Главная ?> Авторы ?> Градировский -> Аллокация как механизм управления миграционной траекторией
Версия для печати

Аллокация как механизм управления миграционной траекторией

При реализации миграционной политики государства на первое место выходят проблемы управления миграционными процессами. Одним из подходов к организации управления является инженерно–технологический (ИТ) подход. В настоящее время готовится аналитический доклад «Иммиграционная политика в перспективе инженерно-технологического подхода: канальная форма организации политики иммиграции и натурализации» под редакцией С.Н. Градировского. В основе разрабатываемого ИТ подхода лежит концепция «миграционного канала», разработанная С.Н. Градировским и О.Д. Выхованец в 2005–2007 гг. и впервые частично описанная в докладе Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа и фонда «Наследие Евразии» «Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития» (под ред. С. Градировского. – М, 2005).  В 2007-2008 гг. данная концепция была опробована в работе с субъектами РФ и рядом стран-доноров миграции.

***

Канал — это путь, по которому проходит (им-)мигрант [базовый процесс миграции] и система функционального, нормативного, ресурсного и иного обустройства этого пути. При ИТ подходе конструируются два типа каналов: иммиграционно–натурализационные каналы (ИН канал) постоянной миграции и внешние каналы временной миграции (ВВ канал). Структурно канал состоит из нескольких частей, каждая из которых соответствует определенному действию, совершаемому (им-)мигрантом.

На схемах 1 и 2 показаны структуры ИН и ВВ каналов.

 

Схема 1.
Структура иммиграционно–натурализационного канала*

 

 

Схема 2.
Структура канала временной миграции*

*Примечания к схемам:
Рекрутинг — формирование позитивного образа страны и формирование решения (им-)мигранта о переезде (въезде) в другую страну.
Имиджирование — формирование позитивного образа страны–реципиента.
Агитация — формирование решения о переезде в другую страну (или временном пребывании в ней).
Селекция — реализация избирательного подхода в процессе формирования антропотока и допуска в страну.
Инклюзия — вхождение в канал (ВВ или ИН): получение соответствующего правового статуса. Решение о входе в канал всегда принимает сам (им-)мигрант, а решение о допуске его в канал принимает страна въезда. Это означает, что процесс инклюзии начинается в тот момент, когда решение о переезде или смене статуса принято, а заканчивается предоставлением (им-)мигранту натурализационного правового статуса, позволяющего находиться в канале и двигаться по нему.
Переезд — реализация принятого решения о переезде.
Въезд — реализация принятого решения о въезде в страну.
Пребывание —нахождение на территории страны временного пребывания.
Выезд — покидание страны временного пребывания.
Интеграция — многоуровневый процесс, включающий обустройство, адаптацию и натурализацию, разворачивающиеся одновременно в бытовом, социальном и нормативном пространствах.
Обустройство — решение бытовых проблем (жилье, занятость, социальное обеспечение).
Адаптация — встраивание в принимающее общество.
Натурализация — последовательное приобретение правовых натурализационых статусов. Для России это путь от «временного проживания» до гражданства.
Аллокация — перемещение из ВВ канала в ИН канал. Аллокация для мигранта – это изменение позиции, изменение своего отношения к стране приема, изменение своих миграционных намерений и, в конечном счете, изменение временного статуса «гостя» на постоянный статус «хозяина».

 

Настоящая статья посвящена аллокации, как одному из важнейших механизмов управления миграционной траекторией иностранного гражданина.

Для человека, изначально не настроенного на эмиграцию из своей страны, нужны веские доводы для осуществления перехода из статуса временного мигранта в статус иммигранта. И страна приема, заинтересованная в иммигрантах определенного качества, должна эти доводы/стимулы предоставить, поскольку именно через временный канал чаще всего попадают в страну те, кто ей так необходим: квалифицированные, обученные, мобильные, знающие язык, несущие минимальные экономические и здравоохранительные риски, не говоря уже о законопослушности и благонадежности. Управление миграционной траекторией позволяет решить задачу «втягивания» таких людей в иммиграционно-натурализационный канал.

Отметим ряд принципиальных отличий аллокации от иных вариантов входа в ИН канал:

Во–первых, это не просто те, кто не нашел места в своем государстве (на рынке труда или в социокультурном поле), а те, кто уже начал обустройство в другой стране.

Во–вторых, это уже более или менее проверенный поток.

В–третьих, люди, приезжающие из года в год на одно и тоже место работы или проучившиеся в стране несколько лет, уже частично обустроены и/или адаптированы, за счет чего снижается нагрузка на интеграционную часть канала.

Отметим также, что для изменения статуса временного мигранта на иммигранта и входа в ИН канал одного желания иностранного гражданина недостаточно — необходимо, чтобы миграционное законодательство и исполнительные службы позволяли такой переход.

На схеме 3 показана детальная схема аллокации.

 

Схема 3
Аллокация

Возможность аллокации необходимо предусмотреть при разработке тех каналов, которые несут наиболее качественный поток. В первую очередь это высококвалифицированные работники, а так же работники средней квалификации, неоднократно подтверждающие свой деятельностный статус, т.е. приезжающие на работу из года в год, зачастую к одному и тому же работодателю.[1]   

Сегодня работодатели, особенно промышленники и отраслевые НИИ, с большим трудом по пространству СНГ собирают кадры с советской инженерной школой. Этих специалистов просто некем заменить. То же самое относится и к высококвалифицированным рабочим кадрам (рабочие специальности высших разрядов). В условиях кризиса очень велика вероятность потерять этих людей. Если сейчас контингент «синих воротничков» уедет из страны, то далеко не факт, что когда кризис завершится — они вернутся. Произойдет переориентация потоков, произойдет деквалификация этих людей, которые, оставшись без работы, просто уйдут из этой ниши. Мы уже знаем, как это было в начале 90-х, когда обесценивался и терялся человеческий капитал.

Еще один важный канал, в отношении которого целесообразно применять механизм аллокации — это образовательная миграция. Изначально такая миграция считается временной: студент, у которого закончилась учебная виза, обязан покинуть страну, а затем въехать снова, но уже по иной — трудовой или деловой визе. Однако сегодня некоторые страны озабочены тем, чтобы дать возможность молодым специалистам продолжать спокойно работать, коль скоро их высококвалифицированный труд оказался востребованным.

Например, в Канаде с 2005 года действует программа для выпускников, приехавших учиться из-за рубежа, Post-Graduation Work Program. По ней можно остаться в стране после окончания учебы на год, а если устраиваться на работу за пределами трех главных центров страны — Монреаля, Торонто и Ванкувера — то можно работать не один, а два года.[2] Аналогичные программы существуют в США, Австралии, Великобритании и других странах.

В России механизм аллокации необходимо применять в первую очередь в отношении русских и русскоязычных студентов из стран СНГ, а так же наиболее перспективных молодых специалистов ближнего и дальнего зарубежья, необходимых местным предприятиям, но еще не принявших решения о месте своего дальнейшего трудоустройства. Учитывая, что в странах исхода выпускники российских вузов пользуются при трудоустройстве конкурентным преимуществом по сравнению с закончившими местные вузы, то им бывает непросто принять решение остаться в России. 

Со стороны вуза необходимо предусматривать возможность для выпускника продолжения своей образовательной и/или научной траектории. После бакалавриата — поступление в магистратуру, после магистратуры — в аспирантуру. Развитие исследовательских центров, КБ, лабораторий, играет свою роль и в создании условий для использования потенциала выпускников.

Для реализации в профессиональной области выпускнику особенно важно место первого трудоустройства. Хорошо, если еще во время учебы были созданы условия для работы или практики на конкретном предприятии и там уже ждут нового специалиста. Для остальных определяющим является наличие информации о возможном трудоустройстве. Информационные кампании для выпускников должны проводиться совместно вузом и  работодателями при поддержке и содействие местной власти в лице профильных министерств или управлений.

Пожалуй, самым острым вопросом остается жилищный. Развитие рынка съемного жилья играет положительную роль в решении проблемы привлечения любых мигрантов, но особенно это актуально в отношении вчерашних выпускников, у которых нет сбережений, которые можно было бы потратить на обустройство и нет достаточного дохода для съема дорогого жилья. Выходом может быть развитие рынка муниципального съемного жилья и  строительство доходных домов. В качестве заказчиков на объемы жилья, предназначенного для съема, могут выступать и работодатели, и сами вузы. В этом случае это жилье будет иметь статус ведомственного.

Для дальнейшего обустройства необходимы специальные программы поддержки молодых специалистов. Иностранные граждане должны иметь возможность при приобретении определенного правового статуса (РВП или ВНЖ) включаться в эти программы на равных с гражданами РФ. Такие программы имеют региональный характер, и их реализация является существенным конкурентным преимуществом региона при привлечении молодых специалистов, закончивших местные вузы.

Таким образом, что бы аллокация действительно состоялась, необходимы не только усилия местной власти, но и активная работа вузов и, разумеется, бизнеса, заинтересованного в квалифицированных кадрах. 


[1] Так в Греции по закону 2001 г. мигранты, которые последовательно обновляли свои двухгодичные разрешения на проживание в течение 10 лет, получили возможность претендовать на постоянный вид на жительство. В Португалии мигранты получают право на постоянное проживание после четырехкратного обновления своего годичного разрешения. [А. Левинсон «Почему страны продолжают думать о регуляризации?» «Специальные программы легализации иммигрантов: мировой опыт. Сборник статей». Под ред. Г. Витковской, МОМ, М., 2006].

[2] По материалам сайта http://www.studycanada.ru/

 

Источник: Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции. Сборник научных статей // под общ. ред. К.О.Ромодановского, М.Л.Тюркина. – М.: ФМС России, 2009.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.