Главная ?> Авторы ?> Кутузов -> Китайская торговля во Владивостоке: с основания до наших дней
Версия для печати

Китайская торговля во Владивостоке: с основания до наших дней

Все, кто писал о дореволюционном Владивостоке, отмечали его неповторимый и своеобразный китайский колорит, складывавшийся в основном благодаря китайской торговле, которая по возрасту является ровестником городу.

Сразу после основания поста возникла проблема обеспечения продовольствием: мясом, овощами. Эту задачу взяли на себя китайские торговцы, хорошо знавшие край, местные особенности рынка. Цены были достаточно дешевы: трех быков можно было купить за 10 американских долларов ( 20 тогдашних рублей ).

Приморский генерал-губернатор П.Ф. Унтербергер отмечал в своей книге «Очерки Приморской области»: Издавна известно, что китайцы врожденные купцы и, обладая выдающимися коммерческими способностями, они, где только предоставляется им возможность, бросаются на торговлю, во всех ея видах. Развитая и обширная конкуренция дома между одноплеменниками не представляет им еще такого простора, как за границей, где они быстро осваиваются с обстоятельствами и находят удобную почву для применения своих торговых способностей.»

Российско-китайская торговля во Владивостоке датой своего начала может считать 1861 год. Именно в этом году купец третьей гильдии Яков Лазаревич Семенов основал свое дело по добыче морской капусты. Предприятие было полностью ориентировано на китайский рынок. Очевидцы перечисляют товары, которые пользовались спросом: быки, лошади, свиньи, бараны, вино ( имеется в виду водка, ее тогда называли «хлебным вином») муку, кур, уток. Торговля велась не только за деньги, но и меновая. Сохранилось имя первого торгового старшины, которому шестнадцать торговцев доверили представлять их интересы: его звали Чен Лао Цзю

Первые торговые переговоры русского предпринимателя с китайскими властями по торговым вопросам состоялись в 1863 году. В январе этого года в крепости Хунчун. Я.Л. Семенов и начальник поста Владивосток Е.С. Бурачек пытались наладить прямые торговые связи. Однако в Хунчуне они встретили массу препятствий со стороны китайских чиновников. Переговоры закончились безрезультатно, торговые отношения продолжали развиваться на персональном уровне и прямых договорах русских и китайских купцов между собой.

Постепенно товары дорожали: увеличивалась конкуренция, росла платежеспособность покупателей. Во Владивосток начали заходить суда для пополнения запасов провизии. В 1865 году наблюдатель писал: «Для приобретения от манчжурских торговцев скота необходимо иметь серебро... Перепродаваемый нам здесь скот китайцы покупали сами от корейцев, преимущественно в феврале месяце на ярмарке в г. Бян-Лян-Цзинь-Чен, на реке Тумень— Ула.» Во Владивостоке в 1865-66 году бык стоил 25-30 рублей, а корова — 18.

С 1862 года пост Владивосток именуется уже портом. С 25 декабря 1862 года разрешено в порту Владивосток беспошлинно торговать иностранными товарами. Началась эра Владивостокского порто-франко, продлившаяся более 50 лет.

С середины 60-х годов предприятие Я.Л.Семенова в городе начали проводится первые ярмарки. Летом и осенью в город свозилось до 2/3 всего количества морской капусты, ежегодно добываемой между пр.Стрелок и заливом Святой Ольги. Число китайских купцов, участвовавших в торгах, доходило до 300, а лодок — до 150. В 1867 году морской капусты было вывезено 360 000 пудов, трепанга — 800 пудов. Всего на сумму 750 тысяч рублей. Практически единственный рынок сбыта — Китай.

В 1868 году во Владивостоке постоянно проживали 36 китайцев — в основном торговцев и торговых агентов. 15 апреля 1869 года в Пекине были согласованы и подписаны Правила для сухопутной торговли с Китаем.

В 70-х годах основными экспортными товарами в Китай были: морская капуста, трепанги и грибы с дубовых стволов. Цена на капусту в южных гаванях — от 60 до 75 копеек серебром за пуд. Средняя цена капусты в Чифу — до 95 копеек за пуд.

В 1875 году в город прибывает значительное число китайских купцов, их торговля получает новый толчок в развитии. В город ввезено сухим путем товаров на 123.369 рублей. Морской капусты вывезено в том же году 183.945 пудов.

В центре городе возникает торговая площадь, которая безо всякого плана и порядка застраивается китайскими лавками. В такой лавке — обычной глинобитной фанзе — и торговали, и жили. Санитарное состояние было очень плохим, практически каждый год происходили вспышки холеры. Городские власти были вынуждены принять соответствующие меры, и в 1875 году торговая площадь была разделена на участки, которые впоследствии застроили лавками. Главными арендаторами были китайские и корейские торговцы, которые чаще входили в корпорации, чем составляли друг другу конкуренцию.

В городе постепенно развивалась торговля, полностью ориентированная на китайского потребителя, живущего во Владивостоке. Резко возрасла продажа сули (рисовая водка), ханьшина ( водка из гаоляна). Помимо продуктов питания, в торговле все большее место занимали мануфактурные товары, чай, посуда. Разбогатевшие купцы начали приобретать землю в собственность.

Одним из наиболее состоятельных купцов того времени был торговец-манчжур по имени Ча, основавший во Владивостоке торговую компанию. Его наследники построили несколько каменных лавок между торговой площадью и нынешней Светланской. Землю приобрели китаец Янглай, крещеная китаянка Мария Купер. Одним из видов дохода стала сдача земли в аренду — главным образом, под торговые заведения.

С 1880 года, с началом постоянных рейсов судов Добровольного флота из Одессы на Дальний восток российские товары начали постепенно конкурировать с китайскими. Однако в торговле продуктами питания китайцам конкуренции практически не было.

Нет ни одного вида торговли, где мы не встретили бы китайцев... Причины эти нужно искать в характере и условиях экономического быта китайцев. Если к отмеченной особой склонности и способности китайцев к торговле присоединить трудолюбие, выносливость, трезвость и более чем скромные требования их в отношении жизненных потребностей, то не трудно уяснить себе, что конкуренция с ними европейцам не под силу... 

П.Ф.Унтербергер. Очерк Приморской области.

К середине 80-х годов во Владивостоке было три улицы с «китайскими» названиями: Пекинская, Суйфунская, Китайская.

К этому времени практически вся торговля в городе была сосредоточена в руках немецких и китайских купцов, которым фактически не было конкуренции. В 1884 году на постоянном жительстве во Владивостоке было 3.909 китайцев.

Число китайских торговых фирм растет во Владивостоке ежегодно, мелочный торг почти исключительно в их руках, но и большие местные торговые фирмы испытывают все увеличивающийся подрыв своим операциям, которые, если пока не уменьшаются, то благодаря увеличивающемуся росту населения и открытию новых филиальных торговых отделений в других пунктах края. Характер постройки китайских магазинов, дешевизна жалования и содержания приказчиков, скромная жизнь самих хозяев, дают им возможность довольствоваться меньшими барышами и поэтому продавать предметы по более дешевым ценам, чем это практикуется в русских и иностранных магазинах, у которых накладные расходы по содержанию служащих и по жизни самих хозяев, значительно превышают такие же у китайцев.

П.Ф.Унтербергер. Очерки Приморской области.

8 апреля 1889 г. из-за молнии сгорел до основания незадолго перед тем построенный базар на торговой площади. Китайские торговцы понесли большие убытки, однако разорились совсем немногие.

К концу 80-х годов китайские торговцы практически монополизировали мелкую оптовую и розничную торговлю не только во Владивостоке, но и во всем Южно-Уссурийском крае. Они же в основном занимались развозной торговлей с местными жителями — аборигенами, многие из которых были загнаны в вечные долги. Лишь в 90-х годах им начали оказывать серьезную конкуренцию торговые дома Владивостока, Хабаровска, Никольск— Уссурийска. Наиболее серьезными конкурентами китайских торговцев в крае вскоре стали фактории компании «И.Я.Чурин и К», чьи товары были несколько дороже, но гораздо лучшего качества.

Если судить о размерах китайской торговли во Владивостоке и в Южно-Уссурийском крае по сумме денежных переводов, то за пятилетие 1889-1893 годов китайцами переведено , в среднем, в год 2.718,875 рублей, торговцами же других национальностей — 6.942, 549 рублей... вряд ли может являться сомнение в том, что без каких-либо мероприятий , которые уравновесили бы шансы торговли европейской и китайской , первая рано или поздно должна будет уступить место последней... Забравши в свои руки всю торговлю, китайцы, понижая теперь цены на товар, могут впоследствии повернуть дело в обратную сторону. Единодушие, которое они всегда проявляют , когда им приходится бороться против влияния европейцев или в деле эксплуатации последних, принесет им несомненную пользу в этом случае.

П.Ф.Унтербергер. Очерки Приморской области.

 

Определенные группировки хунхузов пытались поставить под контроль китайскую торговлю во Владивостоке, однако преуспели в этом весьма слабо. В 1891 году было открыто китайское общественное управление — главным образом в помощь полиции

С началом строительства Уссурийской железной дороги число китайцев во Владивостоке значительно увеличилось. В 1894 году только прибывших во Владивосток было 10 000. К середине 90-х годов в городе было более двух десятков больших китайских магазинов. К занятием торговлей добавился ломовой извоз, который китайцы практически монополизировали.

Однако отсутствие серьезной конкуренции китайской торговле начало влиять на нее в худшую сторону: городские власти не раз разбирали жалобы относительно плохого качества китайских товаров и многочисленных попыток обмана: к зерну примешивался мусор, уксус разводился водой, муку высшего качества смешивали с более низкими. Единственный товар, качество которого выдерживалось строго и постоянно, был чай.

1 января 1897 года во Владивостоке открылось отделение Русско-Китайского банка, что увеличило возможность международных валютных операций. В том же году учреждено Китайское коммерческое агенство, которое должно вести в том числе и консульские обязанностию Агентом был назначен господин Ли Тьяо, прослуживший во Владивостоке более 10 лет.

Возраставшая конкуренция со стороны русских товаров заставила китайских торговцев постепенно делить рынок с русскими. Этому всячески способствовал П.Ф.Унтербергер, тогдашний военный губернатор Приморской области. Признавая пользу открытого рынка, он выступал противником любого протекционизма: как к русским, так и к иностранным купцам. В благодарность за справедливое отношение к себе китайские купцы преподнесли ему памятный адрес на шелке в связи с новым назначением: губернатором Нижнего Новгорода. Текст адреса гласил : « Его Превосходительству Павлу Федоровичу Унтербергеру за добродетельное управление. Признательное китайское общество города Владивостока , 4 июня 1897 года. Вы, как Гань-Тан, отъезжая, оставляете нам вашу любовь».

Наиболее замечательной фигурой среди китайских купцов начала двадцатого века стал Николай Иванович Тифонтай[1] — хабаровский купец, торговец пушниной, перешедший в русское подданство в 1893 году. С 1894 года — во второй гильдии, с 1895 — купец первой гильдии. Кроме пушнины, торговал хлебом, владел кирпичным заводом, каменноугольными копями. Выполнял подряды на строительстве Уссурийской железной дороги. В 1901 году вместе с китайским подданным В.Н.Ехоалиным и тремя другими китайскими вкладчиками создал торгово-промышленное товарищество «Тифонтай и Компания» с основным капиталом в 200 тысяч рублей. К 1907 году торговый дом располагал паровой мукомольной мельницей, пивоваренным заводом, механическими мастерскими, макаронной фабрикой, двумя пароходами — имуществом на сумму более 1 миллиона рублей. Владел недвижимостью в Хабаровске, Владивостоке, Никольск-Уссурийске. В 1906 году был награжден орденом Станислава третьей степени, а в 1907 — орденом Станислава второй степени.

Практически всеми овощами город снабжали китайские арендаторы, среди которых встречались уже и землевладельцы. При большом привозе овощей цены бывали довольно низкими: в 1901 году пуд свежего картофеля стоил 23 копейки, капуста — 2 рубля за сто вилков, морковь и свекла — по 30 копеек за пуд.

Кроме того, важным видом предпринимательской деятельности китайских артелей была доставка воды горожанам. В городе не хватало колодцев, водопровода не было вовсе. Услуги водоноса обходились в 3-4 рубля в месяц. Качество воды не контролировалось, жители вынуждены были целиком доверяться добросовестности водоноса. Владельцы частных колодцев сдавали их в аренду артелям водоносов— стоимость арендной платы составляла от 30 до 50 рублей.

Русско-японская война 1904-05 годов сильно повлияла на состояние торговли во Владивостоке. Многие китайские купцы уехали на родину. Однако с окончанием войны, в 1906 году, многие вернулись. Некоторые китайские купцы к этому времени жили в городе безвыездно по 20-30 лет, свободно говорили по-русски. Некоторые из них приняли христианство, женились и вышли замуж за европейцев. В городе появилась особая социальная группа: русские китайцы. В Николаевской приходской школе ( которую называли еще русско-китайской) на Китайской улице учились и русские, и китайцы. Школа была рассчитана на трехгодичный курс обучения и предполагала, кроме обучения языкам, еще и обучение основам коммерции, законодательству России и Китая.

Вместе с торговлей развивалось и производство: большинство небольших пивоваренных заводов начала двадцатого века держали китайские пивовары. Путеводитель того времени называет имена Цзао— Цзун— Цзо, Ван-Фа, Ван-Бен-Тянь, Ли сю-пянь, Юй Фу. Заводы располагались компактно, практически все — на Семеновском покосе, между улицей Китайской и берегом Амурского залива. Пиво китайского производства изготовлялось с добавлением овса, было белого цвета и предназначалось почти целиком для китайского потребителя. Торговали сами владельцы заводов, как мелким оптом, так и в розницу.

В период с 1910 по 1917 годы китайская торговля оставалась основным конкурентом как русской, так и немецкой. В этот период появилось много ресторанчиков, чайных и так называемых «харчевок», сосредоточившихся в основном в районе Миллионки. Именно в этих ресторанчиках за очень небольшую плату могли пообедать самые небогатые люди в городе, а то и просто неимущие.

В это же время возникают самые большие китайские магазины — торговавшие в основном бакалеей, мебелью, посудой.

В период гражданской войны и интервенции китайская торговля была незначительной, многие китайцы уехали из Владивостока в Китай и на Тайвань.

Некоторый всплеск торговля получила в период новой экономической политики — с 1924 по 1928 год. Однако с начала тридцатых годов китайцы практически полностью покидают Приморье. Многие из них были принудительно высланы, несправедливо репрессированы.

После создания Китайской народной республики в 1949 году торговые отношения с Советским Союзом возобновились. В 50 — е годы в Советском Союзе пользовались огромным спросом китайские потребительские товары: термосы, трикотаж, авторучки, художественные картины, лаковые изделия. Во многих дальневосточных семьях эти вещи бережно сохранены до нынешних дней.

Частная торговля Китая вернулась во Владивосток в конце 80-х годов. Первый магазин, начавший торговать китайскими товарами — Владивостокский Гум. Произошло это осенью 1988 года. Многие горожане отстаивали огромную очередь, чтобы приобрести китайские товары просто в качестве сувенира. Наибольшим спросом пользовались все те же термосы.

Сегодня Владивосток невозможно даже представить без многочисленных китайских рынков. Такие же есть практически в каждом городе края, и в больших селах. Китайские товары есть практически в каждой владивостокской семье, независимо от достатка. И хочется надеятся, что китайская торговля будет развиваться и дальше, а Владивосток , благодаря ей, надолго сохранит уникальный колорит русско-китайского города.


[1] Во время русско-японской войны был готов оказать помощь русской армии, ведя глубинную разведку силами своей торговой сети. От его услуг отказались – дурость несусветная.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.