Главная ?> Авторы ?> Громыко -> Что такое человеческий капитал (ЧК)
Версия для печати

Что такое человеческий капитал (ЧК)

ЧК — форма финансовой счётности, которая в  различных системах обмена обеспечивает перевод компетентностей\способностей[1] в  денежные измерители, а  их, в свою очередь, — в  символические властные статусы.

Сверхспособности и  специализированные умения во всех системах экономических институтов можно обменять на  деньги и  власть, даже если при этом власть или способности не продаются. То есть человеческий капитал – это результат определённой процессуальной динамики перевода формируемых не только в  системе образования компетентностей\способностей на язык финансовых показателей. Попытка размышлять про компетенции на языке финансовых показателей собственно и позволяет поставить вопрос о  возможностях людей (умениях, способностях, сверхспособностях, компетентностях) с точки зрения их  капитализации в  деятельности различных экономических институтов.

Конечно, всегда могут быть обнаружены очень редкие человеческие качества, сверхспособности, непосредственная финансовая оценка которых невозможна ( сколько стоит мысль, голос, молитва?), но в  системе всеобщей финансовой динамики они тоже могут быть сосчитаны и  выставлены на аукционы, если даже неизвестны формы их воспроизведения, такие как редкого тембра голос, рефлексия, воображение, способность выявлять схемы из  неструктурированного потока сознания, умение читать мысли и  выявлять интересы человека, моментально определять устройство сверхсложной технической системы или финансовых проводок. Ведь точно также оцениваются и невоспроизводимые шедевры искусства. И, в конце концов, редкие компетентности игрока футбольного клуба или разработчика лазерной техники получают финансовую оценку к  удовольствию последних.

Но против подобного подхода собственно и  возражают те, кто утверждает, что сложившиеся мировые финансовые центры способны капитализировать и финансово учитывать различные компетенции в форме стоимости рабочей силы, но не  способны оценивать механизмы их порождения. В этом собственно и состоит проблема биополитики, которую я  бы  на  русский язык перевёл как жизнестратегия , сформулированная и развития в   лекциях Мишеля Фуко 1978?1979[2], по-своему рассмотренная в работах Жиля Делёза и Феликса Гватари ( Анти-Эдип[3] и Тысяча плато[4]) в которых ставится вопрос о порождении субъективности, а затем поддержанная в  цикле работ неомарксиста Антонио Негри.

С этой точки зрения, одной из важнейших линий жизнестратегической и смысловой оценки человеческого капитала в  России является не воспроизводимое сегодня желание жить (многие люди в  различных регионах России не   хотят жить, и  живут просто из боязни смерти), а  также отсутствие механизмов воспроизводства и отбора людей фанатично преданных своему делу.

При подобном подходе проблема человеческого капитала предполагает первоначальное выявление человеческого потенциала, который может быть капитализирован. Владение способами формирования или раскрытия человеческого потенциала может позволить предпринять суверенное действие по отношению к сложившимся системам финансовой счётности. Например, осуществить создание своих собственных гуманитарных индексов, девальвирующих расчёты стоимости иностранного человеческого капитала, и  повышающего стоимость своего национального. Поэтому пути собственного и  движутся китайские разработчики системы КМГ (цзун хэ го ли  лунь) — дискурса комплексной мощи государства. Действительно, какая может быть мощь государства без мобилизационных возможностей населения. Наивно не  просчитывать подобные индексы в  Совете безопасности. Надеемся, что новая концепция безопасности России обязательно будет учитывать и  гуманитарные индексы, и   показатели комплексной мощности общества на  различных территориях России, в частности в  Дальневосточном федеральном округе. При этом, конечно, очень важно ответить на  вопрос, что для нас более важно, чтобы российский человеческий капитал был правильно оценен на мировых рынках рабочей силы, что приведёт к усилению drain brain (утечке мозгов), или чтобы в стране на основе более-менее достоверной оценки человеческого капитала разных профессиональных групп трудоспособного населения начали создаваться жизнестратегические механизмы, обеспечивающие воспроизводство желания жить — жить вообще и  конкретно жить в  России за кольцевой дорогой г.Москвы.

Важнейший вопрос состоит в  том, способен ли человек сам повышать свой собственный потенциал и за счёт этого преобразовывать свою капитализацию. Советский человек, являвшийся винтиком огромных социально-производственных машин был неспособен к  самоперепрофессионализации в  силу определённых подходов к высшему образованию в  СССР. Поэтому после развала СССР в  период Ельцинского десятилетия многие люди оказались погребены под разрушенными социально-производственными структурами, не сумев ни осуществить переформатирование своих умений и  компетентностей, ни предъявить компетентности соответствующего уровня для их перекапитализации на новых формирующихся рынках труда. Поэтому и  сегодня Россия парадоксальным образом остаётся страной с  огромным числом людей, потенциал которых невостребован в  новых складывающихся системах деятельности, при огромной потребности специалистов в ситуации развёртывающейся мегапроектной гигантомании.

Одним из интересных показателей человеческого потенциала, который может капитализироваться в специальной системе гуманитарно-финансовой счётности является формируемая идентичность. Так, ханьская идентичность родившегося в Поднебесной гражданина КНР позволит ему как "жуку в  муравейнике" братьев Стругацких приползти после многочисленных странствий по  университетским лабораториям США на Родину с "намотанными" на него секретами. Так бы  мы  описали действующий сегодня механизм релокации, обеспечивающий возвращение соотечественников из КНР на  родину.

Неслучайно очень многие считают, что войны 21  века — это войны на идентичность,  на слом идентификационных матриц сознания и личности. Если вы  можете изменить идентичность населения, Вам не  надо захватывать территорию страны. Население с удовольствием будет работать на  Вас на его собственной территории. Ни с  этим ли  связана попытка американских антропологов, политологов и  специалистов по международному праву сформировать сегодня курдскую идентичность, шиитско-иракскую и  шиитско-суннитско-иракскую идентичности, требующие разные формы государственного устройства на  месте бывшего единого Ирака с  заползанием на территорию Турции и  Ирана?

Поскольку человек является био-социально-психо-духовным существом, то  первоначальному потенцированию и  последующей капитализации через гуманитарно-финансовую оценку подлежит не только его субъективность, производимая сегодняшним обществом, но и биоидная основа, связанная с рождением человека поддержанием его биологического, психического и  духовного здоровья. С этой точки зрения отсутствие в  России развёрнутых инфраструктурно-институциональных платформ ЭКО ( экстракорпорального оплодотворения) такого уровня, которые созданы бывшими нашими соотечественниками в США, центров лечения сосудистых заболеваний и пересадки сердца, например, на ДВ  и  т.п. резко снижает уровень человеческого потенциала и  девальвирует стоимость человеческого капитала. Поскольку у  человека снижены возможности иметь детей и  продлить профессионально активную жизнь в случае болезни сосудов и сердца. Специалист самой высшей квалификации в  России до сих пор напоминает западную иномарку в  стране с отсутствующей системой техобслуживания. После 50 тысяч километража по бездорожью машину придётся выбрасывать или везти ремонтировать на  Запад, хотя она могла бы  работать почти вечно. А разрушение своих систем пищевой промышленности и  производства первичных субстанций для отечественных лекарств во весь рост ставит проблему пищевой безопасности и  биополитического суверенитета. Поскольку ты  есть то, что ты  ешь и  чем ты  лечишь себя в  ситуации болезни.

Можно только надеяться, что кто-то один из обсуждаемых в прессе кандидатов на пост секретаря Совбеза хорошо понимает проблему биополитической безопасности и необходимости создания механизмов вовлечения в производительный труд людей с обесцененными компетентностями в силу развала целого ряда советских производств.



[1] Компетентности есть ничто иное, как институционально востребываемые способности, в отличие от компетенций, которые определяют зону ответственности человека в организации.

[2] Michel Foucault Naissance de la  biopolitique. Cours au Coll?ge de  France. 1978?1979.Gallimard/Seuil.2004

[3] Gilles Deleuze, Felix Guattari Anti-?dipus. Kapitalismus und Schizophrenie. Suhrkamp.2002.

[4] Gilles Deleuze, Felix Guattari A thousand plateaus. Capitalism and  Schizophrenia. Mineapolis\London. 2005.

Источник: "Ноополис", 7 августа 2007 г .

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.