Главная ?> Авторы ?> Дубровский -> Новое творение: что нового?
Версия для печати

Новое творение: что нового?

Вступление: в чем суть вопроса?

Одна из центральных тем учения евангельских церквей – это упоминаемая Спасителем в ночной беседе с Никодимом необходимость "рождения свыше". Удивленный учитель Израилев задает Иисусу вопрос о том, как же возможно заново родиться. Нам сегодня понятно, что мы рождаемся свыше благодаря вере в Сына Божьего, однако далеко ли мы ушли от Никодима в понимании внутренней сути этого действия? Что именно происходит с человеком при "новом рождении"? Что имеет в виду Писание, говоря о "рождении свыше"?

Рассматривая этот вопрос можно обнаружить много граней этой темы, однако при этом выделяются два трудно совместимых истолкования самой сути происходящего:

  • рождение свыше – это появление абсолютно новой природы, возникающей в нас тогда, когда мы верой принимаем Иисуса Христа
  • рождение свыше – это образное выражение, которое описывает восстановление отношений человека с Богом, в результате чего человек обретает совершенно новую жизнь

Прежде всего, отметим то общее, что есть в этих толкованиях. Оба эти истолкования отражают тот факт, что  когда человек обретает веру во Христа, его жизнь действительно изменяется кардинальным образом. Человек, живущий в общении с Богом, имеет жизнь совершенно другого качества, по сравнению с тем, как он жил до этого.

Каково же основное отличие этих подходов? В первом случае мы имеем дело с утверждением, что при рождении свыше изменяется сама природа человека, то есть в нас появляется новая духовная природа, природа Самого Бога, и именно благодаря этому мы можем жить совершенно по-новому.

Во втором речь идет том, что новая жизнь – это результат личных отношений с Богом, которые обрел человек благодаря Иисусу Христу. Наша природа осталась той же, но, родившись свыше, мы получили доступ к Божественной жизни. Есть отношения – есть жизнь, нет отношений – нет жизни.

И тот, и другой подход имеют свои сильные и слабые стороны. Наша задача – увидеть (прежде всего, на основании Писания), какое из этих истолкований лучше описывает действительность. Первая точка зрения более распространена среди евангельских христиан в России. Но нет ли тут излишнего упрощения? Нам нужно постараться по-новому взглянуть на привычные места Писания, чтобы увидеть то, на что мы раньше не обращали внимания.

Новый Завет о рождении свыше

Словосочетание "родиться свыше" в Новом Завете употребляется только в разговоре Иисуса с Никодимом, однако сама концепция нового рождения встречается многократно, будучи выражена другими словами. В виду обширности темы будем рассматривать ее последовательно. Сначала посмотрим, что говорил о рождении свыше Иисус, затем перейдем к другим авторам Нового Завета, а потом попытаемся сделать вывод, какой смысл заложен в этом понятии.

Иисус Христос

Самое яркое место Писания, где сам Иисус говорит о новом рождении – это 3 глава евангелия от Иоанна:

  1. Был один человек из еврейских старейшин, фарисей по имени Никодим.
  2. Он пришел ночью к Иисусу и сказал Ему: — Рабби! Мы знаем, что Ты учитель, посланный Богом. Никто не может совершить такие знамения, какие Ты совершаешь, если Бог не с ним.
  3. Иисус сказал ему в ответ: — Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится свыше, сможет увидеть Царство Бога!
  4. — Как может взрослый человек вновь родиться? — говорит Ему Никодим. — Ведь он не может вернуться в материнскую утробу и родиться второй раз.
  5. Иисус ответил: — Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится от воды и Духа, сможет войти в Царство Бога!
  6. То, что родится от плоти, есть плоть; только от Духа рождается дух.
  7. Не удивляйся тому, что тебе Я сказал: "Вам надо родиться свыше".
  8. Ветер веет, где хочет. Ты слышишь, как он шумит, но не знаешь, откуда он и куда направляется. Так и с теми, кто родится от Духа. (Иоан.3:1-8, пер. РБО 2000)

На первый взгляд все кажется предельно ясным: Иисус говорит именно о новой природе. Во всяком случае, именно такое истолкование наиболее соответствует тексту. Некоторые притчи Христа (например, притчи о закваске, о жемчужине и некоторые другие) тоже можно истолковать в этом ключе. (Правда, такое истолкование будет не самым лучшим для данных отрывков).

Однако не будем спешить с выводами. Учение, построенное на одном месте Писания, редко бывает верным. Нужно рассматривать этот отрывок в контексте всего, что говорит Бог по этому вопросу. Вот, например, интересный отрывок из Евангелия от Луки: притча об Отце (Лк.15:11-32). В этой истории отец дважды делает очень важное заявление:

Ведь это мой сын: он был мертв, а теперь ожил, пропадал и нашелся". (Лук.15:24, 32, пер. РБО 2000)

Мы понимаем, что физически младший сын не умирал и не воскресал. Его природа не изменялась. Однако когда отец утверждает: "был мертв и ожил", он хочет подчеркнуть важность происходящего:

  • для самого отца разрыв с сыном был подобен его смерти, причем не потому, что отец от него отказался, а по тяжести утраты
  • для сына этот разрыв также был похож на смерть: ведь сын утратил не только все, что имел, но и все, кем он был

А потому возвращение сына домой – это практически воскрешение из мертвых. Младший сын обрел не новую природу, произошло восстановление его изначального статуса, можно сказать, он снова стал самим собой. И произошло это благодаря восстановлению отношений с отцом, которые он разорвал до этого.

Надо отметить, что довольно многие притчи Христа описывают спасение как некую динамику отношений, например хозяин и управляющий, виноградари и владелец виноградника, пастух и овцы и др. Такие отрывки плохо согласуются с утверждением, что "рождение свыше" означает появление новой природы. Дело в том, что согласно этим притчам утрата отношений ведет к утрате спасения, что довольно сложно объяснить, если считать, что природа верующего на самом деле изменилась.

Таким образом, рассмотрение того, что говорил о рождении свыше Христос, не позволяет нам сделать однозначные выводы. Посмотрим, что говорят по этому поводу апостолы…

Апостол Иоанн

Первое заявление о рождении свыше у Иоанна мы встречаем в Евангелии:

Тем же, кто принял Его, Он даровал право быть детьми Бога. Это те, кто верит в Него, кто родился не от жара в крови, не от плотской страсти, не от мужского желания, но от Бога. (Иоан.1:12-13, пер. РБО 2000)

Затем апостол утверждает в послании:

Всякий, кто верит, что Иисус есть Христос-Помазанник, рожден Богом… (1Иоан.5:1, пер. РБО 2000)

Эти два заявления связывает одна главная мысль: рождение свыше тесно связано с Личностью Иисуса Христа, именно благодаря отношениям с Ним, вере в Него и происходит это чудо нового рождения. Эти отрывки можно использовать для обоснования той точки зрения, которая утверждает наличие новой природы в верующем. В то же время, мы не можем сказать, что эта точка зрения однозначно утверждается в этих местах Писания. Эти стихи можно понять и с этой позиции, и с другой, как аллегорию.

В самом деле, что имеется в виду, когда говорится "рожден Богом"? Можем ли мы говорить об этом в тех понятиях, которые мы наблюдаем в физическом мире? С одной стороны, можем, потому что Бог использует язык, понятный нам и образы, которые для нас знакомы. С другой – это использование имеет свои ограничения: духовный мир богаче и многообразнее любых наших аналогий. И потому мы не можем автоматически переносить все, что мы видим в физическом мире на мир Духа. Нам надо понять, какую грань подчеркивает Святой Дух, когда использует тот или иной образ.

Представляется, что в данном случае, когда Дух Святой говорит о рождении от Бога, подчеркиваются особые отношения, которые обретает человек. Иисус – Сын, а потому, когда человек принимает Его как Сына, Бог в Нем принимает и человека, происходит усыновление, обретение статуса сына ("…дал право быть детьми Бога…"). Не другая природа, а другая позиция и другие отношения – вот что более похоже на правду.

У Иоанна есть еще одно место, которое также можно отнести к рождению свыше:

Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. (1Иоан.4:4)

О чем здесь идет речь? Кто это, тот, кто в нас? Есть различные варианты ответа:

  • новая природа, которая появилась в нас после рождения свыше
  • Дух Святой, который живет в наших сердцах
  • Христос в нас как образ

Какой из этих ответов более верен? Пока это только вопрос, на который еще предстоит найти ответ. В принципе, истолковать этот стих можно как в пользу одной, так и в пользу другой точки зрения.

Как видим, рассмотрение тех отрывков, где Иоанн говорит о новом рождении не позволяет сделать однозначный вывод в пользу той или другой точки зрения. Важно, однако, подчеркнуть, что привычное истолкование этих отрывков как свидетельства новой природы в христианине теперь не представляется единственно верным. Посмотрим, что говорят по этому поводу другие апостолы.

Апостолы Иаков и Петр

Иаков, обращаясь к верующим говорит следующее:

Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. (Иак.1:18)

В послании Петра мы встречаем следующее утверждение:

Ведь источник вашей новой жизни — не смертное семя, но бессмертное. Это живое и вечное Слово Бога! (1Пет.1:23, пер. РБО 2000)

Синодальный перевод звучит следующим образом:

…как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. (1Пет.1:23)

В этих двух утверждениях есть нечто общее: в обоих случаях речь идет о рождении от Слова. Что хотят показать апостолы?

  • Бог – инициатор рождения свыше; не мы "восхотели", Он сделал это
  • Слово – духовное "семя"; Бог обращается к нам и тем самым дает нам возможность ответить (или не ответить) Ему

Пока не ясно, как эти отрывки помогают нам прояснить, что же именно происходит при рождении свыше. Однако в посланиях Петра есть еще одно утверждение, относящееся к интересующей нас теме:

…которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества… (2Пет.1:4)

Петр утверждает примерно следующее: Бог дал нам определенные обещания и мы, благодаря им, можем жить жизнью Бога! С одной стороны, речь опять идет о слове Божьем (обещания). С другой мы понимаем, как эти обещания работают: благодаря тому, что Бог нам обещал, мы можем иметь доступ к таким возможностям, которые нам были абсолютно недоступны. Значит ли это, что наша природа как-то изменяется? Скорее, нет. Но эти обещания позволяют, тем не менее, жить жизнью совершенно другого уровня! Итак, хотя наша природа не изменилась, качество жизни изменилось очень сильно!

Поскольку во всех этих отрывках речь идет о тех же самых вещах (новая жизнь через Слово Божье), мы можем сделать вывод, что Петр и Иаков говорят не об изменении природы человека, а об изменении жизни благодаря новым отношениям!

Апостол Павел

Именно у Павла мы находим больше всего отрывков, которые говорят о рождении свыше. Надо отметить, что самого этого словосочетания Павел никогда не употребляет, но многое мы можем почерпнуть из рассмотрения его размышлений о новой природе, об усыновлении, о нашем воскресении из мертвых (в духовном смысле этого слова).

Новое творение

Павел много раз говорит о том, что верующие в Христа стали новым творением. Посмотрим самое яркое из этих заявлений:

Итак, кто соединен с Христом, тот новое творение. Старое прошло — и вот настало новое. (2Кор.5:17, пер. РБО 2000)

В Синодальном переводе этот текст звучит следующим образом:

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. (2Кор.5:17)

Это – очень сильное утверждение. Что он хочет сказать нам? Похожее утверждение содержится и в послании Галатам:

Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. (Гал.6:15)

Ведь неважно, обрезан ты или нет. Важно одно: стал ли ты новым творением Божьим? (Гал.6:15, пер. РБО 2000)

Слово "творение", по-гречески "ктисис", означает "творение, сотворение, мироздание (все сотворенное), тварное существо". Это слово подразумевает, что Бог дает ч.-л. жизнь, существование. Эти отрывки, похоже, с абсолютной ясностью свидетельствуют, что в верующем появляется некая новая природа, новая жизнь, которой не было прежде. Но так ли однозначно это утверждение? Проблема в том, что если теперь "все новое", то прошлое человека уже не имеет никакого значения. Если наша природа изменилась, то мы автоматически будем по-новому мыслить и по-новому поступать. Но идея автоматизма Павлу абсолютна чужда. В своих посланиях он постоянно говорит о том, что нам нужно учиться и мыслить по-новому, и жить по-новому, преодолевать свое прошлое и устремляться вперед. Как это согласуется с тем, что "все древнее прошло"?

Вполне возможно, Павел говорит о том, что сам верующий становится "новым творением", т.е. не претерпев изменений "физически", он живет новой жизнью благодаря восстановленным отношениям с Богом. Не будет ли такое толкование противоречить смыслу того, о чем пишет апостол?

Мы не можем сделать однозначные выводы относительно того, что думал Павел по интересующему нас вопросу на основании только этих мест Писания. Посмотрим другие отрывки, которые могут внести больше ясности в этот вопрос.

Во Христе Иисусе…

Интересное утверждение содержится в послании Галатам:

Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. (Гал.3:26-28)

Похожий отрывок мы находим и в послании к Колоссянам:

…совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. (Кол.3:9-11)

О чем говорит Павел в этих отрывках? Павел подчеркивает наш новый статус, приобретенный нами благодаря отношениям с Христом. Мы понимаем, что Павел не считает, что теперь нет НИКАКОЙ разницы между мужчинами и женщинами. Он не утверждает, что исчезли все национальные различия. В своем служении он всегда учитывал национальные и культурные особенности, достаточно упомянуть его знаменитое высказывание в 1Кор.9:19-23!

Павел говорит, что этой разницы нет в смысле ОТНОШЕНИЙ С БОГОМ. Мы понимаем, что речь не идет о том, что изменяется природа человека (пол, национальность и т.п.), изменяются отношения человека с Богом, а как следствие – вся жизнь человека.

Кроме того, речь идет и о нашем самосознании: как мы относимся к себе, как мы себя воспринимаем. Если прежде мы ассоциировали себя с полом, национальностью, социальной группой и т.д., то теперь мы отождествляем себя с Иисусом Христом, с нашим положением не в обществе, а в Боге. Павел, таким образом, старается направить наше мышление, научить нас видеть себя так, как нас видит Бог. Мы видим, что в этих отрывках нет речи о новой природе. Павел говорит не о новой природе, а о новом мышлении.

Воскресение из мертвых

Павел много говорит о том, что христиане – народ, воскресший из мертвых:

…и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе (Эф.2:5-6)

Павел рассуждает о нашей смерти и воскресении также и в послании к Римлянам, в 6 главе. Свои размышления на эту тему он заканчивает следующей фразой:

Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:11)

Есть еще несколько мест Писания, где звучит примерно та же мысль: мы со Христом умерли и вместе с Ним воскресли. И мы призваны мыслить о себе именно таким образом:

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;  о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. (Кол.3:1-3)

Очевидно, что Павел не говорит о смерти и воскресении в буквальном, физическом смысле. И опять Павел не утверждает, что воскресение из мертвых автоматически изменяет всю нашу жизнь. А ведь именно так и было бы, если бы наша "ветхая природа" полностью изменилась! Напротив, Павел призывает нас по-новому мыслить и поступать, прилагать определенные усилия к тому, чтобы жить новой жизнью.

Можно сделать вывод, что воскресение из мертвых, новое творение и другие образы, которые использует Павел, не дают нам право утверждать, что в человеке появляется абсолютно новая природа. Скорее, Павел говорит о новых возможностях, которые мы обрели благодаря отношениям с Богом в Иисусе Христе. Возможностях, которыми мы можем воспользоваться, если будем эти отношения развивать, но которые мы можем и упустить, если не будет меняться наше мышление и наше поведение.

Некоторые итоги

Вернемся теперь к разговору Христа с Никодимом. Что же, все-таки, имел в виду Иисус, когда говорил о "рожденном от Духа"? Нет ли противоречия между утверждением, что "новое рождение – это новые отношения", и словами Христа?

Интересно, что выражение "рожденный от Духа" встречается и в другом месте Писания. В послании Галатам Павел сопоставляет Измаила и Исаака, и вот что он пишет:

Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. (Гал.4:29)

"Рождение от Духа" Исаака не было связано с его личной верой в Христа или особой природой, которую он имел, речь идет об исполнении Божьего обещания Аврааму:

Но сын рабыни родился, как все дети, а сын свободной — по обещанию Бога. (Гал.4:23, пер. РБО 2000)

Таким образом, "рождение от Духа" не обязательно связано с новой природой, но важно, что Бог вовлечен в это действие, и без Него ничего произойти просто не может!

Попробуем обобщить. На данный момент мы можем сделать вывод, что Новый Завет, говоря о "рождении свыше", не утверждает, что человек через веру в Христа обретает принципиально новую природу. Конечно, есть отрывки, которые можно истолковать таким образом. Однако если мы смотрим на Новый Завет в целом, рассматриваем эти места Писания во взаимосвязи с другими отрывками, также относящимися к данной теме, учитываем, как описывается жизнь христианина, нам приходится отказаться от такого истолкования.

Более верным представляется понимание, что новая жизнь, которую мы обрели во Христе, возникает во взаимоотношениях человека и Бога. Хорошей иллюстрацией новой сущности, возникающей во взаимоотношениях, является брак. Тем более, что этот образ часто используется в Библии для описания отношений Бога и человека. Иисус говорит, что муж и жена "уже не двое, а одна плоть". Он явно не имел в виду, что эти два человека буквально становятся одним телом. Он указывал на новую сущность, возникающую при наличии тех особых отношений, которые связывают мужа и жену. Эта сущность существует именно во взаимоотношениях, без них она умирает.

Подобным образом, наша новая сущность, новая жизнь существует и проявляется во взаимоотношениях человека с Богом. Вне этих отношений мы никак не можем "зафиксировать" эту новую жизнь.

Создается впечатление, что новое творение, рождение свыше и т.п., нужно истолковать как образы, которые помогают нам понять, насколько глубокая перемена произошла с нами, когда мы обратились к Богу. Причем, эта перемена видится скорее как возможность, которую мы обретаем в отношениях с Богом, а не как совершившийся факт. И теперь от нас самих зависит, насколько эта возможность реализуется в наших жизнях. Такой взгляд кажется более верным в контексте Нового Завета в целом. Поэтому и спорные отрывки нужно истолковывать с этой точки зрения.

Рассмотрим, какой из этих подходов точнее описывает то, что мы переживаем на практике. Какая точка зрения соответствует реальному духовному опыту?

Рождение свыше и духовный опыт

Богословие не должно быть оторвано от реальной жизни христианина. Напротив, цель изучения Писания – более глубокое осмысление своего духовного опыта и обретение ориентиров в движении за Богом. Исследование Библии в отрыве от духовного опыта рождает мертвые схемы, которые не помогают, а мешают познанию живого Бога. Опыт, не связанный с богословием, не осмысленный через Писание приводит к потере ориентиров, которые так необходимы в духовном мире. Результатом, как правило, становится блуждание в "переживаниях". Наша задача в том, чтобы Писание и опыт шли "рука об руку", помогая человеку познавать Бога, следовать за Ним и служить Ему.

Именно с этой позиции нужно рассматривать и вопрос рождение свыше. Истолкование Библии должно соответствовать тому, что происходит в жизни верующего и давать ему основание для жизни с Богом. Посмотрим с этой точки зрения на два варианта понимания того, что такое "рождение свыше".

Рождение свыше в смысле новой природы

Сильные стороны

Самой сильной стороной такого подхода является керигматический аспект или проповедь. Послание о том, что, с принятием Христа, человек обретает новую природу и может жить абсолютно новой жизнью, несет в себе очень сильный положительный заряд, дает надежду тем, у кого уже никакой надежды не осталось.

В то же время, этот подход имеет ряд слабых сторон

Слабые стороны

В первую очередь, практика показывает, что не во всех людях, обратившихся к Богу, происходят столь радикальные перемены. Возникает вопрос: они не "рождены заново" или произошло еще что-то, что не позволяет новой жизни "бить ключом"?

Такой же вопрос возникает и в отношении отпавших: они не были "рождены свыше" или "умерли духовно"? А если они потом снова каются, происходит еще одно рождение?

Очень трудно с этой позиции объяснить и духовный путь тех, кто приходит к вере постепенно, чей путь с Богом не похож на резкие перемены, а ближе к эволюционному развитию. Сам Иисус, описывая Царство Божье, говорит о нашем вхождении в него скорее как о процессе, чем каком-то едином моменте (притчи о закваске, горчичном зерне и другие). Такая картина плохо согласуется с понимание "рождения свыше" как появлением новой природы.

Таким образом, такой взгляд встречает довольно серьезные противоречия с реальностью христианской жизни. Посмотрим теперь, что нам дает другой подход в смысле осознания нашей веры и опыта жизни с Богом.

Рождение свыше как новые отношения

Этот подход, как кажется, лишен слабостей первого. Хотя керигматический аспект несколько слабее, но это зависит от того, как подать. Поскольку и при этом подходе человек получает надежду, что вся его жизнь может быть полностью преображена. Просто акцент не на моментальном действии (почти магическом, поскольку происходит где-то помимо человека), а на взаимоотношениях человека с Богом.

Этот подход более точно отражает, что происходит при обращении, дает богословское основание различности переживаний людей при обращении к Богу.

Этот подход не создает проблем при размышлении над такими вопросами, как "потеря спасения", возвращение отпавших, дает объяснение того, почему христианин мог упасть так низко и т.д.

Этот подход больше согласуется с тем, как Иисус описывает Царство Божье в Евангельских притчах.

Наконец, этот подход дает более реальное представление о духовном росте человека и дает ответ, почему у всех этот рост происходит по-разному.

Таким образом, взгляд на рождение свыше как на отношения человека с Богом является внутренне непротиворечивым и дает более точное описание реальности духовной жизни человека. Этот взгляд более соответствует Писанию, как Новому, так и Ветхому заветам.

Вывод

Мы рассмотрели вопрос того, что понимается под "рождением свыше" с точки зрения Нового Завета и посмотрели, как это понимание соотносится с практикой христианской жизни. В результате этой работы мы можем уверенно утверждать, что Новый Завет не подразумевает появление в верующем новой природы. "Новое творение", как мы это понимаем, есть не новая природа в человеке, а новая жизнь, возникающая во взаимоотношениях человека и Бога и существующая только в этих отношениях.

Мы видим, что такой подход согласуется с учением Нового Завета о Царстве Божьем, о следовании за Христом и пути спасения, а также дает ответы на многие непростые вопросы относительно жизни христианина (как и когда человек получает спасение, можно ли потерять спасение и другие). Акцент на отношениях с Богом (а не каком-то событии или действии) дает человеку верные ориентиры в его духовной жизни и надежное основание для оценки своего духовного состояния. Не остается места для "автономности" и "автоматизма", свойственных той точке зрения, что новая жизнь есть нечто, присущее самому человеку. Взгляд христианина все больше ориентируется на Самого Христа, вместо того, чтобы сосредотачиваться на себе.

Таким образом, мы можем сказать, что вопрос "рождения свыше" надо понимать как восстановление отношений между Богом и человеком, благодаря которым человек может жить абсолютно новой жизнью. И чем глубже эти отношения становятся, тем больше жизнь неба проявляется в наших повседневных делах.

Текст в формате pdf можно посмотреть здесь.

 

Источник: Серия "Богословский клуб", Издательство "Хлебъ", 2012

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.