Главная ?> Авторы ?> Джемаль -> Медиа в эпоху "постмодерна"
Версия для печати

Медиа в эпоху "постмодерна"

Медийное пространство как самостоятельный фактор цивилизации существует сравнительно недавно.

Цели медиа вчера и сегодня

Медийное пространство как самостоятельный фактор цивилизации существует сравнительно недавно. Фактически рождение медиа как одного из оперативных инструментов коллективного сознания совпадает с выходом на историческую арену Либерального клуба — самостоятельного  игрока в большой политике. Либеральный клуб изначально является сообществом людей, более или менее независимых от жесткой   иерархии и черпающих материальные ресурсы непосредственно из социальной среды. Иными словами, это люди "либеральных профессий" (адвокаты, врачи, профессура) и богема, к которой примыкают финансисты и спекулятивные посредники разного рода. Именно благодаря тому, что это сообщество осознает себя как политико-идеологический фактор нового времени, оно создает условия для возникновения профессиональной журналистики.

Первоначально СМИ действуют как рупоры различных общественных групп и политических направлений, поскольку "Либералы" (в широком смысле) на первых порах обслуживают как интересы буржуазии, так и некоторой части традиционного истеблишмента. Кроме того, возникает левое крыло либерального сообщества, наиболее крайним и известным выразителем которого стал Карл Маркс.

В XIX и значительной части XX веков пресса не только была каналом самовыражения различных социальных классов и групп населения, она также позволяла либералам формулировать дискурсы этих групп, выступая практически в роли демиурга истории. Так, несомненно, что и коммунистический дискурс от имени "пролетариата", и национал-социалистский дискурс от имени мелкой буржуазии и националистически ориентированной части рабочего класса были генерированы крайне левым и крайне правым флангами все того же Либерального клуба.

Положение резко меняется после 1945 года. Военный триумф США, которые с позапрошлого века становятся штаб-квартирой мирового либерализма, а также изоляция за "железным занавесом" тоталитарных бюрократических режимов, возглавляемых сталинской коммунистической номенклатурой, приводит к тому, что мировые медиа начинают обеспечивать в геополитическом пространстве рыночной экономики контроль Либерального клуба над "молчаливым большинством".

В силу гарантированных западными конституциями свобод существует и альтернативная пресса, но она попадает в идеологические гетто просоветской или —  в  гораздо меньшем масштабе — неонацистской ориентации. К концу двадцатого столетия медиа превратились практически в главную и безальтернативную структуру, формирующую унифицированное массовое сознание западного человечества.

Медиа и образование

На более ранних этапах своего развития класс профессиональной журналистики был с определенными оговорками подчинен культурным традициям, превалирующим в каждой данной стране. Это означало, что медиа не выходили из тех рамок, которые задавались средней и высшей школой, существовавших под эгидой национальных академий.

Стандарты образования определялись научным сообществом и стержневым элементом академизма были гуманитарные дисциплины. Философия, логика и история занимались проблемами "высокого смысла" и оттачивали мыслительные методики, которые в свою очередь позволяли делать прорыв в естествознание. В этот период научное сообщество еще было тесно связано с "клубом традиционалистов" — высшими слоями социальной иерархии, а также религиозным истеблишментом. Именно в силу этого философы играли определяющую роль в академическом мире. К концу XIX  века положение меняется: левый либерализм (марксизм) производит революцию  в гуманитарных дисциплинах,  рушатся догматы классического естествознания…

Научное сообщество присоединяется к либеральному клубу,  порывая с фундаментальным наследием Возрождения. С этого момента возникает поначалу малозаметная эрозия национальных систем образования.

Постепенно   журналистское сообщество чувствует все меньшую ответственность в отношении  академически признанной картины мира, в конечном счете, освобождается и от необходимости сообразовываться с фактологией. Миф и слух начинают превращаться в инструментарий информационных каналов.

К сегодняшнему дню не система образования определяет уровень и качество информационного потока, проходящего через медиа, но наоборот: картина мира, создаваемая "творчеством" входящих в либеральное сообщество журналистов, начинает влиять на образовательные программы, идеологию преподавательского состава, и, в результате, медиа превращаются в могучее средство влияния на весь образовательный блок. (Наиболее ярко и законченно этот процесс проявился в США.)

Если принять во внимание, что новорожденное человеческое существо как "чистая доска" почти полностью зависит от той интеллектуальной "закладки", которая осуществляется преподавательским корпусом с первых шагов его включения в социум, нет ничего удивительного в том, что во всем западном мире идет стремительный кризис академического знания и развал основных каналов его воспроизводства и передачи.  Формирование ментального поля на уровне наций оказалось в руках наиболее невежественной и "бессистемной" части либерального сообщества: журналистов.

Тенденции внутри медиа

Наиболее влиятельная часть западных медиа сегодня остается в руках центра и умеренно правого сегмента Либерального клуба, тесно связанного с устоявшимися политическими партиями и бюрократическим аппаратом. Этот основной блок информационного ресурса ставит перед собой задачу формировать   единообразную позицию по наиболее жизненным политическим вопросам, которая выдается за мнение всего общества и является как бы нормативной цивилизационной установкой. Это касается прежде всего проблем легитимности правящих элит, действенности институтов представительной демократии, прав человека, национально-освободительных движений, войны и мира в различных регионах планеты, терроризма и т.д. Объективно, поскольку мировой либерализм определяется политической конъюнктурой внутри американских властных структур, западные медиа транслируют под видом цивилизационных установок прежде всего позицию сильнейших групп влияния в самих США.

(При этом надо добавить, что так называемый "Традиционный клуб", в который входят представители наследственной знати и "князья церкви", фактически отрезан от медийного пространства. Его отдельные выходы в информационную сферу осуществляются под контролем либералов через призму сопутствующих комментариев и оговорок.)

В последнее время внутри либерального клуба все более активно действует группа международных медиамагнатов, состоящая из более или менее "случайных"  нуворишей  и сверхнуворишей. Типичной для них политикой оказывается приобретение бумажных изданий, обладающих традиционными брендами, наряду с достаточно популярными телеканалами. Совмещение телевизионных технологий, влияющих на сознание аудитории в режиме прямого действия, с журнально-газетной аналитикой, рассчитанной на более образованные слои, создает особый эффект, когда рациональная, объяснительная часть интерпретации событий совпадает с эмоциональным программированием  коллективного бессознательного.

Скандал как оружие

Многие из этих медиамагнатов являются этически сомнительными персонажами со спорной легитимностью в мире большого бизнеса. Возможно поэтому они делают ставку на тот сегмент медиа, который популярно именуют "желтым".

В последнее время общественная роль изданий, специализирующихся на слухах, скандалах и дезинформации, резко выросла. Таблоиды начали играть возрастающую роль в зомбировании определенной части "молчаливого большинства". Как правило, желтая пресса ведет обработку своей аудитории в духе несфокусированного  правого национализма, концентрируя ощущения неудовлетворенности и социального поражения в хорошо понятных направлениях конфессионального и этнического конфликта.

(Дальше  начинают формулировать конкретные задачи уже специализированные  маргинальные издания различного рода движений и группок, которые, как правило, курируют секретные службы.)

Иными словами, "олигархи" как особый скандальный подкласс либерального клуба борются за свое присутствие в большой политике на площадке правого популизма.

Это происходит на фоне крушения леволиберального дискурса, стержнем которого на протяжении полутора веков был марксизм во всех его модификациях. Сегодня левый либерализм свелся к антиглобалистскому сообществу, распадающемуся на множество маргинальных и маловлиятельных направлений, чей общей характеристикой оказывается мировоззренческая инфантильность и бессистемность.

Ближайшее будущее

Кажущаяся пассивность Традиционного клуба объясняется во многом уверенностью "старых элит" в неотвратимости кризиса,  который обрушится на либералов.

Признаки этого кризиса уже во многом проявлены в лице той геополитической проблемы, в которую превратились США для всего мира. Эта проблема имеет не только для всех очевидное военное, но также цивилизационное и культурное измерения. Американский проект несет человечеству перспективы "измененного сознания", в котором отсутствуют классические смысловые ориентиры, дававшие людям силы жить на протяжении всей их истории. Для начала в американском проекте отсутствует сама История — и как концепция, и как ценность, и как непосредственный опыт, который должен быть индивидуально открыт каждому.

Драма "американской угрозы" миру как в зеркале воспроизводится в проблеме современных медиа: они превратились в духовную угрозу всему человечеству — вызов ментальной гармонии и душевному здоровью всех людей на планете. Если кто-то этого не замечает, то это уже тревожный симптом наличия измененного сознания. Для свежего человека встреча с медийным пространством всегда оборачивается тяжелейшим шоком.

Информационное общество скорее всего "убьет" медиа в их современном виде. В мире Интернет-телевидения и интерактивных конференций вокруг игр-проблем не останется места для старого классического зомбирования новостными блоками и аналитическими статьями. Однако, духовные опасности для современного человечества не будут нейтрализованы, они просто перейдут в иную, возможно гораздо менее  предсказуемую сферу.

 

Источник: "Контрудар", 27 ноября 2007 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта

Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2011 Русский архипелаг. Все права защищены.