Главная ?> Авторы ?> Киссинджер -> Убедить прежде чем победить
Версия для печати

Убедить прежде чем победить

В момент, когда Северная Корея отказалась от своего намерения вести двусторонний диалог с Соединенными Штатами и согласилась на проведение форума с участием Северной и Южной Кореи, Соединенных Штатов, Китая, Японии и России — что можно считать важным достижением американской дипломатии — появилась возможность уничтожения угрозы, исходившей от жестокого режима, в руках у которого находится значительное количество оружия массового поражения. Одновременно с этим появилась возможность создать систему политических ограничений, понять каким образом обновленная Северная Корея сможет войти в мировое сообщество и дать толчок к созданию комиссии, в которую входили бы все главные мировые державы, готовые наблюдать за этим процессом.

Роль Китая в данном процессе оказывается основополагающей, так как речь идет о главном коммерческом партнере и союзнике Северной Кореи. Пекин осознает, что, получив в руки ядерное оружие, Северная Корея подтолкнет Японию к разработке своей военной ядерной программы, а этого в Китае опасаются больше всего. Кроме того китайские власти понимают, что в этот и без того деликатный момент перманентный корейский кризис усложнит проведение внутренней реформы и поставит преграду на пути политической консолидации в самом Китае.

В прошлом году Китаю удалось мирным путем провести самые глубокие за всю современную историю государства изменения. Вместе с тем в Пекине осознают существование опасности, обусловленной продолжительным кризисом в этой зоне и стратегической нестабильностью пограничных территорий, что, в свою очередь, усложняет китайско-американские отношения.

Предпринимаемые Китаем действия лишь подтвердили, что эта страна пытается в кратчайшие сроки найти выход из кризисной ситуации. Пекин объявил, что разрабатываемая Северной Кореей ядерная программа неприемлема, и силой подтолкнул Пхеньян к согласию на участие в создании нового форума. Давление на Пхеньян должно проводиться лишь в плане отказа от работы над ядерной программой и не повлечь за собой политического краха. При этом Китай стремится к осуществлению хотя бы минимального контроля над политической эволюцией Северной Кореи.

Сотрудничество с Китаем и другими крупнейшими азиатскими державами является основополагающим моментом для определения общей позиции с таким союзником Соединенных Штатов, как Южная Корея, без поддержки которой будет крайне сложно выйти из сложившегося кризиса. Южной Корее больше других стран угрожает северно-корейское ядерное оружие, а цель Пхеньяна — внести раскол между Южной Кореей и ее союзниками и подорвать внутреннюю политику Сеула.

При этом в Южной Корее уже выросло новое поколение, которое ничего не знает о роли Соединенных Штатов в освобождении Кореи: оно не помнит ни корейской войны, предотвратившей новое порабощение, ни труднейшего пути, пройдя который Южная Корея при поддержке США превратилась в современное высокоразвитое государство и плодотворную демократию. Это новое поколение сочетает в себе черты европейского радикализма шестидесятых годов прошлого века и определенную долю южнокорейского национального самосознания, а потому поддерживает определение новой роли Южной Кореи на международной арене. Подобная позиция подразумевает проведение фундаментальных изменений в традиционном альянсе их родины с Соединенными Штатами.

Будучи союзницей США Южная Корея считается посредницей в проведении политики в отношении своего северного соседа. Сеул руководствуется твердым убеждением, что ядерное оружие Северной Кореи не представляет собой достаточно значимой угрозы для Южной Кореи, расположившей 10000 своих ракет по всей протяженности демилитаризованной зоны. И потому многие южнокорейцы — в том числе и влиятельные члены правительства — даже разделяя обеспокоенность американской администрации в отношении растущего ядерного потенциала Северной Кореи, тем не менее отказываются поддерживать активную дипломатию, подразумеваемую подобным отношением.

Разумеется, еще более негативно они смотрят на использование силы в случае крайней необходимости, когда все иные дипломатические варианты решения проблемы окажутся исчерпанными. (Вполне возможно, что корейцы испытывают чувство национальной гордости, глядя на ядерные достижения Северной Кореи). Тем не менее, Южная Корея не намерена надеяться на милость со стороны своего северного соседа, которую можно ожидать после ее выступления против позиции объединившихся в корейском вопросе Китая, Японии, России и Соединенных Штатов.

Агрессивность Северной Кореи переоценивает реальные возможности, имеющиеся у этого жестокого изолированного режима. Пхеньян пытался заставить Соединенные Штаты установить двусторонние отношения, подразумевающие подписание договора о ненападении и получение экономической помощи в обмен на уступки некоторым требованиям американцев, касающимся ядерного оружия. В вопросе безопасности Пхеньян стремился стать рупором всей корейской нации в целом, поставить Соединенные Штаты в положение возможного агрессора и добиться оснований для постоянного вымогательства различных уступок, заявляя, что США нарушают свое обещание о ненападении.

Однако подобные вымогательства ни к какому результату не привели. На самом деле они породили реверсивную дипломатию давления. Несмотря на жесткую позицию, у Северной Кореи нет в военных возможностей, позволяющих ей достигнуть своей цели (угроза провести бомбардировку Сеула является скорее формой самоубийства, а не способом достижения политического результата). Проводимая в настоящий момент Пхеньяном политика открывает перед Северной Кореей лишь два пути: частичная дезинтеграции экономики или взрыв насилия, который приведет к уничтожению существующего режима. Самый лучший его козырь в этой игре — угроза развала, однако и такая стратегия имеет свои пределы.

В том же, что касается позиции других стран, участвующих в форуме шести держав, то в отношении Японии можно сказать, что она работает над более жесткой национальной политикой по этому вопросу и в настоящий момент поддерживает тесные связи с Соединенными Штатами. При этом одной из основных задач на данный момент является сохранение имеющейся совместимости внешней политики, проводимой разными странами. В частности, Россия заинтересована в недопущении пролиферации ядерного вооружения и стремится сесть за стол переговоров, с целью укрепления своего положения великой державы. Она активно поддерживала проведение двусторонних консультаций еще до принятия соглашения о форуме шести держав, который предположительно должен пройти в Пекине. С другой стороны Владимир Путин — слишком умный аналитик, и задумываясь над сложившейся в мире политической ситуации, он не может не понимать, что повторение российской политики конфронтации, примером которой послужил Ирак, нанесет сильный удар по его политическим и личным отношениям с Соединенными Штатами.

Следовательно, проводимая в отношении Северной Кореи политика будет зависеть от способности Соединенных Штатов налаживать длительные отношения со всеми упомянутыми державами-участницами форума шести. При этом внутренние и стратегические задачи Китая, обеспокоенность Японии проблемами своей безопасности и геополитические мотивы, которыми руководствуется Россия должны совпасть и позволить преодолеть нерешительность Сеула в оказании необходимого давления для получения желаемого результата.

Общая судьба Атлантики

Несмотря на то, что Европа не участвует в форуме шести держав, тем не менее она также весьма заинтересована в недопущении пролиферации ядерного вооружения. Проведение напряженных консультаций с нашими основными союзниками поможет нам возродить веру в существование общей судьбы Атлантики. Проведение подобной политики должно удержать всех от ошибок рамочного соглашения 1994 года, которое оставляло без решения первоочередные политические задачи. Здесь необходимо отметить несколько принципов:

— Путь на заключение двустороннего соглашения, которое Северная Корея хотела навязать США — западня, а требование подписать договор о ненападении — уловка. Идея получения самым сталинистским режимом в мире гарантий со стороны государства, которое он обычно называет "капиталистическим мусором", совершенно абсурдна. После короткого периода разрядки напряженности, двусторонние соглашения начнут приносить вред отношениям между Соединенными Штатами и Сеулом: южнокорейские националисты будут упрекать американскую дипломатию в том, что она делает слишком много или слишком мало уступок.

Двустороннее соглашение не может учитывать интересы других стран, помощь которых необходима для поддержания стабильности в Северо-Восточной Азии. Разумеется, что во время проведения любого форума участвующие в переговорах стороны имеют возможность свободно делиться мнением со своими коллегами. Однако Соединенные Штаты должны противиться искушению использовать форум шести держав в качестве прикрытия для проведения двусторонних американо-корейских переговоров и как предлог для привлечения Пхеньяна к участию в данных переговорах.

— Политику сдерживания нельзя считать подходящей дипломатической альтернативой, потому как она может обернуться стратегической необходимостью. По мнению некоторых аналитиков, маловероятно, что в результате проведения переговоров будет достигнуто соглашение о разоружении Северной Кореи. И, следовательно, лучшим средством будет сосредоточение всех усилий на изменении правящего в стране режима. При этом у Соединенных Штатов есть технологические возможности для осуществления подобной стратегии: создание оборонно-ракетного комплекса, который, по крайней мере на первом этапе, смог бы уничтожить ракетно-ядерную программу Северной Кореи.

У нас есть все необходимое, чтобы усилить нашу ракетную оборону и усовершенствовать ракетные установки, расположенные на территории Японии и в других странах азиатского региона. В то же время, политика сдерживания, признающая существование ядерной угрозы со стороны Северной Кореи, может привести к созданию в Японии военно-ядерной программы и к значительным изменениям во внешней политике Китая и Японии. Политика сдерживания может рассматриваться лишь как последний шанс, после того как все остальные дипломатические варианты решения проблемы будут исчерпаны. Однако, она не должна стать для Соединенных Штатов наиболее приемлемым путем.

— Ни один из существующих на сегодняшний день правящих режимов не заслуживает больше чем Пхеньян быть стертым с лица земли. Но превращение этого убеждения в основную задачу американской политики на ближайший период времени приведет к тому, что Китай и Япония откажутся от сотрудничества, а Южная Корея встанет в открытую оппозицию. Китай, Япония, Россия и Северная Корея заинтересованы в предотвращении волнений на Корейском полуострове. По-видимому они готовы сделать все возможное ради недопущения ядерного кризиса, который может разразиться в ближайшее время. Однако, при этом они намерены стремиться к сохранению перспективы политического развития Северной Кореи (что не обязательно подразумевает под собой сохранение правящего режима Ким Чен Ира).

— Наилучшим решением проблемы является то, которое привязано к количеству времени, отпущенному на переговоры. Президент Буш (Bush) заявил, что наличие у Северной Кореи военно-ядерной программы совершенно неприемлемо для Соединенных Штатов. По мнению такого здравомыслящего наблюдателя, как бывший министр обороны США Уильям Перри (William Perry), начало повторного использования Северной Кореей ядерного топлива, к которому с 2002 года был закрыт доступ международных наблюдателей, неизбежно будет означать начало войны.

Участвующие в переговорах стороны не должны допустить, чтобы Пхеньян превратил форум в отвлекающий маневр, позволяющий Северной Корее завершить ядерную программу. Работу форума необходимо начать с определения периода времени, в течение которого эти переговоры могут вестись. Другим вариантом может стать заключение соглашения, в соответствии с которым Северная Корея возьмет на себя обязательство заморозить ядерную программу на время проведения переговоров. За соблюдением этого соглашения должны вести строжайшее наблюдение представители различных стран.

Переговоры, в ходе которых будут учитываться опасения различных государств в отношении пролиферации ядерного оружия и вполне законная обеспокоенность Северной Кореи вопросами безопасности и политики страны, должны включать в себя следующие элементы:

— ядерное разоружение Северной Кореи должно быть полным, осуществимым и необратимым;

— должно быть достигнуто соглашение с неядерными державами, участвующими в форуме шести, о не проведении разработок ядерных программ в военных целях (этот пункт касается безъядерных территорий Южной Кореи и Японии);

— Северной Корее должна быть предоставлена возможность вступления в международную политическую систему с соблюдением приводимых ниже условий;

— достижение договоренности между участвующими в переговорах сторонами о не использовании сил друг против друга, при условии соблюдения всех пунктов документа (не двустороннее, а многостороннее соглашение о ненападении). Большая часть американцев поставит под сомнение идею о возможности проведения в Северной Корее реформ при существующем в этой стране правящем режиме. На самом деле Соединенные Штаты не могут сделать ничего иного, кроме как отказаться от принятия активных мер по дестабилизации или свержению северокорейского режима, и вместе с тем продолжать оказание этой стране гуманитарной помощи.

Какой бы ни была проводимая Соединенными Штатами политика, правящий режим Пхеньяна должен начать внутреннее реформирование, иначе он утратит свою силу. Единственное, что в этом направлении может сделать форум шести держав — это дать время на осуществление и того и другого процесса. Постоянно раздающиеся спекулятивные высказывания о необходимости поиска стимулов, которые могут подтолкнуть Китай (и другие страны) поддержать американскую политику в отношении Северной Кореи являются ошибочными.

И Китай, и остальные страны будут принимать те или иные меры лишь в том случае, когда сочтут, что эти меры могут послужить и их интересам. Мы же должны стремиться к сотрудничеству в области глобальной политики, а не к согласию с американской стратегией контроля над вооружением. Если предпринимаемая попытка окажется неудачной, каждой нации придется задуматься над тем, какие у нее есть возможности спасти мир от бича ядерной пролиферации или каким образом жить с ее ужасающими последствиями.

 

Источник: "Clarin", Аргентина, 29 августа 2003 г. Опубликовано: "ИноСМИ".

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.