и они согласились поселиться там, где положено. Их поселили в селе Вольно-Надежденское, которое сохранилось до сего дня. Это был единственный участок уссурийского казачьего войска за пределами Уссурийской казачьей округи.

Украинские сёла, которые здесь возникали, очень быстро осваивали посевные территории, приводили их в экономически рентабельное состояние. После Павел Фёдорович Уинтербергер принял решение верстать украинцев в уссурийские казаки, которые имели ещё целый ряд льгот по сельскохозяйственной деятельности. К началу первой мировой войны, в 1913 году специальным указом Николай II разрешил петь строевые песни на украинском языке только двум войскам в России: Уссурийскому и Кубанскому.

После 1917 года интенсивная жизнь украинской диаспоры на Дальнем Востоке дала свои плоды. Было создано несколько съездов украинцев, украинская национальная громада, пытались создать украинскую республику на Дальнем Востоке "Зеленый клын". Влияние украинцев здесь было очень высоким, потому что действовали украинские школы, с 1931 по 1933 было три украинских района в составе Приморского края: Спасский, Черниговский и Михайловский. Там даже делопроизводство велось на украинском языке. Выпускалась украинская газета "Социалистична видбудова", существовал украинский театр. Но парадокс состоял в том, что значительное число украинцев ушло в эмиграцию и создали в Харбине явно антисоветские организации. В Европе они были про австрийско-немецкие, а в Азии замыкались в основном на политику Родзаевского, создателя русско-фашисткой партии. Из опасения, что это может быть средой влияния диаспор, украинизация была свёрнута окончательно. Последнее массовое украинское переселение в Приморский край было осуществлено в 1941 году.

Установление межкультурных контактов напрямую через украинскую диаспору для нас было бы очень выгодно с любой точки зрения. С экономической, потому что Украина и Польша — это страны Восточной Европы, которые, так или иначе, будут пытаться входить в европейские экономические структуры и попытаться их увязать между собой нам было бы совсем не лишнее.

Образование новых диаспор идёт очень интенсивно.

Реплика: Мордовская. Серьёзно, есть такая.

Кутузов: Кстати, корейская и украинская национальные и культурные автономии имеют своих представителей, у корейской это ещё городская и краевая организация, украинцы, к сожалению, имеют пока только краевую. Орыся Евгеньевна Бондаренко, президент издательства "Уссури", является его руководителем. У них очень интенсивная культурная программа, я вам советую, если вас это будет интересовать, к ним обратиться.

Из последних диаспор, которые сейчас здесь сформировались — это татарская, армянская, азербайджанская, чеченская и литовская.

Вопрос: А еврейская?

Кутузов: Еврейская существовала всегда, и сейчас существует еврейский культурный центр, Владимир Юдович Янкилевич их руководитель, их контора находится на Фадеева.

Вопрос: Где это?

Кутузов: Их можно найти. Если вас это будет интересовать ещё конкретней, то напротив музея — Управления администрацией Приморского края, там есть управление по делам религии и национальности. Обратитесь к Заике Зинаиде Фёдоровне, она всё объяснит, всех знает.

Эти диаспоры, вновь созданные, были вызваны, прежде всего, распадом Советского Союза и возможностью реализации тех практических навыков, которыми обладают представители этих национальных культур в условиях, которые для этого представляются возможным. Сейчас очень много армян занято в сельскохозяйственном производстве, азербайджанцы заняты торговлей. Не всякому можно доверить деньги и товар, и, если следовать психологии обычного публичного, восточного рынка, то там всё очень чётко и понятно. Там продают не товар, а услугу по его продаже. И покупают не просто яблоко, а яблоко уважаемого Хаджи.

Я не сказал только о китайцах, но они никогда не составляли единой диаспоры на Дальнем Востоке, и, если такая диаспора выстроится, то это нам будет только на пользу. К сожалению, мы пока для этого никаких шагов не принимаем, я считаю, что это не правильно.

Вопрос: А как же Чайна-Таун?

Кутузов: Нет, это не диаспора.

В Российской Федерации существует закон, который определяет всю их функциональную деятельность. Это Закон "Об общественных организаций в национально культурных автономиях". Если китайская диаспора примет правила этого закона, то тогда мы можем считать, что она сформировалась. И корейцы, и немцы, и поляки, и евреи, и литовцы все давно его приняли. Относительно китайцев ещё не ясно.

Спасибо, я закончил.


Дешифровка: Ткачева Е.
Редакторская правка: Павловская Я., Парфенова М.

I Не совсем точно: речь идет о государстве франков, германского племени, жившего на территориях современной Франции, Германии и Бельгии.

II Одна из крупнейших армянских диаспор существовала во Львове начиная примерно с пятнадцатого века. Армянские церкви существуют во Львове до сего дня.

III Известный французский шансонье, живет в Швейцарии.

IV Не совсем корректно поставленный вопрос. Самым крупным портовым городом в СССР был Ленинград, Одесса была крупнейшим советским портом на Черном море.

V Не совсем так. Первой была голландская колония на Тайване и в Японии, но сведения о ней крайне скудны, проследить ее формирование и развитие не представляется возможным.

VI Лекция читалась в здании Музея им. В.К.Арсеньева.

VII Ребенка (укр)

VIII Имеется в виду знаменитая " За Сибіром сонце сходить" — За Сибирью всходит солнце.

IX Имеется в виду восстание гайдамаков на Правобережной Украине в семидесятых годах восемнадцатого века.

Центр корпоративного предпринимательства города Владивосток. Кутузов М.А., лекционный курс "Феномен Дальнего Востока в Русском Мире", "Дальневосточные диаспоры", лекция 7, 31 марта 2001 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.