Версия для печати
У Украины украли выборы
Как и ожидалось в течение многих месяцев, украинские силы, преданные премьер-министру Виктору Януковичу, попытались обманом обеспечить своему кандидату победу в ходе воскресных выборов. В то время, как результаты двух надежных 'опросов на выходе' продемонстрировали, что лидер оппозиции Виктор Ющенко уверенно ведет с преимуществом в 4-11 процентов, контролируемая государством избирательная комиссия отдала победу Януковичу с преимуществом в 2,8 процента. Один из двух 'опросов на выходе', объявивших победителем Ющенко, проводился проправительственной организацией по опросам общественного мнения.
Такая победа Януковича невозможна даже чисто с математической точки зрения. Пророссийские избирательные округа восточной Украины, поддерживающие Януковича, доложили о рекордно высокой явке избирателей в 96 процентов, которая является беспрецедентной даже по меркам советских выборов 'всенародной демократии' во времена СССР.
Многие западные наблюдатели, включая представителей Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, заявили в понедельник, что выборы совершенно не соответствовали европейским демократическим нормам, и потребовали пересмотра результатов. Сенатор Ричард Лугар, глава миссии американских наблюдателей, заявил, что Ющенко был лишен доступа к СМИ, а силы, выступающие за Януковича, совершили 'согласованную и целенаправленную' фальсификацию результатов. Брюс Джордж, европейский наблюдатель-ветеран, выразил такое же мнение.
Украденные выборы открыли ящик Пандорры, вытряхнув наружу политические беспорядки и географический раскол. Четыре главных города на западе Украины, жители которого поддерживают Ющенко — Львов, Тернополь, Винница и Ивано-Франковск — объявили его президентом. Сегодня становится неизбежной жесткая, полная ненависти политическая конфронтация на Украине, которая не испытывала крупных политических потрясений с момента обретения независимости в 1991 году. Украинские наблюдатели не исключают возможности насильственных действий.
Нынешние президентские выборы определят будущий политический курс Украины. Более того, они решат, в какую сторону будет смотреть Украина в предстоящие годы — на Запад или на Россию. США также далеко не безразличны к исходу выборов.
США стратегически заинтересованы в сохранении украинского суверенитета и демократии, а также в предотвращении дальнейшего распространения российского влияния. Правительство Соединенных Штатов предупреждало о возможности введения выборочного запрета на выдачу виз тем представителям украинской власти, которые будут иметь отношение к подтасовке результатов выборов. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы предотвратить такую подтасовку: слишком высоки ставки для Януковича, не желающего потерять власть, слишком мощное влияние оказывает Россия.
Самой большой геополитической проблемой для США является сохранение России в рядах антитеррористической коалиции, а также обеспечение доступа к российским энергоресурсам с одновременным обеспечением глобальной экономической интеграции бывших советских республик, их суверенитета и независимости. В запасе у США совсем немного дипломатических инструментов. Россия, набивающая карманы нефтедолларами, больше не нуждается в экономической помощи Запада, а передовые технологии поиска и разработки нефтяных месторождений на свободном рынке представлены в изобилии.
Российская элита с советским образом мышления, часто рассматривающая США в качестве стратегического противника, может посягнуть на суверенитет или усилить свой контроль над постсоветскими государствами, к которым относится и Украина. И делать это она будет путем открытой поддержки промосковских политических кандидатов.
Есть две причины могущественного влияния Кремля на Украину. Во-первых, по данным источников в Москве и Киеве, Россия вложила беспрецедентные средства в предвыборную кампанию: сочувствующие российские и украинские бизнесмены собрали по меньшей мере 300 миллионов долларов на эти цели. Вторая причина имеет более зловещий характер: Россия имеет доступ к уголовным делам, заведенным на Януковича еще в советские времена, когда его дважды сажали в тюрьму по обвинению в насилии с отягчающими обстоятельствами и грабеже.
Украина становится краеугольным камнем меняющейся геополитической ситуации в Евразии. Она будет крупным полигоном для отработки Россией тактики установления контроля в бывшей империи, расширения выходов к Черному морю и юго-востоку Европы. На Украину следует смотреть в более широком контексте негативной динамики событий в регионе. Перед выборами Кучма и Янукович по просьбе Москвы организовали отход Украины от интеграции с НАТО и ЕС. 17 октября президент Александр Лукашенко провел неконституционный референдум по захвату власти в Белоруссии. Сохраняется патовая ситуация в Молдавии по вопросу отколовшегося Приднестровья. Отчетливо просматривается повышение активности российской политики на Кавказе. Там Россия преднамеренно и целенаправленно расшатывает независимость Грузии путем 'ползучей аннексии' Абхазии и Южной Осетии.
Россия намеренно нацелила свои политические усилия на разрыв связей Украины с Западом и на создание с Киевом отношений зависимости. По мнению московских экспертов, криминальное прошлое Януковича дает Путину возможность крепко держать его на крючке. Такие взаимоотношения по определению делают Украину зависимой от Москвы.
Если Россия успешно укрепит свой контроль над Белоруссией и Украиной, Москва может также попытаться установить больший контроль над каспийской нефтью. Делать это она будет путем усиления давления на Казахстан, используя в качестве проводника своего влияния живущее там русскоязычное население. Постепенно она может попытаться добиться большей податливости от Азербайджана в проведении своей региональной политики. Кроме того, Москва может и дальше стремиться к подрыву проамериканского режима Саакашвили в Грузии, а также увеличивать воздействие на Узбекистан в целях возвращения этой страны в ведомый Россией блок стран бывшего СССР. Тем не менее, как показала трагедия в Беслане, военная мощь России пока что ограничена, когда речь заходит о борьбе с реальной угрозой безопасности, а не с воображаемым американским влиянием. Такие амбиции в политике могут привести к российскому имперскому шовинизму — и к непредсказуемым последствиям.
Что делать? Администрация Буша уже заявила, что объявит бойкот тем представителям украинской власти, которые обеспечивали фальсификацию результатов выборов. США должны поддерживать те группировки на Украине, которые привержены демократии, свободным рыночным отношениям и евроатлантической интеграции, оказывая им политическую, финансовую и информационную поддержку. Вашингтон должен поддерживать суверенитет и территориальную целостность всех постсоветских государств. США должны и далее расширять сотрудничество с этими странами через натовскую программу 'Партнерство во имя мира', через двусторонние связи в военной области, через программы обмена, обучения и оснащения, а также, в случае необходимости, через ограниченное развертывание войск. Вашингтону следует поддерживать и развивать диалог с Москвой по спорным проблемам, таким как Южная Осетия, Абхазия и американское присутствие в Центральной Азии.
Последние события в Ираке, Иране и других горячих точках Ближнего Востока требуют повышенного внимания администрации Буша и могут ограничить свободу маневра США в Евразии. Если Россия консолидирует свой контроль над Белоруссией и Украиной, а США не выступят против растущего влияния Москвы, реальная независимость бывших советских республик станет лишь интерлюдией перед восстановлением власти Кремля. Геополитическая картина в регионе будет зависеть от степени вовлеченности Вашингтона в евразийские дела, включая взаимоотношения с Кремлем, от 'правил игры' между Россией и США, а также от отказа Москвы от агрессивной антиамериканской политики на территории бывшего Советского Союза и за его пределами.
Источник: "The Heritage Foundation", США, 25 ноября 2004 г. Опубликовано: "ИноСМИ".
|