Версия для печати
Восстановить доверие к Америке
Ошибалось ли и почему ошибалось наше национальное руководство перед началом войны с Ираком, считая, что у того имеется оружие массового поражения (ОМП) — в конечном счете, вопрос, который должны дебатировать политики, а окончательно решать избиратели. Но два аспекта этого дела, которые имеют зловещие последствия для нашей национальной безопасности, требуют более срочной реакции: вопрос об ОМП нанес большой урон доверию к США во всем мире; кроме того, выяснилось, что разведывательные возможности США являются прискорбно недостаточными.
Америка сегодня господствует в мире, однако она не всемогуща. Следовательно, Америка должна, когда это нужно, быть способна мобилизовать подлинную и искреннюю поддержку других стран, особенно своих близких союзников. Она сумеет сделать это только в том случае, если ей будут доверять.
То, что доверию к США нанесен урон, не подлежит обсуждению. Это очень серьезно, когда сверхдержава N1 в мире начинает войну, избрав поводом для нее то, что впоследствии оказывается фальшью. Многочисленные опросы общественного мнения свидетельствуют, что во всем мире поддержка внешней политики США упала. Ярко проявляются негодование по поводу недавнего поведения Америки и недоверие к лидерам Америки даже в странах, которые участвовали в коалиции в Ираке. Доверие — необходимая составляющая могущества, и его утрата прямо сказывается на нашей долговременной национальной безопасности. Америка, которая обладает превосходством, но которая не пользуется доверием — это ослабленная в международном плане страна.
Первой линией обороны нашей страны, а также и отправной точкой для эффективной политики по обеспечению глобальной безопасности является надежная разведка США, пользующаяся доверием международного сообщества. Печальным фактом является то, что в иракском кризисе американская разведка оказалась не на высоте. Причин этой неудачи много, но наиболее очевидной является отсутствие эффективных ресурсов агентурной разведки, которое усугубляется чрезмерным доверием к иностранным разведывательным службам (примером чего является сфабрикованное сообщение об уране из Нигера).
Долгие годы Соединенные Штаты являли собой образец новаторства в научно-технической разведке против Советского Союза, арсенал вооружений которого тоже находился в сильной зависимости от науки и технологии. Соответственно, Соединенные Штаты были хорошо информированы о масштабах производства и развертывания (систем оружия) и даже о планах войны своего наиболее вероятного стратегического противника.
Что касается Ирака, здесь все обстояло наоборот. Соединенные Штаты, как нам сейчас известно, были слабо информированы не только об уровне иракских военных возможностей, но также о военных и политических планах Ирака. Это говорит за то, что средства, которые использовались для выявления с достаточной точностью природы и размеров советского арсенала, не позволяли разгадать относительно отсталые военные возможности Саддама Хусейна (Saddam Hussein) или осуществить проникновение в его примитивный правящий режим, даже несмотря на то, что значительная часть иракского населения ненавидела его.
Не существует оправданий для неадекватности разведывательной службы, которая обеспечивает основу для принятия решений и формулирования политики США. Хотя Ирак был автократией, он являлся гораздо более уязвимым для проникновения, чем тоталитарный Советский Союз. Он, безусловно, был гораздо более пористым, чем современная Северная Корея. Просто неприемлемы неправильные выводы и неточная информация, базировавшиеся (как нам сегодня известно) преимущественно на экстраполяциях и гипотетических заключениях. Очевидные недостатки американской разведки, если их не устранить, представляют слишком большой риск для будущего.
Сегодня, в отличающихся возросшим разнообразием условиях периода после "холодной войны", доступ к достоверной политической разведывательной информации, которую обеспечивает агентурное проникновение в высшие звенья управления потенциальных противников, является необходимым требованием для принятия ответственных решений в области глобальной политики. Поэтому вопросом высокой национальной срочности является возможно более быстрое принятие ряда мер, которые дали бы нашим политикам, ответственным за принятие решений в интересах нации, более надежную основу для выработки политического курса, который будет пользоваться международной поддержкой. В частности:
- Администрации следует честно признать, что Соединенные Штаты были дезинформированы в отношении состояния и уровня иракских вооружений — факт, который уже очевиден для большей части планеты;
- Нужна реорганизация разведывательного сообщества; необходимо в срочном порядке принять соответствующие меры в этом направлении. Для восстановления доверия необходимо повысить ответственность и подотчетность;
- Небольшому комитету опытных людей, которым администрация доверяет (соответственно, в этом комитете не должно быть ее критиков вроде Вашего покорного слуги) следует поручить в короткий срок разработать и представить президенту план смены приоритетов и modus operandi разведывательного сообщества, сделав больший упор на создание эффективной агентурной разведки.
Угроза нашей национальной безопасности настолько серьезна, что невозможно решать вышеозначенные задачи традиционными способами. Нас не может устроить обычный подход, заключающийся в том, что дело поручают высокопоставленной комиссии, которая работает без спешки. Еще хуже было бы положить это дело под сукно. Если господствующая в мире нация будет слепа, то она сможет отразить угрозу только тогда, когда опасность будет уже неминуема. Лидирующая роль Америки в мире вправе рассчитывать на большее. Слово Америки снова должно стать непререкаемым для всего мира.
Источник: "Россия в глобальной политике", 5 февраля 2004 г.
|