Версия для печати
От метода — к теории
Теоретическое и профессиональное самосознание дизайна постепенно утверждается в критическом отношении к своему объекту. Дизайну отказано в праве быть идеальной формой материально-эстетической культуры. От действительности дизайна отделяется его культурный идеал, притом не только в сознании, но и практически. Помог опыт истории, силой которой развивающийся дизайн смог объективно разделить в себе свои художественно-эстетические, культурно-исторические и социально-технические предпосылки. То, что для пионеров дизайна существовало в единстве их творческой жизни, история своим усмотрением разъединила и обособила. Ульм стал ключом к пониманию Баухауза и ВХУТЕМАСа. Самокритика дизайна выставила проблему его культурной природы, вопрос об отношении социально-технических и художественно-эстетических моментов в его практике. Возникающее отсюда понятие художественного проектирования вобрало в себя содержание культурного идеала дизайна и те элементы практики художественного проектирования, которые присутствовали вчера и присутствуют сегодня в разных областях художественно-эстетической культуры — прежде всего в искусстве.
Идея художественного проектирования положила начало дея-. тельности Семинара промышленного и оформительского искусства, созданного в 1964 году при Союзе художников СССР. Семинар поставил перед собой задачу раскрыть то богатство возможностей, которое представляет проектирование для творческой художественной мысли. Художник должен был увидеть, что дизайнерство можно понять как разновидность художественного творчества, и включить в организм художественной культуры. Была предположена возможность нового вида профессиональной практики, получившая имя “художественное проектирование”.
Превращение художника в дизайнера, движимого идеей художественного проектирования, предполагает не отрицание профессиональных средств и методов художественного мышления, а их использование — интенсивное и сознательное. В сущности, художник и дизайнер—представители одной и той же культуры: их живое мышление протекает в языке предметных форм, они этот язык понимают и обогащают культуру предметности новыми ценностями. По самому своему профессиональному положению художник является дизайнером, в нем скрыты способности художественно-проектного мышления. Можно вскрыть проектные возможности художественного сознания, обратить на них внимание художника и помочь ему превратить их в осознанные средства решения проектных задач. Разумеется, близость типов художественного и художественно-проектного мышления не исключает разницы профессиональных позиций художника и Дизайнера: она пролегает по линии задачи. Мышление дизайнера изначально связано проектной установкой, ориентировано на объект проектирования и проект как форму фиксации решения проектной задачи. Художественное мышление, несомненно, более свободно в своих предпосылках и не предопределено внешними обстоятельствами задачи и объекта. Мышление дизайнера имеет структуру более жесткую, определенную тем, что оно проектное мышление. Художником-проектировщиком становится тот, кто, владея нормами художественного мышления, развивает в себе вкус к проектному мышлению и способности решения проектных задач на языке предметных форм.
Семиотика проекта
Процесс художественно-проектного творчества тесно связан с языком проектирования и во многом определяется им. Все стадии и горизонты его (начиная с фиксации проектной задачи и кончая получением всесторонне отработанного проекта) предполагают язык проектирования как ту знаковую форму, вне которой не существует объективно-значимого мыслительного содержания.
Знаковой формой языка проекта является проектная графика со всеми присущими ей средствами выражения и преобразования предметности. Содержание его — разворачивающаяся по своим стадиям и горизонтам деятельность проектирования, элементы которой — действия — суть единицы значения и языка проекта, входящие в его семантику, то есть систему значения. Семантика действия отличает язык проектирования от языков реального предметного мира, используемых человеком-наблюдателем для понимания окружающей среды.
Язык проектной графики имеет изобразительную и конструктивную функции, позволяющие ему изобразительно фиксировать реальность и деятельно преобразовывать ее. Проектное действие, ориентированное задачей проектирования, отодвигает изобразительную функцию своего языка на второй план. Основная его функция — конструктивная (то есть на нем возможна постановка и решение проектных задач). Поэтому, все исходные, промежуточные и конечные модели проектируемого объекта неизобразительны в обычном смысле этого слова. Это конструктивные модели, которые идеально придают предметному миру форму, вытекающую, во-первых, из содержания проектной задачи и, во-вторых, из того идеала эстетической организации предметного мира, который стоит за выбранной проектировщиком системой художественно-проектного мышления. Суть дела не в том, что изобразительная функция исключена из языка проектирования. Она сохраняется, но подчинена функции конструктивной, обслуживая решение проектных задач. Смысл проектного мышления в том и состоит, чтобы делать возможным проектное преобразование предметной реальности, а не изобразительное уподобление ей. Отсюда — допустимость и необходимость тех деформаций объекта художественного мышления, которые ведут к нахождению решения.
Предметные языки воспринимающего и проектирующего сознания не переводимы друг относительно друга. Их связывает действие.
Источник средств художественного проектирования
Хотя предмет проектирования первоначально задается проектной задачей, в нем, помимо указания на объект, подлежащий проектному действию, явно или неявно просматривается идеал формальной организации предметной среды и идеал ее потребителя” чье существование она будет обеспечивать своей предметностью. Два последних элемента задачи в художественном проектировании представлены особенно ярко. Художнику изначально свойственна и четкая ориентация на формальное упорядочение среды, и стремление сделать человека предпосылкой проектного процесса.
Вслед за постановкой задачи начинается формирование предмета проектирования — включение эмпирически заданного объекта в одну из существующих систем художественного, мышления. При этом система выступает как источник средств художественного проектирования, а ее язык становится проектным. Вместе с языком принимается художественная модель мира, связанная с выбранной системой мышления. В ней конкретизируется содержащийся в задаче абстрактный идеал формальной организации среды. Если до выбора художественной системы формирование предмета проектирования и проекта нормировалось идеалом, не имеющим прямого предметного выражения, то с выбором системы нормирование становится конкретным: проектируемый объект должен принадлежать выбранной художественной модели. Она, в свою очередь, осуществлена в ряде произведений искусства, часто очень большом, и может быть освоена художником в чистом виде, безотносительно к деятельности проектирования.
Отчетливая отнесенность проекта к некоторой системе художественного мышления — одна из особенностей художественного проектирования. Возведение ее в принцип позволяет использовать художественные средства в их эстетической чистоте. С другой стороны, установка на использование художественных средств позволяет развить художественную культуру проектного сознания.
В процессе использования сознание отделяет себя от той системы мышления, в которую оно должно включиться, и через отделение сознание формируется именно этой системой. Если же включение и отделение происходят осознанно, то попутно формируется творческая индивидуальность проектировщика. Осознанность снимает обычное для художественного сознания отождествление с одной из систем мышления и дает ему свободу от каждой определенной художественной модели мира, свободу использования многих существующих моделей, свободу создания новых моделей.
Филиация форм
Определенное включение проекта в систему художественного проектирования является важнейшим техническим источником процесса формы в дизайне. Оно порождает процесс переноса принципов формы из одной профессиональной сферы художественной культуры в другие сферы. Процесс переноса, или, что то же самое, филиация форм — повседневная реальность искусства и дизайна.
Подчеркнем технический характер заимствования форм, имея в виду, что переносимый принцип формы должен когда-то быть создан и где-то существовать. Чаще всего в ту сферу, где его находят, он также был привнесен извне. Очевидно, что когда-то он возник впервые, но подобные случаи абсолютного творчества единичны в рамках художественной культуры и не на них зиждется реальная практика формообразования в дизайне. Здесь существенны именно технические соображения.
На первый взгляд кажется, что в результате филиации происходит перенос конкретных, единичных форм. Так оно и есть с эмпирической точки зрения, но даже за единичным заимствованием стоит принципиальный сдвиг в системе художественного мышления. Потенциально, пока еще в скрытом, невыявленном виде в сферу проектирования попал новый принцип формы, а посредством его и новый принцип формообразования, несущий неизвестные до него возможности творческого действия. Включение проекта в систему художественного мышления, сохраняя все особенности переноса единичной формы, придает ему осознанный и исчерпывающий характер.
Композиционное моделирование
В процессе решения проектной задачи язык проектирования, связанный с выбранной системой художественного мышления, используется для фиксации художественных моделей проектируемого объекта. Непосредственным результатом проектных действий дизайнера является преобразование одних моделей в другие. Оно осуществляется до тех пор, пока некоторая модель не оказывается решением исходной проектной задачи. Художественные модели и есть тот материал, с которым имеет дело проектировщик в процессе своей деятельности.
В системе художественно-проектного мышления модель выполняет четыре функции, позволяя дизайнеру:
- модельно изображать объект проектирования;
- конструктивно переформировывать объект, приводя его в соответствие с идеалом формы (выбранной системы мышления);
- выражать свое отношение к объекту проектирования (и предполагаемое отношение потребителя);
- наконец, выявлять идею проекта, то идеальное содержание, которое посредством деятельности проектирования вносится в предметную реальность.
Первые две функции не специфичны для художественных моделей, ими обладают модели и научно-технические. Последние две, напротив, свойственны именно художественным моделям (в силу их причастности к специфике искусства). Преимущества художественного проектирования следуют из того, что все четыре функции присущи одному материалу — моделям.
Модель строится всякий раз, когда проектировщик сталкивается с проблемной ситуацией. Дело в том, что в процессе развертывания проектной идеи в материале языка проекта дизайнер сталкивается с ситуациями, в которых невозможно осуществить следующий шаг решения, если остановиться на уже построенной модели: принцип формообразования этой модели исчерпан, объект организован с точки зрения этого принципа, а задача в целом еще не решена. Из сопоставления уже найденного решения и еще не решенной задачи возникает проблемная ситуация. Проектное мышление протекает одновременно в нескольких “горизонтах”, в каждом из которых существует своя модель, и проблемная ситуация, возникнув в одном из горизонтов, может быть разрешена в каком-то другом.
В этом случае вступает в свои права “модельный”, композиционный анализ. Его цель — выявить те горизонты проекта, в которых совершалось мышление до возникновения проблемной ситуации, а из них — те, которые были ведущими, базисными горизонтами. Остальное содержание проекта временно отбрасывается, происходит абстрагирование от проекта, выделение в нем содержания, присущего базисным горизонтам и составляющего ядро мыслительного процесса на этой стадии проектирования. То, что выделено в модельном анализе, фиксируется затем в одной из нескольких моделей.
По окончании модельного анализа начинается «модельный» композиционный синтез. Выделенная на стадии анализа модель является (вследствие способа своего выделения) принципиально незавершенной в данном горизонте. Она абстрагирована от проблемной ситуации, в которой моделируется объект находится под действием формообразующих факторов других горизонтов. С точки зрения принципа формы абстрагированной модели ее содержание выглядит деформированным, а сама модель — дезорганизованной. Необходимо привести ее в соответствие с принципом формы, организовать, придать ей формальное совершенство. Эта необходимость реализуется в модельном синтезе. Модель, фиксирующая результат абстрагирующего анализа, подвергается переформированию в соответствии с принципом формообразования ее горизонта. Она внутренне уравновешивается.
Процесс модельного синтеза — это тоже процесс проектирования, но уже другого объекта, отличного от исходного. Объекты модельного анализа и модельного синтеза суть абстрактные или идеальные объекты. В этом нет ничего свойственного исключительно художественному мышлению. Идеальные объекты сплошь и рядом населяют самую строгую науку. Математические маятники, идеальные жидкости, точки, не имеющие размеров, но имеющие массу, — все это объекты, существующие лишь в “теле” научного мышления. Им вполне аналогичны модели художественного мышления.
И точно так же, как идеальные объекты науки создают ее логический базис, участвуя в решении практических задач, идеальные объекты проектирования — художественные модели — создают логический базис проектного мышления. Без них решение проектных задач было бы невозможно.
Специфика композиционного анализа и синтеза в художественном проектировании коренится в механизмах художественного сознания проектировщика. С его профессиональной точки зрения эти процедуры выглядят как превращение объекта проектирования в тему эстетического творчества. Логика художественно-проектного мышления скрывается здесь за формами традиционного для художника [мышления]. Но она есть. Процедуры модельного анализа и модельного синтеза составляют тот конструктивный каркас художественного сознания, который позволяет ему развернуть своеобразную психологическую моделировку объекта художественной мысли — в восприятии, эмоциональном понимании, субъективизации смысла. Тем самым проектное мышление приобретает неповторимый привкус художественной объективности, присущей явлениям искусства. Это сцепление норм традиционного художественного сознания с нормами сознания проектного и составляет субъективно-творческую основу художественного проектирования.
В процессе проектирования происходит многократное моделирование и фигурирует ряд моделей. Далеко не всегда отдельные процессы в разных горизонтах складываются в единый поток, приводящий проектировщика к искомому результату — проекту. Равнодействующая векторов таких движений может дать нуль, тупиковую ситуацию. Осмысленная направленность проектного мышления к целостному проекту — вот где лежит основа сходящегося процесса многих актов анализа и синтеза. Обычно основы художественного моделирования играют исключительно дидактическую роль. Так, курсы пространственной композиции и колористики являются пропедевтическими, […] оформляя предметное видение проектировщика. В практике художественного проектирования, конечно, имеет место и эта дидактическая функция художественного моделирования. Однако не она — главное. Модельный анализ и синтез выполняет здесь рабочую, конструктивную роль и составляет основу проектной методологии.
От метода к теории
Возникнув в результате художественно-эстетической самокритики дизайна, художественное проектирование вступило в фазу своего профессионального становления: определяются контуры его методологии, формируется учебный предмет “художественного проектирования”, намечаются пункты его теоретического и исторического самосознания. Ни одна живая система мышления не исходит из завершенной теории и не завершает себя ею. Идеал свободного существования мысли — в конструктивной универсальности, в возможности менять свои практические, методологические и теоретические предпосылки в процессе решения практических задач, признанных мышлением значимыми с точки зрения его ценностей и идеальной ориентации.
На пути от метода художественного проектирования к его теории лежит разработка его категорий — проектного пространcтва и времени, органики, визуальной информации, веши, человека как предпосылки проектирования, которые должны стать основой концепции художественно-проектной геометрии, и разработка концепции художественно-проектного сознания. В этом направлении и идет теоретическая деятельность Студии.
Источник: "Промета". Опубликовано: "Декоративное искусство СССР", №2 за 1968 г.
|