Главная ?> Авторы ?> Дубровский -> Тело,община и дары
Версия для печати

Тело,община и дары

Сокровище в глиняных сосудах

Церковь есть Тело Христово. Это – богочеловеческий организм: она создана Богом, и Его жизнь пронизывает жизнь Церкви, но она одновременно состоит из несовершенных людей, которые все время делают какие-то глупости, совершают ошибки, творят зло. В Церкви всегда присутствует и Божественная слава, и человеческая слабость. Слова Павла, что сокровище славы Божьей мы носим в глиняном сосуде (2Кор.4:7) в равной степени применимы не только к отдельным людям, но к Церкви в целом. Равно как и вывод Павла, что это, как раз, верно, потому что в этом случае «преизбыточная сила будет приписываема Богу, а не нам».Не случайно часто можно услышать, что люди хотят иметь отношения с Христом, но при этом – не иметь ничего общего с Церковью. Его Церковью… Как будто это возможно!

Как земная организация, как сообщество людей, Церковь Христова всегда копировала формы и способы управления обычных, человеческих организаций. В условиях Римской империи епископальная структура копировала административное деление Империи. Причем, началось это задолго до того, как христианство стало привилегированной, а затем и государственной религией. В Средние века «князья церкви» мало чем отличались от светских феодалов. А в эпоху Реформации лютеране взяли за образец немецкие княжества, а реформаторы – швейцарские кантоны… «Глиняный сосуд» лепится людьми, а потому всегда повторяет земные очертания.

Кто-то, возможно, считает, что это плохо. И призывает вернуться к «новозаветному образцу организации Церкви». Но все дело в том, что в Новом Завете самого образца-то и нет. Мы читаем об этических требованиях к епископу, дьякону, но мы ничего не можем извлечь из текста об их функциональных обязанностях! Структура Церкви, какой она была в то время, или какой она должна была бы быть, в Писании никак не описана. А потому и возврат к этому образцу попросту невозможен! Более того, когда мы начинаем исследовать историю Ранней Церкви, мы с удивлением обнаруживаем, что способ организации общин, функциональные обязанности служителей и многие другие важные факторы (как, например, способ проведения богослужения) в разных местах был довольно разный! И каждый раз он повторяет те способы организации, которые были распространены в обществе той области.

На мой взгляд, это правильно. Поскольку, чтобы нести Евангелие погибающему миру, Церковь в своей организации должна быть адекватна этому миру. Применяя земные формы организации и управления, мы, в том числе, выстраиваем внятную коммуникацию с людьми, живущими в этом мире. Кроме того, мир больше, чем христиане, занимается вопросами управления. А потому его схемы на поверку оказываются просто более эффективными. В том числе – и для Церкви. Происходит воцерковление «эллинской мудрости», структуры Церкви усложняются, становятся способными решать все более сложные задачи… И с неизбежностью обрастают бюрократией.

Именно в этом причина того, что периодически звучат призывы онеобходимости возвращения к первоначальному образцу.Призывы, с этой точки зрения вполне оправданные и разумные. Перенимая «эллинские» способы управления, Церковь начинает утрачивать то, что ее должно отличать от мира. И вот вместо святого подвижника «у руля» оказывается эффективный менеджер. И вместо миссии и благовестия, которые всегда требуют жертвенности и посвящения, церковь начинает обустраивать свое земное существование. Которое может оказаться совсем не таким уж плохим, особенно, если удается «вписаться в контекст» и не делать того, что может раздражить «нужных людей». А потому в Церкви должна осуществляться перманентная реформация[1], как восстановление первоначального замысла о Церкви как Теле Христовом, как не только организации,но о живом организме, в котором присутствует не только земная, но и небесная реальность. А потому Дух Божий всегда поднимает в Теле Христовом движения людей, которые идут вразрез с усложняющейся структурой, стремятся к первоначальной простоте. Туда, где «Дух дышит, где хочет», где есть возможность встретиться с Богом и с другим человеком лицом к лицу, без посредников, ритуалов и ограничений.

В живом Теле нужны оба движения. И усложнение, и упрощение. И то, и другое – от Господа. И первое, и второе необходимы, чтобы мы могли быть теми, кем призваны быть: Его народом, который несет в глиняном сосуде откровение о Его Царстве. Об ином бытии, которому здесь, на земле, нет аналогов. Но которое мы призваны воплотить своей земной жизнью.

Глава, Тело и дары

У Тела есть Глава. Христос является Единственным, Кто обладает полнотой власти в Церкви. Причем, осуществляет Он эту власть через любовь и жертву. Это никогда не подавление и не принуждение. Вспомним Его слова: «Цари господствуют над народами… а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий… Я посреди вас, как служащий» (Лк.22:25-27). И эта любовь превращает наши несовершенные попытки служить Ему и людям в удивительное, полное славы дело созидания Царства Божьего. Его Церковь вот уже две тысячи лет осуществляет эту миссию – несмотря не все ошибки и просчеты. Потому что Он – Глава этой Церкви, которую Он направляет Своим Духом к выполнению Его целей. Принадлежать Ему, участвовать в Его деле, быть частью Его Церкви – это великая честь, которую Бог оказал нам.

Но что значит, принадлежать Ему и Его Церкви? В чем практически это должно выражаться? Иногда наше сознание, избалованное искусством абстрагирования, предлагает нам помыслить, что мы можем верой быть частью Вселенской Церкви. В каком-то смысле это, конечно, верно. Поскольку в тот момент, когда мы обращаемся к Христу, мы становимся частью Его семьи – сопричастниками всех, кто знал Бога и шел за Ним, как сегодня, так и в далеком прошлом. Но библейское мышление незнакомо с абстрактными категориями. Для авторов Нового Завета принадлежность Вселенской Церкви выражается через активную жизнь в поместной церковной общине – и никак иначе!

Вспомним: Новый Завет написан в общинах, в контекстеобщинной жизни и для поместных общин. Значительная его часть – это письма апостолов к этим поместным общинам или их лидерам. Евангелия и книга Откровения были написаны с расчетом на то, что они будут читаться во время церковных богослужений.Когда мы об этом забываем, многое в Новом Завете просто теряет свой смысл! Все контекста общины просто невозможно жить по Евангелию!

Надо сказать, что общины, к которым обращались апостолы, были очень несовершенны. Задумайтесь: практически все послания написаны для того, чтобы исправить ту или иную проблему в церквях! Иуда и Петр борются с лжеучителями, Павел стремится преодолеть разделения в коринфской церкви, вразумить бездельников в Фессалониках (в синодальном тексте эти люди тактично названы «бесчинными»), объяснить основы христианства христианам в Галатии… По тексту Евангелий можно увидеть, с какими проблемами приходилось сталкиваться тем церквям, в которых рождались эти тексты… Если бы в раннехристианских общинах не было проблем, у нас бы не было Нового Завета! И в этом отношении те церкви очень похожи на наши, современные! Нам приходиться иметь дело с теми же проблемами: грех, лжеучение, разделения, неверное понимание действий Святого Духа. Если вы хотите быть частью настоящей новозаветной церкви, не надо искать совершенную, правильную, в которой царит любовь и святость! Настоящая новозаветная община полна сложных, несовершенных людей, которые часто грешат, обижаются и не умеют жить в любви! Именно среди таких людей обитал Дух Божий в I веке. Среди этих людей Он живет и сейчас! В такой общине трудно жить, но, если ты хочешь быть с Христом, тебе нужно быть частью Его народа! Он, кстати, и во время земной жизни тоже предпочитал довольно странные компании! И – знаешь что? Именно среди этих людей ты сможешь вырасти духовно и избавиться от многого, что мешает тебе идти за Господом. Потому что, сталкиваясь с чужими недостатками, ты в первую очередь сталкиваешься с собственной греховностью, с собственным неумением прощать, любить и служить. И обретаешь прекрасный шанс этому научиться!

Созидание Тела Христова происходит посредством действия тех даров, которые Господь даровал каждому христианину (Эф.4:16). При этом надо помнить, что действуют эти дары не сами по себе, а «посредством всяких взаимноскрепляющих связей», проще говоря, через глубокие тесные отношения христиан друг с другом. Вспомним также, что слово «койнониа», переведенное как «общение», означает не милую болтовню за чашечкой кофе, а совместную жизнь. Жизнь, которую мы разделяем с другими христианами. И именно из этой совместной жизни и рождается действие даров Духа. Позволю себе предположить, что ослабление духовных действий связано, в первую очередь, не с пониженными стандартами святости. Более или менее эти стандарты мы выдерживаем. Во всяком случае, те из нас, кто ревнуют по «дарам духовным». Мне кажется, что  основная причина как раз в том, что недостаточна глубина наших межличностных отношений: одни «улетают в Бога», и потому не видят и не хотят видеть ближнего, принять реальное участие в его судьбе, а другие, устав от того, что они всем должны, «охраняют приватность» своей частной жизни.

В том числе это касается и межцерковного взаимодействия. Поскольку дары, которые Христос дает Своему Телу, не принадлежат только той церкви, которой принадлежит их носитель, а должны служить и другим. В свое время была популярная теория, что в каждой общине должна быть вся полнота даров Духа. Потом от этой глупости отказались, осознав, что Бог преднамеренно не делает этого. Поскольку, если бы в одной общине (деноминации, конфессии) была бы вся полнота, то она бы не нуждалась в остальном Теле. А это уже либо рак, либо гангрена…

«Бог соразмерил Тело, внушив о менее совершенном большее попечение» (1Кор.12:24). Мы нуждаемся друг в друге – отдельные христиане, общины, конфессии. Мы нуждаемся в тех, кто на нас не похож. И, когда мы осознаем это,когда мы начнем взаимодействовать и общаться с теми, кто верит иначе, чем мы, кто поклоняется не так, как мы привыкли, кто по-другому стремится познавать Бога и исполнять Его волю, тогда мы увидим куда более мощное излияние и действие Его даров, чем мы видим сегодня!

Равные, но разные

«Тело же не из одного члена, а из многих. Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?» (1Кор.12:14-17). Так, на простых примерах, Павел доносит нам важную мысль: каждый из нас нужен и важен для общей картины, для полноты жизни Тела Христова. Но при этом мы – очень разные! Вы когда-нибудь задумывались, как получается настоящее единство? Одним из непременных условий является соединение разных, отличных друг от друга элементов! Наши органы отличаются, но, соединяясь вместе, получается целостный организм. Для создания семьи нужно единение двух, совершенно различных личностей – мужчины и женщины! Они отличаются всем: психологией, физиологией, мышлением… Но настоящее счастье рождается именно в таком союзе! Это, кстати, еще одна причина, почему однополые «браки» нельзя считать нормой: соединение одинакового никогда не рождает единства! Вот почему для Бога важно, что существуют разные, отличные друг от друга, церкви, союзы и деноминации. Нам кажется, что для единства нужно всех привести к единому учению, соединить в одной структуре, выстроить «вертикаль власти». Но однообразие рождает скуку, это не благословение, а проклятье! На самом деле, единство рождается из различийи разнообразия. Важно только, чтобы мы эти различия ценили, относились к ним не как к проблемам, а как к нашему богатству…

Практически это означает, что у каждого из нас разная задача, а соответственно, разные дары, разное служение в Теле: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Эф.4:11-12). Это Он поставил тех, кто должен созидать и готовить других для служения! Общины, которые пытаются существовать без пастырей, пренебрегают теми дарами, которые Христос дал Своему Телу. По меньшей мере, это глупо. Он – Пастыреначальник, но Он предпочитает заботиться о Своем народе через поставленных им людей. Апостол Петр рисует именно такую картину:

Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям… (1Петр.5:1-5)

Под пастырями (в греческом тексте стоит слово «пресбьютерос» – «старейшина», «пресвитер») Петр понимает все пять основных даров служения – иначе бы не называл и себя этим титулом! Те пастыри, к которым обращается Петр, тоже не были во всем совершенны. Иначе зачем бы он обращался к ним с этим увещеванием, перечисляя главные опасности пасторского служения?! И тем не менее, заканчивает мысль призывом повиноваться этим несовершенным людям, поскольку они даны как дар Телу, «к совершению святых…»

Речь не идет о посредничестве в отношениях с Богом. Ты должен сам приходить к Христу, чтобы получать от Него понимание воли Божьей на твою жизнь. Ты, как царь и священник, призван быть в этом мире светом и солью и уметь засвидетельствовать о своей вере и привести человека к покаянию. Не надо для этого вести его к пастору – сделай это сам! Как христиане, каждый из нас призван молиться за больных, изгонять бесов, получать по вере обетования… Не надо спрашивать у пастора, какую машину тебе купить и на какой работе надо работать. Задай этот вопрос лично Господу и получи свой личный ответ! Но нельзя пренебрегать тем, что Бог делает в общине через поставленных Им лидеров: наставлением о том, как нужно ходить перед Богом, как жить по вере, тем видением, которое Бог дает через них для церкви, теми решениями, которые они, как руководители общины, должны и могут принимать!

Конечно, есть люди, которые стремятся присвоить себе власть над всеми людьми в общине. Тоже ситуация не новая – еще Иезекииль говорил о «пастырях, которые пасут сами себя», а в Ранней Церкви апостол Иоанн был вынужден бороться с «любящим первенствовать» Диотрефом. Но Господь после этих негативных примеров не отказался от своих принципов. Он продолжает раздавать дары Своей Церкви, чтобы постепенно формировать из нас Его народ – одновременно и Храм, и Невесту. «Тот, кто мудр, заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс.106:43).

* * * 

Дело Божье совершается через людей. Так было. Так есть. Так будет. Эти люди – это мы. Мы несовершенны, мы часто оступаемся, в нашем стремлении исполнить Его волю слишком много земных амбиций и человеческих планов. Все это так. Но Его благодать наполняет славой этот глиняный сосуд. И Его Церковь созидается, продолжая заквашивать этот мир Его Царством. И никто не может сказать, что это сделали мы. Но слава Ему, что это происходит не без нас!


[1] Один из тезисов, который постоянно повторял Лютер, звучал так: Ecclesia semper reformanda est.(Церковь всегда реформирующаяся).

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.