Версия для печати
Нирвана или жизнь?
Каждый год Министерство юстиции Российской Федерации производит учет численности религиозных организаций, действующих на территории страны. Однако в религиозной жизни постоянно происходят изменения — появляются новые организации и, напротив, некоторые общины распадаются, — а количество граф в статистической таблице Минюста на протяжении последних лет остается практически неизменным. В результате из поля зрения статистики исчезают многие процессы, развивающиеся в реальности.
О сложностях, связанных с упорядочением данных Минюста РФ и о наиболее значительных пробелах в статистических таблицах «Русский Архипелаг» попросил высказать свое мнение старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, руководителя проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» Сергея Борисовича Филатова.
— Пытаясь составить представление о том, что происходит сегодня в религиозной жизни страны, мы обратились к официальным статистическим таблицам. Однако обнаружилось, что они имеют целый ряд недочетов, значительно усложняющих труд исследователя. Один из них — хаотичность расположения организаций: например, чтобы узнать, какова численность христианских организаций в стране, нужно самостоятельно отметить и пересчитать разбросанные в произвольном порядке христианские объединения. А чтобы проследить динамику их численности, нужно «пересобрать» минюстовкие данные в другом порядке, — что мы и сделали, собрав данные за последние годы и упорядочив их в сводной таблице . При этом были использованы только те графы, которые присутствовали в исходных таблицах. Изменения коснулись порядка расположения религиозных организаций и объединения их в группы. Конечно, и эта таблица получилась не совершенной. Каковы, на Ваш взгляд, ее основные недостатки?
— В первую очередь бросается в глаза то, что пятидесятнические церкви не объединены в отдельную группу. Поскольку на сегодняшний день пятидесятничество является наиболее крупным и бурно развивающимся направлением в протестантизме, немаловажно иметь представление об общей численности пятидесятнических организаций. Пятидесятники представлены в следующих рубриках: «Евангельские христиане в духе апостолов», «харизматические церкви», «христиане веры евангельской-пятидесятники», «Церкви полного Евангелия». Пресвитерианская церковь в России является таковой только по названию и по организации (но пресвитерианская организация у большинства пятидесятнических объединений), а, по сути, практически все российские пресвитерианские церкви являются пятидесятническими, — т.е. входят в пятидесятничесике союзы, признают харизматическую практику глоссолалии. По крайней мере, проводя «полевые» исследования в различных регионах страны, мы не нашли ни одной пресвитерианской церкви, которая по существу не являлась бы пятидесятнической. Кроме того, под названием «Церковь Христа» в России действуют два совершенно различных христианских движения: т. наз. Бостонское движение и одно из течений пятидесятничества.
В целом внутри протестантизма следует выделять: лютеран, реформистов (кальвинистов), англикан, методистов и связанных с ними представителей церквей веслиянской традиции, таких как Армия Спасения, адвентистов, а также баптистов-евангелистов и пятидесятников.
Возникают сомнения и трудности и при зачислении некоторых организаций в ту или иную группу.
Например, Новоапостольскую церковь обычно относят к протестантизму, хотя учение новоапостольцев не во всем соответствует протестантским принципам, являясь неким «пограничным состоянием». Приверженцы этого движения считают Священное Писание лишь одним из оснований Церкви, придавая большее значение «живому» апостольскому слову. В то же время у новоапостольцев нет какого-либо дополнительного, своего «Священного Писания», они просто перетолковали Библию. Поэтому Новоапостольскую церковь можно охарактеризовать с некоторыми оговорками как протестанское движение. Гораздо больше аргументов против причисления к протестантизму Бостонского движения (Церковь Христа) и квакеров (Общество друзей). В данном случае корректнее говорить об околопротестантских движениях или движениях, вышедших из протестантизма.
Квакеры убеждены, что в каждом есть «что-то от Бога», в каждом есть «искра Божья», но это не означает, что все квакеры признают Христа: кто-то из них верит в Христа (квакеры-евангелисты), а кто-то обращается к иным религиозным традициям: квакер может быть христианином, буддистом, универсалистом, и при этом быть квакером. Но традиционно их относят к протестантам.
А вот отечественные копты не имеют к Коптской церкви никакого отношения. Это квази-религиозное движение с теософско-хипповской доктриной, не проводящее богослужений, и называющее себя коптской церковью видимо только в силу красивого звучания словосочетания. Эта община существовала в Питере в единственном экземпляре до 2003 года включительно. В статистических данных Минюста за 2004 год в графе «Коптская церковь» стоит 0, хотя сама графа сохранилась.
Еще одно значительное упущение данных статистических таблиц состоит, в ряде случаев, в отсутствии деления — как деноминационного, так и юрисдикционного — внутри религиозных течений. Например, ислам представлен всего одной строкой, в результате чего нет возможности даже примерно предположить, каково соотношение между количеством организаций, входящих в Совет муфтиев России Равиля Гайнутдина и в ЦДУМ Талгата Таджутдина.
Так же — одной строкой — дается статистика численности буддистских организаций, хотя юрисдикционно российский буддизм разделен на три бурятских союза, два калмыцких, один тувинский. Есть и объединения русских буддистов вне регионов традиционного распространения этой религии.
При этом в Калмыкии буддистские общины существуют самостоятельно, входя в союзы формально. В Бурятии, наряду с Буддийской традиционной Сангхой России, возглавляемой Аюшевым, существуют два оппозиционных союза — Духовное Управление Буддистов России (ДУБ), возглавляемое ламой Нимажапом Ильичом Илюхиновым, и Буддийская централизованная организация «Майдар», возглавляемая ламой Самаевым Данзан-Хайбзуном (Федором Сергеевичем).
Конечно, наибольшее количество бурятских дацанов находится под контролем Аюшева, что позволяет ему иметь огромное влияние. Пока ушедшая в альтернативные союзы бурятская интеллигенция занята медитацией, Аюшеев хранит традиции: люди идут в дацан за требами, астрологией, тибетской медициной. Здесь руководствуются убеждением, что медитация — не дело для простого человека. Простой человек нуждается не в нирване, а в хорошем здоровье.
Существуют буддистские организации европейцев, но общенациональное значение имеет только одна — по всей России активно действует Карма-кагью Оле Нидала. Это совершенно самостоятельное молодежное европейское движение, имеющее общероссийскую сеть.
Доктринального деления между всеми этими союзами нет, они практикуют тибетский буддизм. Кроме того, в России есть небольшие и немногочисленные интеллигентские общины дзен (чань) и тхеравады, однако обычно они не регистрируются.
Иудаизм поделен только на ортодоксальный и прогрессивный, хотя, во-первых, прогрессивный иудаизм правильнее называть современным, во-вторых, по своей организационной структуре, современные (прогрессивные) общины входят в ортодоксальные: современный иудаизм в России представлен объединением под названием ОРОСИР (Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России), которое является составным подразделением ортодоксального иудаистского объединения — КЕООР (Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России). В то же время созданный хасидами ФЕООР (Федерация еврейских ортодоксальных общин России) вообще не отмечен в таблицах Минюста.
Организации консервативного иудаизма в России нет, хотя, по реальной идеологии, по вероучению российских иудеев, большинство из них — консерваторы. Но, являясь таковыми по сути, организационно консерваторы состоят в общинах либо современного иудаизма, либо ортодоксального, либо хасидского. То есть консервативный иудаизм в России есть, а организации консервативных иудеев — нет.
— Если рассматривать переструктурированную, упорядоченную таблицу, какие обнаруживаются «дыры»? Какую реальность упускает Минюст, не отводя под уже немалочисленные и развивающиеся организации отдельные графы?
— Таких «дыр» много. Например, отсутствуют данные о Церкви Назарянина и Веслианской церкви, относящихся к методистской, веслиянской традиции, хотя на протяжении последних лет отмечается медленный, но устойчивый рост общин, и с уверенностью можно сказать, что через десять лет их количество на территории России будет более заметным. По всей видимости, эти церкви при регистрации попадают в графу «Неденоминированные христианские церкви».
В разделе «Лютеране» отсутствуют Сибирская евангелическо-лютеранская церковь, хотя численность ее приходов уже превышает 10, и продолжит расти в дальнейшем, а также Христианская евангелическо-лютеранская церковь Висконсин-Синод, насчитывающая около 5 приходов и несколько миссий.
Конечно, некоторые церкви, имеющие небольшое количество приходов и ведущие свою деятельность в том или ином регионе, а не по всей стране в целом (как, например, Свердловская евангелическо-лютеранская церковь или Карельская евангелическо-лютеранская церковь) вполне оправданно при регистрации занести в графу «Другие». Но Сибирская евангелическо-лютеранская церковь и Христианская евангелическо-лютеранская церковь Висконсин-Синод — это крупные самостоятельные церкви, появление которых стало заметным явлением в религиозной жизни России.
Что касается Католической Церкви, то очень важна информация об униатах. На сегодняшний день в России присутствуют католики латинского обряда и католики восточного обряда, среди которых: Греко-католики — украинцы, Греко-католики — русские и Армяно-католики. В таблицах Минюста это никак не отражается.
Среди языческих организаций, к сожалению, не выделяется славянское язычество, попадая в одну графу с национальными верованиями якутов, марийцев, удмуртов, — хотя это принципиально иное, новое культурное явление.
А в разделе «Старообрядчество» следует выделить Древлеправославную Церковь (Курскую епископию), возглавляемую епископом Апполинарием, вероятно, при регистрации попадающую в графу «Другие согласия», — количество ее приходов постоянно растет. На данный момент их насчитывается пять, и мы убеждены, что у этой церкви в России есть будущее.
— Сегодня старообрядчество становится сугубо деревенским явлением, или эта традиция может воспроизводиться и в городах?
— В городах существуют и развиваются старообрядческие общины, — но это, в основном, поповцы. Дело в том, что у беспоповцев много строгих требований и предписаний, они очень жестко завязаны на традиционный образ жизни, который невозможно сохранить в современных городских условиях. Если же происходят попытки провести реформы, то, как правило, они заканчиваются тем, что беспоповская община становится поповской. В крупных городах есть несколько крупных беспоповских общин, но они состоят почти исключительно из пенсионеров.
Неприятие официального духовенства роднит беспоповские общины с евангелическими движениями. Я часто был свидетелем того, как на личном уровне между староверами-беспоповцами и протестантами возникал бурный диалог о вере, о Библии. И староверы, и протестанты психологически готовы к «пре» за истину. Разумеется, на официальном уровне никакого диалога между протестантами и староверами нет.
октябрь 2004 г.
|
1. Христианство (всего)
|
1.1. Православные церкви (всего)
|
1.1.1. Новообрядцы (никониане) (всего)
|
в т.ч. юрисдикции
|
Истинно-православная церковь (катакомбная)
|
Российская православная автономная церковь (суздальцы)
|
Российская православная кафолическая церковь
|
Российская православная свободная церковь
|
Русская православная церковь (Московский патриархат)
|
Русская православная церковь заграницей
|
Украинская православная церковь (Киевский патриархат)
|
Церковь Божьей матери державная
|
1.1.2. Старообрядцы (всего)
|
в т.ч. согласия
|
Древнеправославная церковь
|
Поморская церковь
|
Русская православная старообрядческая церковь
|
Другие согласия
|
1.2. Дохалкидонские церкви: монофизиты и несториане (всего)
|
|
Армянская апостольская церковь
|
Ассирийская церковь
|
Коптская церковь
|
1.3. Католическая церковь (всего)
|
|
1.3.1. Восточного обряда
|
|
Греко-католическая церковь
|
|
1.3.2. Латинского обряда
|
|
Римско-католическая церковь
|
1.4. Духовное христианство (всего)
|
|
Духоборцы
|
Молокане
|
1.5. Протестантизм (всего)
|
|
1.5.1. Лютеране (всего)
|
|
Евангелическо-лютеранская церковь
|
Единая евангелическо-лютеранская церковь России
|
Церковь Ингрии
|
Другие евангелическо-лютеранские церкви
|
|
1.5.2. Кальвинисты (всего)
|
|
Реформатская церковь
|
Пресвитерианская церковь
|
|
1.5.3. Англиканская церковь
|
|
1.5.4. Методизм и Церкви веслиянской традиции (всего)
|
|
Армия Спасения
|
Методистская церковь
|
|
1.5.5. Адвентисты седьмого дня
|
|
1.5.6. Евангельские движения (всего)
|
в т.ч. деноминации, конфессии и юрисдикции
|
Евангелическая церковь
|
Евангельские христиане-баптисты
|
Евангельские христиане-трезвенники
|
Евангельские христиане-трезвенники (чуриковцы)
|
Евангельские христиане (прохановцы)
|
Евангельские христиане в духе апостолов
|
Меннониты
|
Совет церквей ЕХБ
|
Харизматические церкви
|
Христиане веры евангельской — пятидесятники
|
Христиане иудействующие (миссианские евреи)
|
Церковь полного Евангелия
|
Церковь Христа — ???
|
1.6. Околопротестантские движения
|
|
Бостонское движение (Церковь Христа)
|
Квакеры (Религиозное общество «друзей»)
|
Новоапостольская церковь
|
1.7. Неденоминированные христианские организации
|
2. Ислам (всего)
|
3. Иудаизм (всего)
|
|
Ортодоксальный
|
Современный (прогрессивный)
|
Караимы
|
4. Буддизм
|
5. Религии индуистского происхождения (всего)
|
|
Индуизм
|
Сикхизм
|
Сознание Кришны (вайшнавы)
|
Тантризм
|
6. Даосизм
|
7. Зороастризм
|
8. Этнические верования и шаманизм (всего)
|
|
Шаманизм
|
Языческие верования
|
9. Движения "Новых откровений" (всего)
|
9.1. в иудео-христианской традиции
|
|
Ассоциация «Церквей объединения» (Муна)
|
Духовное единство (толстовство)
|
Саентистская церковь (Общество христианской науки)
|
Свидетели Иеговы
|
Церковь Иисуса Христа св. последних дней (мормоны)
|
Церковь последнего завета (виссарионовцы)
|
9.2. в иных традициях
|
|
Бахаи
|
Живая этика (рериховцы)
|
Саентологическая церковь
|
10. Иные вероисповедания
|
|