Главная ?> Авторы ?> Филатов -> Кто наследники Бориса Талантова?
Версия для печати

Кто наследники Бориса Талантова?

Борис Талантов (1903-1971), кировский преподаватель математики на пенсии, в 60-е гг. был одним из первых, кто поблично выступил против гонений на верующих и против сервильного отношения РПЦ к советской власти. В 1966 г. на Запад попало «Окрытое письмо верующих Кировской (Вятской) епархии Патриарху Алексию и всем верующим Русской Православной Церкви», подписанное двенадцатью кировчанами 10 ноября 1966 г. Автором этого письма был Талантов. В посланиии содержалось требование предать духовному суду Кировского и Слободского епископа Владимира (Котлярова), как нарушившего церковные каноны и способствовавшего закрытию храмов. 30 марта 1967 года Талантов написал статью «тайное участие Московской Патриархии в борьбе КПСС с Православной Христианской Церковью», а затем ещё несколько. В 1969 году Талантов был арестован и приговорён к двум годам заключения. В последнем слове на суде он подтвердил свою верность Христу. В 1971 г. Талантов умер в тюремной больнице.

Все 70-80-е годы имя Талантова служило символом бескомпромиссной верности Христу, противостояния тоталитарному государству и неприятия церковного сервилизма. Например, Евгений Барабанов писал в сборнике «Из под глыб», составленом А. Солженицыным (ИМКА Пресс, Париж, 1974): «Церковь не ответила на замечательные, высоко моральные и неоспоримые призывы Эшлимана и Якунина, архиепископа Гермогена, Анатолия Левитина, Бориса Талантова и Александра Соженицына».

Время шло, Талантов умер, советская власть рухнула. Но имя Бориса Талантова в Вятке не забыли. У него даже остались прямые ученики. Таковым, в частности, является иеродиакон Никодим (Каменский), принадлежащей к витальевской ветви Русской православной Церкви Заграницей. Отец Никодим служит в карловацком приходе Новосвященномученика Виктора Глазовского в городе Уржуме. Настоятель этого прихода иерей Сергий Шуклин — один из наиболее активных клириков РПЦЗ, выступающих против объдинения карловчан с РПЦ. Иеродиакон Никодим, немолодой человек, перенес три инсульта, находится на попечении о. Сергия Шуклина. Отец Никодим сохранил у себя часть архива Талантова и автор воспоминаний о православном сопротивлении верующих Вятки произволу властей в 60-70-е годы.

Отец Никодим по состоянию здоровья мало активен, но высказывания отца Сергия Шуклина заставляют вспомнить антисергианский пафос первых послевоенных диссидентов. Одним из проявлений сергианства РПЦ  о. Сергий считает сращивание ее структур с коррумпированными властными структурами, а более того   с криминальной средой. Симфония РПЦ с современной российской властью для клириков этой уржумской общины –столь же греховна и преступна, как и со сталинским и хрущевским режимами.

Но Талантова теперь любят и чтут его память не только подобные ему по характеру нонкомфористы. Для широкой вятской общественности — и церковной, и светской Талантов стал частью «славного прошлого Вятки», тем, кем должна гордиться Вятская земля. Ему посвящена хвалебная заметка в официально изданном словаре «Знатные люди Вятки», ему посвящают курсовые и дипломные работы студенты вятских вузов.

Преподаватель Вятского гуманитарного университета Евгений Останин совершенно случайно стал обладателем, обнаруженной в 2004 г. значительной части архивов Талантова и в настоящее время пишет книгу о нем. Останин, ознакомившись с философскими и публицистическими рукописями Талантова, считает его ярким мыслителем, «более значительным, чем Николай Бердяев». Еще в 60-е годы Талантов писал, что коммунизм, как идея мертв и советская система проживет недолго. Он мучительно размышлял, какие опасности тогда будут ждать Россию.

Но Талантов почитаем не только светской интеллигенцией. Его чтит и вятское духовенство. Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф с большим уважением отзывается о деятельности Талантова. В интервью, данном нам 19. 07. 2005 г. Хрисанф отозвался о Талантове, как о «сильном духом истинном православном, которого в будущем следует причислить к лику святых». Нынешняя позиция Хрисанфа выглядит вполне логично: он высказывается как последовательный антикоммунист, не ищет оправданий сталинскому режиму, а в 1997-2003 годах, во время правления губернатора-коммуниста Владимира Сергеенкова по большей части конфликтовал с ним. Да и в 70-е- 80-е годы хотя бы не проявил себя особо верным слугой «партии и правительства». И все же он был частью той системы, которую категорически отрицал Борис Талантов.

Борис Талантов почитаем и другими влиятельными клириками Вятской епархии. Очень активен в утверждении его авторитета секретарь Епархиального управления священник Александр Балыбердин. При губернаторе-коммунисте Сергеенкове Балыбердин исполнял обязанности специалиста областной администрации по связям с религиозными организациями. В бытность свою «уполномоченным» Балыбердин последовательно выступал за усиление государственного контроля над религиозной жизнью и за огосударствление православия. Балыбердин является сторонником контроля за религиозными организациями и поэтому добивался, чтобы при каждой районной администрации был свой уполномоченный. Балыбердин пытался поставить под свой контроль все дома культуры, в которых могут собираться протестанты, чтобы спрашивали у уполномоченного разрешение на предоставление помещения. В своих статьях Балыбердин особенно резко нападал на баптистов, многочисленных в Кировской области. Он прямо обвинял протестантов в антисоциальной направленности их учения, в стремлении оторвать русский народ от исконных государственнических традиций.

В то же время отец Александр в беседе с нами назвал Талантова «мучеником». Он уверен, что Талантов будет причислен к лику святых и поддерживает исследования наследия Талантова, которые осуществляет Евгений Останин. Беда Талантова, как считает отец Александр, состояла в том, что его стали хвалить на Западе, пропагандировать по Би-Би-Си.

Бесстрашный харизматический герой-идеалист всегда отличается от своих менее возвышенных почитателей, это в порядке вещей. Но все же не существует ли некая грань, за которой эти отличия становятся слишком принципиальными? Иногда ситуация может выглядеть не только противоестественной, но и абсурдной.

 

Источник: информационно-аналитический бюллетень "Русское Ревью", июль-август 2005 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.