Главная ?> Авторы ?> Градировский -> Об артиллерийском способе урегулирования квот
Версия для печати

Об артиллерийском способе урегулирования квот

Квоты в России устанавливаются артиллерийским способом.

В 2007-м квота на привлечение иностранной рабочей силы была установлена в размере 6 миллионов, выбрано было 2 млн. — явный перелет!

В 2008-м квота стала меньше двух миллионов (1,8) и была исчерпана уже к лету, можно сказать, аккурат к трудовому сезону — явный, позорный недолет!

На 2009 год квота устанавливалась в ноябре. В стране и мире бушевал кризис, Председатель Правительства В.В.Путин установил квоту чуть меньше 4 млн. (из них визовым странам досталось 1,25 млн.).

Спустя несколько дней он же потребовал от своего же правительства урезать квоту, дабы тем самым защитить россиян на период кризиса от конкуренции. В отличие от своего начальника, поспешившего с выводами, чиновники, наученные горьким опытом прошлого года и мало что понимая про кризис, поступили весьма мудро: квоту как таковую они не тронули, хитро перераспределив часть ее в сторону резерва, который с 30% вырос до 50%.

Таким образом, в нормативном смысле, потребность экономики в иностранном труде осталась той, что была сформулирована работодателями к 1 мая 2008 года! Невероятно? Но именно эта потребность лежит в основании документов правительства!

Так что, цель накрыта? Наконец-то правительство установило такую квоту, которая будет регулировать рынок заемного труда? Не факт, цель ведь движется.

Движение это еще до недавнего времени определяли два фактора: это постоянно растущая экономика и наметившаяся тенденция уменьшения нелегального сектора. Рост экономики начался сразу после дефолта 1998 года, спад нелегального сектора — после принятия пакета законов, вступивших в силу 15 января 2007 года, либерализовавших процедуры регистрации и выдачи разрешений на труд.

Если честно, оба эти тренда рассчитать было несложно, без изматывающей регионы и рынки трехлетней артиллерийской пристрелки. Но все это теперь дела минувших дней и, пожалуй, стоит радоваться тому, что попадание в цель все же произойдет. Вопрос: произойдет ли?

Ведь до кризиса двигалась, причем прямолинейно, сама цель (потребность в найме, постепенно росла). Текущий экономический кризис привел к тому, что двигаться стало пространство вокруг цели. Как прицеливаться, когда вы не уверены, что закон гравитации на всех участках полета снаряда работает одинаково? И горизонт будет там же, где он был минуту назад?

Именно в таких условиях устанавливает квоту наше правительство.

Люди, взвалившие на себя ответственность квотирования, должны точно знать, как текущий кризис развернется во всех отраслях и регионах страны, какая безработица будет весной, а затем осенью в каждом отдельном субъекте федерации, в каждом крупном и среднем городе; какие места, занятые до того трудовыми мигрантами, займет с радостью коренное население, а какие нужно будет сохранить за мигрантами; и, наконец, какие места смогут занять мигранты из дальнего, а какие из ближнего зарубежья.

Зачем такая детализация? Так ведь квоты устанавливаются буквально до одной трудовой единицы по «приоритетным профессионально-квалификационным группам», по «субъектам федерации», по «профессиям, специальностям и квалификациям» и даже по странам происхождения (последняя процедура хоть и предусмотрена законодательством РФ, но пока не задействована).

Знать в перспективе года–полутора лет, как кризис трансформирует рынок труда в целом и его сегменты в частности — невозможно. И бессмысленно опираться на заявки работодателей, сделанные до 1 мая 2008 года (sic!), когда никто не мог даже в страшном сне предположить нынешнею весну. Но ведь опираются! Защищают квоты, разнесенные по регионам, специальностям и профессиям буквально поштучно!

Может быть, с помощью квот решается какая-то другая проблема, например, социальная?

Принято считать, что квоты защищают местный рынок труда. Например, так думает Андрей Исаев, который с опорой на это знание выступил с инициативой жесткого урезания квот. Исаев — не единственный, кто думает, что квоты кого-то от чего-то защищают. Но это не так.

Во-первых, если кто рынки и защищает, так это местные трехсторонние комиссии, состоящие из представителей работодателей, профсоюзов и властей, правда, если они исполняют свою базовую функцию — ищут и находят компромисс, жмут руки и соблюдают договоренности.

Во-вторых, существует четко прописанная процедура согласования заявки каждого конкретного работодателя, когда последний должен доказать, что запрашиваемая им рабочая единица действительно не закрывается предложением местного рынка труда. После чего сумма заявок работодателей обрабатываются в регионе: запросы соотносятся с прогнозами, инвестиционными планами, положением дел на локальных рынках и в экономике в целом.

И, наконец, действующая в 2007-м году шестимиллионная квота на труд практически означала отсутствие таковой, так как давала возможность работать всем желающим. Этот административный казус стал удачным примером того, что станет с рынком труда, если взять и отказаться от квоты вообще. Год эксперимента показал: никакой катастрофы на рынках труда не произошло, напротив, наблюдался позитивный рост зарплат, занятости и явное сокращение нелегального сектора.

Подведем итоги: в ситуации мирового кризиса рынки труда будут защищать все. До определенной степени — это правильно. Но вот квоты практической роли в этом не играют. Играют они роль политическую, выступая неким символом управления рынками труда, а также экономическую в том смысле, что формируют теневой рынок продажи квот (как со стороны бюрократии, так и со стороны крупных работодателей, находящихся в особых отношениях с властями). Но для регулирования рынков труда квоты, в лучшем случае, — бессмысленны. В период нынешнего кризиса — вводят в заблуждение, а в период грядущего экономического подъема, помноженного на долговременное падение численности трудоспособного населения, когда рост иностранного заемного труда должен опережать экономический рост, квоты вообще вредны, ибо только разрушают эластичность рынка труда.

Найдет ли власть силы перейти к другим инструментам регулирования? Видимо, нет: ответственные чиновники Минздравсоцразвития слишком гордятся той «рациональной системой», которую они непосильным трудом создали.

 

Источник: Российская миграция, 2009. № 2 (33), май

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.