Главная ?> Авторы ?> Коэн -> Встреча с Путиным в Братиславе
Версия для печати

Встреча с Путиным в Братиславе

Встреча президента Буша и Владимира Путина в Братиславе в четверг, 24 февраля, станет самой сложной для двух лидеров. Прошел год после легкого переизбрания Путина на второй срок, и его внутренние и внешние вызовы растут как снежный ком, а аура почти сверхчеловеческой неуязвимости стремительно рассеивается. Это не означает, что на Путина можно смотреть сверху вниз или что с ним можно не считаться. Контроль по-прежнему у него.

Встречи с ключевыми российскими чиновниками в Москве показывают, что путинская администрация столкнулась с кризисом доверия. 9 ноября в Думе состоялось голосование о вынесении вотума недоверия кабинету премьер-министра Михаила Фрадкова. Однако сомнений в том, кто был истинной мишенью возмущения, изливавшегося на премьера националистами и левыми оппозиционерами, этими артефактами элиты власти, не было никогда: это сам Путин.

Московских политиков смущает, что у страны, похоже, отсутствует конкретное направление внутренней и внешней политики. Соответственно, то, что в 2008 году власть перейдет к избранному Путиным преемнику, уже не кажется само собой разумеющимся. То же касается и проведения конституционно-законодательных изменений, которые позволили бы Путину после двух президентских сроков продолжить правление страной в роли премьер-министра с расширенными полномочиями, включая контроль над обороной, спецслужбами и юридической системой.

Политическое недомогание охватило Россию, несмотря на высокие цены на нефть и уверенный рост валового внутреннего продукта в размере около 7%. И все же сокращение рейтинга популярности Путина на 20% заставляет задуматься, как быстро может ухудшиться ситуация, если цены на нефть упадут.

Застой и неопределенность видны во многих областях, включая неспособность добиться экономического роста, который обеспечил бы достижение цели Путина — удвоения ВВП к 2010 году. Элита воспринимает это как неспособность выполнить важную национальную задачу. Из-за снижения доверия инвесторов бегство капитала в прошлом году увеличилось в 4 раза.

Государственная власть монополизирована небольшой группкой лояльных Путину людей, в основном из питерских спецслужб и мэрии. Эта группа захватила государственные компании, юридическую систему и суды и даже частные фирмы. Если окружение Путина решит, что он слишком слаб, оно может попытаться от него избавиться. Однако этот тотальный контроль повышает ставки будущей антипутинской коалиции и увеличивает стимул для ослабления или прекращения власти питерской группировки — через избирательные урны или, если потребуется, другими методами.

В Москве широко распространено мнение, что нынешний премьер и его кабинет потерпели неудачу. Совсем недавно правительство промахнулось с реформой соцобеспечения, которая должна была заменить льготы на денежные выплаты.

Неадекватное планирование и неудачное выполнение привели к проведению самых массовых уличных демонстраций за все время с момента прихода Путина к власти в 1999.

Предстоящая реформа субсидированного жилищно-коммунального хозяйства может еще больше подорвать престиж режима. Попытки Путина задобрить протестующих выплатами офицерам, отставным военным и студентам при одновременном увеличении бюджетов ФСБ и армии создали ощущение слабости и нерешительности.

В стране свирепствует протекционизм и экономический национализм. Недавно глава Минприроды объявил, что компании нерезидентов не будут допущены к российским природным ресурсам, таким, как нефть, газ и другие полезные ископаемые. Такой подход позволит российским компаниям с сомнительными связями в министерстве или Кремле получить лицензии на выгодные месторождения, тогда как иностранцы останутся в стороне.

Дело 'ЮКОСа' уже стоило России десятков миллиардов долларов потерянных инвестиций. Главный советник Путина по экономическим вопросам, Андрей Илларионов, открыто назвал продажу главного нефтедобывающего актива компании, 'Юганскнефтегаза', 'мошенничеством года', а министр экономического развития и торговли Герман Греф публично призвал вернуть 'ЮКОСу' его 'дочку'.

Россия терпит политические фиаско во всех измерениях. Частные, корпоративные или бюрократические интересы одерживают верх над интересами государства, совсем как при царе Николае II в начале 20го века. Политики прибегают к советским клише или ссылаются на великодержавных предшественников царской эпохи. А потому Россия выступает против политики США в отношении ядерного разоружения Ирана 'не из-за Ирана, а из-за того, что это загоняет нас в угол', как сказал один высокопоставленный российский законодатель. По его словам, односторонняя политика Америки, основанная на военном превосходстве, неприемлема не только для России, но и для Китая, Франции, Германии.

Эпоха быстрых американских решений в России прошла, советы Вашингтона больше не требуются — если в них вообще когда-либо нуждались. Однако взаимные уступки по-прежнему могут оказаться наилучшим дипломатическим инструментом, поскольку высокопоставленные российские чиновники говорят, что по многим вопросам двухсторонней повестки дня можно вести переговоры.

Интересы США в России включают сотрудничество по прекращению ядерной программы Ирана, нераспространению ядерного оружия, войне с международным терроризмом, вступлению России во Всемирную торговую организацию, а также двухстороннее энергетическое и экономическое взаимодействие.

Президент Буш должен поддерживать прочные рабочие отношения с Путиным, одновременно выступая за демократические силы, терпимость, открытые рынки и гражданское общество в долгосрочной перспективе. Достичь подобного равновесия непросто.

США должны просить Москву о сотрудничестве в нейтрализации ядерной программы Ирана, поскольку она будет угрожать и России. Вашингтон должен развивать сотрудничество с Россией в бывших советских республиках, включая вывод войск и разрешение 'замороженных конфликтов' в Молдавии, Грузии (включая Абхазию) и в Нагорном Карабахе. США должны сделать условием вступления России в ВТО отмену государственных монополий и пересмотр непрозрачной и протекционистской экономической практики.

Наконец, Вашингтон должен выразить поддержку демократизации СМИ и призвать Россию к развитию частных и публичных негосударственных телеканалов. Наконец, Буш должен ясно дать понять, что Соединенные Штаты не стремятся к разделению России и полностью признают ее территориальную целостность, от Калининграда на западе до Дагестана на юге.

В Братиславе президент Буш должен сделать упор на безопасность, включая нераспространение ядерного оружия и разоружение Ирана. Лекции по демократии могут оказаться неэффективными. Политика кнута и пряника, вполне вероятно, будет более действенной.

Россия сталкивается с политической нестабильностью, поскольку элита борется за позиции в избирательном цикле 2007-2008 г.г. США должны не искать фаворитов, а выступать за прозрачность, демократию и деловое сотрудничество, одновременно защищая собственную безопасность и экономические интересы в России и Евразии.

 

Источник: "The Washington Times", США, 21 февраля 2005 г. Опубликовано: "ИноСМИ".

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.