Главная ?> Авторы ?> Кутузов -> Политика без оглядки
Версия для печати

Политика без оглядки

Выбор ценностных ориентаций влияет на то, как ученый подходит к исследованию прошлого и современности. Его общественная и политическая позиция влияет на ту концепцию, которую он применяет в научном исследовании… Как только ученый-гуманитарий ставит перед собой задачу дать ориентиры для политической практики, он не может избежать выбора ценностной ориентации: ведь он, как и любой другой человек, в данном случае выступает соавтором истории…
В.Лисовой, профессор Киево-Могильнянской академии.
«Культура, идеология, политика».

Большинство людей являются заурядными людьми. Они не имеют собственных мыслей: они только воспринимают. Они не создают новых идей: они повторяют то, что слышали и подражают тому, что видели. Если бы мир был населен только такими людьми, то не существовало бы никакой истории. Изменения порождаются новыми идеями и направляемыми ими действиями. Одну группу от другой отличают результаты таких нововведений. Нововведения осуществляются не групповым разумом, они всегда представляют собой достижения индивидов…
Людвиг фон Мизес.
«Теория и история»

Управляющий должен знать свое время и знать свой народ
Михаил Сперанский
«О постепенности усовершенствования общественного»

Историческое знание в России традиционно не считается необходимым. Вспомним ироническую фразу тридцатилетней давности из «Доживем до понедельника»: история — не математика, здесь не нужно быть семи пядей во лбу… Если ранее математика была «определяющим предметом» для поступления в технический ВУЗ, то сегодня она такая же определяющая для поступления в ВУЗ экономический или финансовый. Безусловно, хорошо подготовленные финансисты, экономисты и предприниматели этой стране необходимы, больше предпринимателей хороших и разных, а им совершенно необходимо уметь считать — все это так. Но только ли в качестве «производителей товаров и услуг» нужны предприниматели? Возьму на себя смелость заявить, что они нужны еще и как главный, первенствующий элемент гражданского общества, как думающие о будущем своей страны и нации избиратели, как люди ответственные за собственные решения. И здесь одной лишь математики и маркетинга маловато…

Конечно, было бы неверным полагать, что все жители страны должны знать ее историю досконально и основательно — хотя для получения американского, скажем, гражданства нужно сдать государственный экзамен по истории Соединенных Штатов. Одной из самых значительных заслуг перестройки следует признать то, что она открыла закрытые архивы и хранилища, сделав достоянием гласности факты настолько значительные, что одно лишь знание о них привело к самым серьезным политическим событиям: чего стоили одни лишь секретные приложения к Пакту Риббентропа —Молотова, возлагающие на Советский Союз равную с Германией ответственность за подготовку и развязывание второй мировой войны.

Но именно понимание этой ответственности далеко не всем политическим силам по душе. Ведь понимание исторической ответственности — первый путь к политическому очищению, к обновлению политического курса, к смене политических ценностей. Как раз к этому готовы далеко не все: и в обществе, и в политической элите. Те или иные ценности, которым привержены политики, являются определяющими для практического действия — при этом обосновываются эти ценности практически всегда историческими прецедентами. Собственно ценности при этом остаются на совести политиков: ценность коллективизма и ценность индивидуализма соответственно с разных позиций будут толковать исторические прецеденты даже одного фактологического содержания. И основополагающая ценность, которую принимают многие апологеты, определяет не только исторические подходы, но и всю онтологическую и гносеологическую идеологию. Вся социальная философия марксизма, например, основана на железной причинно-следственной связи: все сущее имеет причины в прошлом, все наши действия будут иметь последствия в будущем, при этом самое будущее предопределено заранее. Если придать ему (будущему) статус высшей ценности, ради которой можно и нужно жертвовать личными ценностями — все, политический курс выверен и обоснован, дальнейшее — дело техники: пропаганды, научной методологии, этических стандартов и тому подобное. Ради торжества мировой революции можно заключить договор с Гитлером, дабы силой распространить собственную идеологию за пределы своей страны. Но когда выясняется, что цена вопроса запредельна, приходится волей-неволей выбирать: либо отходить от принципа (менять ценности), либо «не придавать значения отдельным ошибкам: лес рубят — щепки летят…» Особенно если в войне с Гитлером одержана победа, а победителей — не судят… Поэтому героизм советских партизан (совершенно заслуженный) будет возвеличен, а борьба польских патриотов из Армии Крайовой — низведена к обычному бандитизму. Разобраться по существу не получится: в тоталитарных государственных системах архивы — режимные организации. Реальные масштабы украинского голодомора стали известны лишь спустя шестьдесят лет. Финская война — до сих пор тайна за семью печатями.

Но проходит время, меняются поколения, бывшие идеологические противники становятся экономическими партнерами, — как следствие, переоцениваются старые ценности в пользу новых. Переоценка осуществляется посредством новой идеологии — то есть политики, направленной на сознание. По сути, реализуется некая гуманитарная технология, обосновывающая новые ценности в общественном сознании. Однако ценности, как справедливо замечает Л. фон Мизес, есть главная «побудительная причина к осознанному действию», к деятельности, а деятельность — «поведение, направленное актами выбора». Подчеркнем: речь идет именно об осознанном действии, осознанность ему придает понимание цели, ориентиром же цели выступает образ будущего. В этом будущем даже укоренившиеся в сознании понятия приобретают совершенно иной смысл и содержание, вдобавок появляются новые понятия, которые уже наполнены смыслом и могут быть восприняты как ценность — например, партнерство или коммуникативность. Но таких новых понятий не большинство, и образ будущего как правило формируется из составляющих компонентов образа прошлого. Если попытаться определить смысл воображаемого будущего, то правильнее всего назвать его желанным прошлым. Трансформация образов прошлого в образ будущего происходит в человеческом сознании в моменты принятия тех или иных стратегических решений, рассчитанных на достаточно длительный период времени: например, во время выборов. При этом практически все кандидаты на выборные должности в качестве доводов в свою пользу приводят именно исторические прецеденты — вот так было, вот так должно быть, вот так будет — то есть проводят своеобразное сравнение уже состоявшегося с желаемым и идеальным. Оценка состоявшегося, как правило, осуществляется теми же кандидатами, и если избиратели не научены той же методике оценки и не оценивают происходящее самостоятельно, руководствуясь собственными ценностями — получается навязывание обществу мнения извне. То есть избиратель голосует не в результате собственного ценностного суждения, а в под действием навязанного образа. Причем далеко не во всяком случае это осознавая…Осуществляя своего рода политику без оглядки.

Несомненно, что все люди одинаково думать не могут, и придерживаться все одних и тех же ценностей не станут. Но — вспомним Мизеса!— в данном случае они получают возможность выбора между несколькими вариантами, поскольку имеют в сознании как минимум две точки зрения: свою собственную и предложенную кандидатом (кандидатами). Вопрос лишь в том, кто из огромной массы избирателей захочет делать этот выбор. Большинство идут как раз путем наименьшего сопротивления, отдавая свои голоса за кандидатов, убедительно обещающих все блага земные в течение ближайших четырех лет. При этом наибольшей критике, как правило, подлежат действия предшественников, ограниченные не более чем предшествующим избирательным сроком, то есть теми же четырьмя годами предшествующего выборного срока. Иными словами, стратегическое поле кандидатов на выборную должность ограничено не более чем восемью годами: четырьмя предшествующими и четырьмя предстоящими. Если среднего избирателя действительно интересует не более чем ближайший срок властных полномочий конкретного кандидата, то предпринимателя, рассчитывающего на серьезный бизнес, интересует более дальняя перспектива. И для ее понимания ему необходима ,с одной стороны, более дальняя ретроспектива — «оглядываться» не на четыре , а на двадцать лет назад, а с другой стороны — более дальняя персперктива, лет на десять — пятнадцать. При формировании долгосрочных межгосударственных коалиций, при пересмотре международных союзов ретроспектива нужна уже на несколько столетий — именно поэтому сегодня действует совместная польско-украинская комиссия по согласованию базовых текстов школьных учебников истории, потому что время считать друг друга врагами прошло, и в истории следует найти примеры иного сотрудничества, сотрудничества союзнического, чтобы из этого, а не из другого, прошлого формировать образ будущего. Наконец, предшествующий опыт конкретного действия может быть востребован просто как образец для современного действия — соответственно переработанный и измененный.

Но парадокс ситуации в том, что историческое знание попадает к нам в уже обработанном кем-то виде. При этом те, кто его обрабатывал, перерабатывали еще более ранних толкователей, зачастую будучи отделенными от них несколькими веками Делалось это, скажем откровенно, с позиций исключительно политической конъюктуры. При этом, скажем, продукт предшествующей переработки, использовался довольно долго: как правило, столетиями. И постепенно превращался в миф, который соответствующим образом и воспринимался: как источник «героического прошлого», «величия державы», «традиций и нравов народа» и тому подобное. И по-другому быть не могло: мифы — единственный источник идеальных образов, которые единственно могут быть приняты в качестве канонизированного образца для последующих поколений.

По сути, мы имеем дело со своеобразной гуманитарной технологией — правда, те, кто ее осуществлял во времена оные, вряд ли даже знал это слово. Тем не менее, их опыт важен уже сам по себе, безотносительно к собственно «технологическим приемам».

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.