Главная ?> Авторы ?> Игнатенко -> Осуждают ли ваххабиты международный терроризм?
Версия для печати

Осуждают ли ваххабиты международный терроризм?

С таким вопросом корр. ИТАР-ТАСС Елена Дорофеева обратилась к ведущему эксперту по вопросам ислама, доктору философских наук, члену Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ Александру Игнатенко.

 Недавно в СМИ появились сообщения, о том, что религиозные лидеры Саудовской Аравии приняли документ, осуждающий международный терроризм. Является ли это свидетельством того, что страна, которую многие политики называют источником исламского экстремизма, в корне меняет свою идеологию?

Различные информационные агентства — как у нас, в России, так и за рубежом — поспешили донести до общественности сообщение о том, что в Королевстве Саудовская Аравия «верховные мусульманские служители издали фетву, осуждающую терроризм» (цитирую одно из таких сообщений) и запрещающую совершать террористические взрывы и убийства, объявляемые «джихадом» экстремистами и террористами в разных странах мира.

Действительно, в середине августа была опубликована фетва (богословско-правовое заключение) Совета великих улемов КСА. Принята она в условиях, когда с разных сторон в адрес Саудовской Аравии звучат обвинения в косвенной причастности к распространению террористической угрозы миру. Накануне был опубликован доклад конгресса США, расследовавшего причины терактов 11 сентября 2001 г. В закрытой части этого доклада, как утверждают сами конгрессмены, рассматривается «саудовский след» этих терактов. Между тем ливийский лидер Муаммар Каддафи, который сам не так давно не чурался экстремизма, прямо заявил, что саудовский ваххабизм является источником, из которого возникла «Аль-Каида» и другие террористические организации, действующие по всему миру. В мае в нескольких номерах популярного египетского еженедельника «Роз Эль-Юсеф» замглавного редактора Ваиль аль-Абраши опубликовал серию статей, в которых прямо обвинил Саудовскую Аравию и саудовский ваххабизм в том, что они стали причиной экстремизма и терроризма в Египте. Он утверждает, что ваххабизм является источником всех египетских экстремистских и террористических организаций типа «Джихада» и «Исламской группы», что Саудовская Аравия помогала осуществить террористические акты на территории Египта — от убийства Анвара Садата в 1981 г. до печально известной бойни иностранных туристов в Луксоре в 1997 г.

Есть основания полагать, что на появление данной фетвы повлияли и последние события в самой Саудовской Аравии, связанные с активизацией аль-каидовцев, — террористические акции с использованием смертников и перестрелки с силами безопасности, в том числе, в самой Мекке — священном городе ислама.

Однако, судя по всему, журналисты и комментаторы, назвавшие эту фетву «антитеррористической», ее не читали, а если и читали, то, скорее всего, приняли желаемое за действительное. Во-первых, в довольно длинном тексте (более полутора тысяч слов) терроризм не упоминается. Я уверен, что слово «терроризм» избегается умышленно. Саудовские улемы до сих пор называли террористическую активность в других странах — Палестине, России (в Чечне), США, Индии (в Джамму и Кашмире), других странах «джихадом» и акциями «шахидов» (истишхад). Однако, они никак не могут квалифицировать как террористическую ту однотипную деятельность (например, теракт с использованием грузовиков, начиненных взрывчаткой в Эр-Рияде 12 мая сего года), осуществляемую уже на территории Саудовской Аравии теми молодыми людьми, которых те же улемы мотивировали на осуществление данной деятельности за рубежом. Во-вторых, содержащиеся в ней ограничения на экстремистские действия распространяются только на территорию этого королевства. В преамбуле фетвы однозначно говорится, что она относится «к тем взрывам в Королевстве Саудовская Аравия, которые имели целью разрушение и убийство невинных людей и вызвали страх и беспокойство».

Так о чем же эта фетва?

В целом в этом документе выражается поддержка властям королевства в их борьбе против тех людей, которые совершают убийства невинных людей и совершают разрушения на территории Саудовской Аравии. К саудовским мусульманам страны великие улемы обращаются с призывом содействовать властям в борьбе против этих людей (в фетве они не квалифицируются как террористы), не давать им убежища и сообщать о них органам правопорядка. При этом в документе присутствует явное стремление отделить эту преступную активность от ее религиозной (ваххабитской) мотивации. Так, в документе указывается, что не являются настоящим джихадом те акции, которые совершаются на территории самого королевства. Тут же осуждается издание саудовскими религиозными деятелями, не входящими с Совет великих улемов, фетв, призывающих к осуществлению подобных акций на территории Саудовской Аравии. От властей требуют предания суду тех представителей саудовского духовенства, которые издают подобные фетвы, — их в саудовской прессе называют «подстрекателями».

Значит ли это, что в упомянутом документе содержится осуждение международного терроризма?

Вовсе нет. В данном документе нет абсолютно ничего, что можно было бы интерпретировать как попытку осуждения экстремистских проявлений за рубежом, которые мотивированы ваххабитскими идеями и религиозно подкреплены ваххабитскими духовными авторитетами.

Так, известно, что чудовищные теракты 11 сентября 2001 г. в США в религиозном отношении были мотивированы фетвами саудовских ваххабитских авторитетов — Салмана аль-Ода, Хаммуда Бен Укля аш-Шуайби и др. Акции с использованием террористов-смертников (их ваххабиты называют «шахидами») на территории России руководствовались исходящими с территории Саудовской Аравии фетвами тех же Сальмана аль-Ода и Хаммуда Бен Укля аш-Шуайби, а также Али аль-Худейра, Бен Джибрина и Суляймана аль-Альвана. А непосредственно на российской территории соответствующие фетвы издаёт саудовский ваххабитский улем Мухаммад бен Абдаллах ас-Сайф (он же Абу-Умар), который, по некоторым данным, скрывается в горной Чечне.

Мотивировка этой террористической активности имеет своим истоком ваххабитский императив уничтожения «неверных». Власти Саудовской Аравии, отвечая на давление мирового сообщества и предпринимая некоторые меры по пресечению идущей с территории королевства международно-террористической активности, по оценке ряда ваххабитских улемов, сами оказываются «неверными». Теракты на территории самой Саудовской Аравии были мотивированы фетвами саудовских ваххабитских улемов — уже упомянутого Али аль-Худейра, а также Ахмада аль-Халиди и Насира аль-Фахда. Они в настоящее время находятся под арестом. По содержанию фетвы Совета высших улемов можно судить, что на свободе остались еще ваххабитские религиозные авторитеты, издающие фетвы, которые теперь расцениваются как «подстрекательские».

Но тут есть одна тонкость. Все эти фетвы против «неверных», о «джихаде» против них и шахидизме, а тексты их могли бы составить целую хрестоматию, давным-давно известны и никогда не опровергались и не критиковались ни саудовским Советом великих улемов КСА, ни отдельными саудовскими улемами. Наверняка, ваххабитское духовенство Саудовской Аравии считало их не противоречащими тому религиозному направлению, которое является господствующим в королевстве. Кстати говоря, и сейчас эти фетвы не опровергаются по существу. Все без исключения ваххабитские улемы Саудовской Аравии вносили свой вклад в распространение данного течения ислама за рубежами королевства. Отмечу попутно, что один из членов Совета великих улемов — Салих Бен Фавзан аль-Фавзан известен российскому читателю как популяризатор ваххабизма с его «Книгой единобожия», распространяемой у нас в стране на русском языке.

Тогда в чем смысл этой фетвы Совета великих улемов КСА?

Он, как мне представляется, заключается в том, что статусное, официальное духовенство КСА, — а упомянутый Совет, состоящий из 17 человек, — государственный орган, — поддерживает власти королевства в их стремлении навести порядок в стране. Но при этом оно хочет сохранить за ваххабитским духовенством роль господствующей силы в обществе. Важный пункт рассматриваемой фетвы — защита ваххабизма, или как выражаются авторы фетвы, «реформаторского призыва шейха ислама Мухаммада Ибн-Абд-аль-Ваххаба». Совет великих улемов резко выступают против тех, кто пытается «установить связь между этими подрывными действиями и учебниками». То есть основная «мишень» данного документа — сторонники той точки зрения, что именно официальная ваххабитская идеология, внедряемая в сознание саудовской молодежи на протяжении всего официального обучения — от школы до университета — формирует экстремистов и террористов. Резюмируя, можно охарактеризовать данный документ, как отповедь тем людям за пределами Саудовской Аравии и внутри нее, которые считают, что именно ваххабизм, государственная религия королевства, является идейным генератором значительной части международного терроризма.

 

Источник: ИТАР-ТАСС, 26 августа 2003 г.  Опубликовано: Научно-исследовательский Институт социальных систем МГУ им. М.В. Ломоносова.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.